Главное меню

ИКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗР PDF Печать E-mail
Автор: Корнева С.А.   
20.04.2014 13:33

ИКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

                                                   Корнева С.А., учитель английского языка       

                                                   г. Сургут, МБОУ СОШ № 44   

 

На основе национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» и в рамках модернизации российского образования для достижения нового качества образования осуществляется внедрение средств ИКТ в образовательный процесс.

   Использование ресурсов Интернет и ИКТ изменило подходы к разработке учебных материалов по иностранному языку.
Применение современных технологий делает процесс обучения более интенсивным и интересным, создает оптимальные условия для успешного освоения программного материала, позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

   Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

   Я несколько лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Я использую на уроках учебные и игровые программы. При использовании ИКТ появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. 

   Информационная деятельность в  начальном обучении состоит в  организации медиауроков с использованием компьютера и интерактивной доски/медиапроектор/,  телевизор с большим экраном (один на класс), принтера, сканера, в исследовании, сборе и  обработки информации с привлечением цифрового оборудования: теле, аудио, видео средств обучения, в использовании  Интернет-коллекций ЦОР/ CD медиатек, в работе на уроке и подготовке заданий, выступлений детей -  личное информационное пространство учеников.

   Комплект цифрового оборудования, которое я использую на уроках: проекционное оборудование/ интерактивная доска, телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера , аудио оборудование,  диктофон.

Формы ИКТ активности учителя:

• Демонстрации с использованием проектора, интерактивной доски

• Подборка и конструирование медиауроков (медиатеки, аудиотека, видеотека, Интернет-коллекции ЦОР)

• Подготовка индивидуальных заданий (обучающие программы и тесты, электронные диагностические задания)

• Практическая работа (организация проектных, исследовательских работ с помощью медиауроков и медиатек, игровые обучающие программы, компьютерные творческие среды для детей, редакторы, пр.)

Формы ИКТ активности детей:

• Индивидуальное или групповое выступление: презентация с помощью ИКТ

• Проектная работа: поиск, обработка готовых и создание собственных информационных объектов с помощью инструментов  и средств ИКТ

• Исследование процессов с использованием инструментов и средств ИКТ

• Индивидуальное компьютерное тестирование

• Практикумы с интерактивными заданиями

   Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Благодаря  программе Microsoft Office PowerPoint можно составлять презентации по самым разнообразным темам. Также можно использовать программу Microsoft Photo Story, которая помогает создавать захватывающие видеоистории, рассказы с изображениями. В эти истории можно добавлять названия изображений, комментарии и музыкальный фон. Вот некоторые темы последних презентаций: « Времена года. Погода», « Животные», « Одежда», «Город будущего», «Прогулка по Лондону», «Зимние и летние виды спорта», «Еда. Напитки», «Знаешь ли ты Британию?», « Школьные предметы», « Праздники».

   В качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Профессор Хиггинс. Фонетика. Грамматика», «Английский язык от A до Z», «Школьный курс английского языка», «Сказки», «10 лучших замков Великобритании», «Это Британия» и многое другое. 

   Обязательно использую краеведческий материал с видеофильмами и фотозарисовками (фотографии снимаю на цифровой фотоаппарат) «Наш город, наш край», «Природа Югры», «Зимний лес», «Река Обь».

   Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. На уроках для проверки уровня сформированности речевых умений я использую тестовые задания. За годы использования ИКТ я разработала разные виды лексико-грамматических тестов, тестов по страноведению  со 2 по 4 класс. Также я применяю на уроках on-line        тесты, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку,                           и выявить свои недоработки по той или иной теме. 
   Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму. 
   Особое место в моей работе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем. Обучение построено на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации учащихся.  Педагог выступает здесь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

   Учащимися под моим руководством разработаны и выполнены разные проекты с использованием программ Microsoft Office PowerPoint и Microsoft Photo Story: «Любимое время года», «Журнал мод», «Моя семья», «Сочини свою сказку», «Путешествие в волшебную страну», «Любимые виды спорта» и другие. Ребята помещали туда фотографии и рисунки, изображения добавляли комментарии и музыкальный фон, используя  ресурсы сети Интернет, современные компьютерные технологии, мультимедиа.

   Компьютер и интерактивную доску, как правило, я использую во время обсуждения нового материала, а также в ходе закрепления и обобщения знаний. Учащиеся с удовольствием выполняют упражнения на интерактивной доске, когда нужно, например, сопоставить слова, предложения  и картинки, части предложения, составить  предложения и т.д.

   Применение технологии мультимедиа и ресурсов сети Интернет помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.

   ИКТ позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, способствует развитию их познавательных интересов, формируют умения самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации, позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, учитывая индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

   Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интенсивным и интересным.
       Компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом.

     Компьютер является средством формирования и совершенствования    самоконтроля.                                    

В затруднительных случаях он позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные «ключи» для успешного решения задания.
    Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

    Это способствует повышению качества образования.

 

Литература

1. Гальскова Н.Д  Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя - М. : АРКТИ, 2000.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.Л.Стандарты второго поколения. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Полтавская М. Дети и социальные сети. Социально – психологические особенности интернет – общения школьников//Начальная школа. -  2014. - №1.

5. Соколова Т. Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников в режиме учебного проектирования//Начальная школа. –  2013. - №7-8.

6. Соколова Т. Формирование ИКТ – компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой//Начальная школа. – 2013. - №11.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н..   Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: - М.: Глосса-Пресс, 2010.


8. Щербатых Л.Н. Развитие творческого мышления школьников на раннем этапе изучения английского языка//Английский язык. – 2014. - №4.

Обновлено 20.04.2014 14:28
 
Яндекс.Метрика