ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ |
Автор: Ильясова Р.Р. |
07.04.2014 20:38 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ильясова Р.Р., канд.хим.наук, доцент г. Уфа, ФГБОУ ВПО БашГУ
Современные информационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Первенство в практическом применении информационных технологий принадлежит высшему образованию. Традиционные технологии обучения, в том числе, химическим наукам, в ряде случаев уже исчерпывают себя. Ограниченны возможности и информационных технологий. Поэтому, только их гармоничное сочетание способствует обогащению деятельности высших учебных заведений, улучшая качество образования и его доступность [1]. В настоящее время одним из практических направлений применения информационных технологий в высшей школе становится их внедрение для контроля результатов обучения. Контроль результатов обучения— важная часть процесса обучения в высшей школе и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение, поскольку позволяет педагогу и студентам корректировать запас знаний, приучает к систематической работе, способствует самостоятельности, формирует навыки самоконтроля. В частности, технологии компьютерного обучения были реализованы автором в виде проведения пробного компьютерного тестирования студентов 1 курса биологического факультета специальности «Экология» с использованием тестов, разработанных автором по темам общей химии. Автором были предложены тесты с выбором ответа, по 20 заданий в каждом из четырех вариантов, для решения в течении 1 часа. Применение компьютеров для тестового контроля знаний учащихся на текущем этапе обучения химии показало, что преподаватель получает оперативно сведения о качестве усвоения материала, не затрачивая время на устную или письменную проверку контрольных работ. Систематическая проверка знаний разнообразит учебный процесс. Кроме того, главное достоинство компьютерного тестирования – объективная и независимая оценка уровня знаний студентов. Однако среди тех, кто знаком с процедурой тестирования, бытуют распространенные заблуждения относительно тестов. Многие преподаватели считают, что тест охватывает лишь поверхностный слой знаний студентов, для его выполнения не требуется сложных интеллектуальных действий. Существует мнение, что тест составить легко. Все эти мнения небезосновательны, но возникли в результате столкновения с недоброкачественной продукцией, которой в настоящее время достаточно большое количество [2]. Следует отметить, что особенно важно овладение современными информационными технологиями будущим учителям. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем оставаться в прошлом. В связи с этим, чрезвычайно важным становится такое обучение будущих учителей химии школ, преподавателей ВУЗов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области, в частности, в химии, но и на общей культуре, включающей информационную. Применение информационных технологий (в том числе, компьютеров) в учебном процессе, особенно на этапе контроля и оценки приобретенных знаний дает возможность педагогам не только получать оперативно результаты обучения, но и реализовать свои педагогические идеи. Литература 1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академа, 2003. – 188 с.
2. Михалева Т.Г. разработка педагогических тестов по химии. М.: Вако, 2013. – 105 с. |