ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ |
Автор: Разенков И. В. |
18.04.2014 19:34 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ Разенков И. В. ООО Сервис Плюс, г. Уфа Внеучебная и внеклассная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса любой школы. Ее специфика заключается в том, что она осуществляется в свободное от учебного процесса время и, чаще всего, вид деятельности выбирается учеником самостоятельно. Школа, в свою очередь, обязана выступать организатором такой деятельности и контролировать этот процесс. В школах существует специальный персонал, отвечающий за досуг учащихся – заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, вожатые и т.д. Образовательными стандартами и планами по учебной и воспитательной работе предусмотрены внеклассные и внешкольные мероприятия и виды деятельности. Они специфичны по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения и должны соответствовать принципам ведения внешкольной работы: · Добровольности; · Общественной направленности; · Инициативы и самодеятельности; · Использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций; · Учета возрастных и индивидуальных особенностей. Существует большое множество форм организации досуга школьников. Самыми популярными являются кружки, клубные объединения детей по интересам, комплексные формы детских образовательных объединений (студии, мастерские, школы и т.д.). Занятия детей в подобных организациях позволяют выявить раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта. К основным методам организации внешкольной деятельности относятся: · методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.); · методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т. п.); · методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); · методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т. п.); · методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке). В настоящее время основным кругом интересов молодого поколения являются компьютерные устройства и технологии, с помощью которых педагоги могут привлечь детей к организованной внешкольной деятельности. Средства ИКТ в умелых руках могут стать инструментом для повышения эффективности внеучебной и внешкольной деятельности учащихся, в организации их досуга. Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т.п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр [3, с.120]. Использование ИКТ во внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование умений самостоятельно приобретать знания и обрабатывать информацию, осуществлять учебную и исследовательскую деятельность. Умение искать и отбирать информацию, которое формируется в процессе работы с компьютером, является одним из важнейших составляющих образовательного стандарта. Отсюда следует, что перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимуществ информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей: · повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; · активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников; · углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников); · усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий; · закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий; · формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ; · повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; · осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; · развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств. Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются: · вовлечение школы в построение единого информационного пространства; · формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества; · формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; · развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; · развитие познавательной и творческой активности учащихся; · формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; · развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности; · повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; · развитие материально-технической базы системы общего среднего образования; · организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей; · развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.); · внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу; · осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; · развитие способности свободного культурного общения; · обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; · всестороннее развитие личности ребенка; · организации содержательно досуга детей и молодежи [1, с 143 - 145]. Как показала международная практика и многочисленные эксперименты, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся посредством коммуникационных технологий дает высокий педагогический результат. Наиболее эффективным методом оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников необходимо организовать: · проведение и консультирование проектной деятельности; · доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся); · внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.); · работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов); · досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, «компьютер для младших школьников», клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.). Во внеучебной и внеурочной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей: 1. Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности школьников. 2. По содержанию и форме средства ИКТ должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей школьников в системе дополнительного образования, внеучебной и внеурочной деятельности. 3. Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых. 4. Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности. 5. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени. 6. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников. В процессе планирования досуговой деятельности школьников педагог должен предусмотреть разнообразие в формах воплощения возможностей для удовлетворения индивидуальных потребностей каждого ребенка. Рекомендуется использовать задания, побуждающие к основным этапам побуждающего обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Учителю необходимо организовать работу так, чтобы каждый ребенок мог сам выбрать скорость, методы и способы выполнения задания.
Литература
1. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. – Москва, 2005. – 231с. 2. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с. 3. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности: Методическое пособие / Синицына Г.П., Макарова Н.С., Максимова М.А.; Под общей редакцией Н.В. Чекалевой – Омск., 2008. – 100 с. 4. www.tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii/p12.php |
Обновлено 20.04.2014 21:01 |