ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ |
Автор: Горюшкин Е.И., Катальникова Е.С. |
11.04.2014 12:06 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Горюшкин Е.И., канд.пед.наук, ст.преподаватель, Катальникова Е.С., ассистент г.Курск, ГБОУ ВПО КГМУ В настоящее время происходит широкое внедрение коммуникационных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности, в том числе и в медицину. В связи с этим информатика испытывает определенный подъем: новые технологии дают этой науке новые возможности; хорошо зарекомендовавшие себя подходы и методики претерпевают ряд изменений (улучшений) благодаря опять же бурному развитию информационных технологий. Современные информационные технологии позволяют существенно расширить поле методических разработок преподавателя в вузе и значительно разнообразить, а иногда и усовершенствовать учебный процесс. Преподавание информатики в высших медицинских учебных заведениях имеет свою специфику. На сегодняшний день компьютер и различные информационные технологии неразрывно связаны с любой человеческой деятельностью, а тем более с медициной. Современный медицинский персонал вне зависимости от категории обязан владеть минимальным набором знаний работы с компьютером. А если говорить о современном компьютерном оборудовании, которое применяется в лечебных учреждениях во время различных операций или диагностик, то его освоение тоже невозможно без обладания минимальными знаниями работы с компьютером. Именно поэтому, изучение информатики представляется одной из важных составляющих будущего успешного специалиста в медицинской области. Студенты и врачи должны уметь работать с основным набором общепользовательских прикладных программ, таких как: текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, браузеры, почтовые программы, программы-переводчики и т.д. В Курском государственном медицинском университете изучение информатики и современных информационных технологий начинается с первого курса. Студенты получают знания по работе с общепользовательскими прикладными программами. Сам процесс изучения дисциплины состоит, как и в большинстве вузов, из лекций и семинаров. Однако, применяемые в последние годы различные подходы и информационные технологии в обучении позволили существенно расширить и варьировать процесс обучения информатике. Во-первых, применение совсем не нового метода проектов позволяет существенно разнообразить процесс обучения информатике. Сам по себе проект – это совокупность определенных действий, документов, текстов для создания реального объекта. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В качестве примера можно привести следующее: студенты вначале изучают текстовый и табличный редакторы. Параллельно с этим, они выполняют самостоятельную работу на определенные тематики. Метод проектов состоит из трех этапов. Первый заканчивается после изучения текстового редактора. Студенты показывают черновые наброски исследуемой темы, оформленные по ГОСТу. Затем, после изучения табличного редактора (второй этап) в их исследовании появляются графики, а сама работа принимает законченный вид. На третьем этапе, студенты учатся подготавливать презентации, на основании того теоретического материала, который уже имеется. Вместе с этим, часть студентов ведет научно-исследовательскую работу. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности одни из последних достижений научно-технического прогресса. Все темы опять же подбираются с учетом специфики профессии. Как правило, все их объединяет использование современных информационных технологий в медицине. Таким образом, к зачетному занятию у студентов уже имеется готовая работа по исследуемой тематике с презентацией полученного материала. Лучшие работы оформляются в виде статей или выступлений на студенческих конференциях. Во-вторых, использование тестовых технологий позволяет не только измерить уровень знаний студентов, но и определить педагогические стратегии, которые вуз должен применять при обучении студентов информатике. Дело в том, что результаты тестирования ежегодно предоставляют педагогический материал, отражающий специфику довузовской и вузовской подготовки студентов, последующее обучение которых, безусловно, должно производиться с учетом этой специфики. Подобный материал должен учитываться при ежегодной корректировке рабочих учебных планов и программ с целью повышения общей эффективности учебного процесса по информатике. Действительно, если в ходе тестирования по информатике выявлено общее недопонимание студентами одной из тем учебного курса, то при последующем обучении педагог должен затратить больше учебного времени и уделить большее внимание изучению этой темы. Дополнительное учебное время и другие ресурсы для этого могут быть высвобождены в результате упрощенного рассмотрения тем, известных студентам в большей степени. Подобные, «понятные всем», темы учебного курса также выявляются в процессе тестирования. Практическое внедрение системы корректировок содержания и методики образования в зависимости от уровня подготовленности студентов, выявленного в ходе адаптивного тестирования по информатике, сталкивается с проблемами обработки и учета больших информационных потоков, решение которых возможно на основе использования современных информационных технологий. Достаточно большое внимание в современных педагогических исследованиях уделено вопросам формирования и совершенствования содержания обучения информатике. Однако существующие теоретические разработки дают, как правило, общее направление формирования содержания курса, оставляя существенное поле для варьирования при практическом отборе содержания конкретного курса. Корректировка содержания может происходить на основе различных экспертных оценок и рекомендаций, полученных, в том числе, и за счет анализа результатов тестовых работ студентов. В данном случае анализ результатов тестирования можно рассматривать как одну из допустимых форм педагогической экспертизы. В настоящее время информатика является неотъемлемой составляющей системы подготовки специалистов в вузах. Это обусловлено многими причинами, в числе которых глобальная информатизация общества, невозможность осуществления профессиональной деятельности без эффективного использования преимуществ информационных и телекоммуникационных технологий, необходимость критического осмысления все возрастающих объемов информации, с которыми приходится иметь дело современному специалисту. Литература 1. Горюшкин Е.И. Использование результатов адаптивного тестирования в обучении информатике в вузе // Материалы II Международной научно-практической конференции «ИТО-Черноземье-2008». «Информационные технологии в образовании». – Курск: Изд-во КГУ, 2008, Ч.2. – С.18-23. 2. Екжанова Е.А, Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов . — М.: Дрофа, 2008. — 210 с. 3. Математико-информационные технологии в совершенствовании образования по результатам вступительных тестовых испытаний. // Вестник КазНУ. / Алма-Ата, – 2002, №31. С.137-144. (В соавт. Балыкбаев Т.О., Бидайбеков Е.Ы.) 4. Электронный ресурс, посвященный социальной сети работников образования. URL: http://nsportal.ru |
Обновлено 11.04.2014 12:08 |