Главное меню

О РЕЗУЛЬТАТАХ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Мальцев Д.В., Шагиева Ф.И.   
18.03.2014 10:32

О РЕЗУЛЬТАТАХ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Мальцев Д.В., канд. хим. наук, ст. преподаватель

Шагиева Ф.И. , канд. физ.-мат. наук, доцент

г. Бирск,  ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ

 

Аннотация

 В данной статье приведены результаты анкетирования преподавателей и учащихся по проблематике дистанционного обучения. Опрос проведен в Бирском филиале Башкирского государственного университета (БФ БашГУ) в течение февраля-апреля 2012 года и в школах города Бирск. Результаты: Больше половины всех опрошенных считают, что дистанционная форма обучения в образовании  нужна. Необходимо организовать проведение информирующих мероприятий.

Ключевые слова

 Дистанционное обучение

 

Мы живем в информационном обществе, в развитии которого главную роль играют информация и знания. Существенным образом изменяется стратегия образования, причем широкое использование информационных технологий является важнейшей чертой информатизации образования, технической основой реализации дистанционного обучения (ДО).

В нашей стране, а не только за рубежом, дистанционное обучение стало уже свершившимся фактом, однако, его внедрение идет гораздо медленнее у нас.

Использование дистанционного обучения  открывает новые возможности в подготовке специалистов. Любой человек может повышать квалификацию, переучиваться, получать второе образование, не совершая поездок в учебное заведение. Это делает обучение более доступным. Учебный процесс при ДО включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу обучающихся [3]. Наиболее данная форма обучения востребована студентами заочных отделений [5]. Кроме того, ДО может рассматриваться и как самостоятельная форма обучения [6]. Но по мере роста популярности ДО закономерно возникают споры о его эффективности и проблемах организации такого учебного процесса [4]. В конечном итоге, данная технология должна быть удобна и преподавателям и учащимся.

С появлением в БФ БаШГУ системы ДО Moodle многие преподаватели стали разрабатывать свои дистанционные курсы, и уже начали их использовать, но в основном для контроля самостоятельной работы студентов. Однако, как уже отмечалось выше, не все являются сторонниками такой формы обучения. В частности, многие преподаватели не желают предоставить всю накопленную информацию по преподаваемым дисциплинам на обозрение в сеть Интернет. Так же, не все имеют возможность переводить материалы в электронный формат, либо же есть противники системы ДО в связи с тем, что при дистанционном обучении учащийся лишен живого человеческого общения с учителем, что способствует, по их мнению, неполноценному образованию.

В связи с этим, перед нами стояла цель: определить, готовы ли преподаватели и студенты Бирского филиала Башкирского Государственного Университета, а также школьники города Бирск перейти к дистанционному обучению. Что необходимо сделать для успешной реализации данного обучения? Для этого необходимо определить информированность разных групп опрошенных по проблеме ДО. Поддерживается ли ими данное направление. Результаты исследования позволят судить о возможности непосредственного запуска данной системы обучения в вузе и школах города.

Различие во мнениях среди преподавателей и студентов в зависимости от факультета рассматривалось ранее [1,2]. В данной работе взяты средние цифры для всех преподавателей, студентов очного и заочного обучения и школьников.

В качестве инструмента было выбрано анонимное бланочное анкетирование. Это позволило не отнимать много времени у анкетируемых, раздавать анкеты как сразу группе так и индивидуально и не требовало наличия компьютерного класса со специальными программами. Анкетные данные позволяли легко перевести ответы в проценты и дать количественный анализ ответов в зависимости от принадлежности опрашиваемых к разным группам (преподаватели, студенты, школьники).

Для достижения цели были поставлены задачи:

- Провести бланочное анкетирование;

- Внести данные в электронные таблицы;

- Провести сравнительный анализ ответов по разным группам опрошенных;

- Предложить исходя из полученных данных пути решения возможных проблем.

Опрос был проведен в течение февраля-апреля 2012 года. Всего опрошено 86 преподавателей и 138 студентов очного и 75 заочного отделений.  Также опрошено 40 учащихся из трех школ города Бирск.

Исследование не претендует на высокую точность данных в силу небольшой численности анкетируемых. Тем не менее, оно позволяет выделить совпадение и отличие мнений обучаемых и преподавателей по конкретным вопросам.

По проблематике дистанционного обучения было предложено ответить на три вопроса:

1)    «Нужна ли дистанционная форма обучения в высшем образовании?»

2)    «Дистанционное образование заведомо хуже очного»

3)    «Сколько раз должен приезжать учащийся в ВУЗ при дистанционной форме обучения?»

Результаты представлены в таблицах 1, 2 и 3. Для школьников вопросы незначительно видоизменены, что указано в примечаниях к таблицам. Ответы на 1 и 2 вопрос не взаимоисключающие. Анкетируемый мог выбрать несколько ответов одновременно. Тем не менее, как правило, выбирался только один вариант из предложенных.

 

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Нужна ли дистанционная форма обучения в высшем образовании?»(а)

Варианты ответов

Преподаватели

Студенты (очно)

Студенты (заочно)

Школьники

(9, 11 кл)

Нужна

58 %

59 %

35 %

35 %

Не нужна

2 %

1 %

5 %

32 %

Нужна для поддержания Заочного обучения (для уменьшения времени личного присутствия на сессии)

35 %

21 %

56 %

-

Нужна для поддержания Очного обучения (позволяет повторять материал перед экзаменом, зачетом)(b)

5 %

13 %

3 %

20 %

Не знаю что такое «Дистанционное обучение»

0 %

6 %

1 %

13 %

(а) Для школьников вопрос звучал: «Нужна ли дистанционная форма обучения в образовании?»

(b)Вариант для школьников: «Нужна, позволяет повторять материал перед экзаменом, зачетом»

 

Таблица 2. Распределение вариантов ответа на высказывание «Дистанционное образование заведомо хуже очного?»

Варианты ответов

Преподаватели

Студенты (очно)

Студенты (заочно)

Школьники

(9, 11 кл)

Да

31 %

12 %

19 %

35 %

Нет

7 %

25 %

25 %

13 %

В зависимости от обучаемого и качества дистанционных курсов

47 %

41 %

37 %

20 %

Может быть даже более эффективным, так как есть возможность смотреть видеолекции ведущих преподавателей и ученых мира

15 %

19 %

9 %

25 %

Затрудняюсь ответить

0 %

3 %

9 %

8%

 

Таблица 3. Распределение вариантов ответа на вопрос «Сколько раз должен приезжать учащийся в ВУЗ при дистанционной форме обучения?»(a)

Варианты ответов

Преподаватели

Студенты (очно)

Студенты (заочно)

Школьники

(9, 11 кл)

Только при сдаче документов и на получение диплома

8 %

24 %

11 %

30 %

Раз в год

27 %

25 %

32 %

18 %

Два раза в год

51 %

42 %

49 %

43 %

Другое (можете написать)

14 %

9 %

8 %(b)

10 %

(a) Для школьников вопрос звучал: «Сколько раз должен приезжать учащийся в школу при дистанционной форме обучения?»

(b) студенты предлагали не приезжать вообще(4%), приезжать 3 раза в год(3%) и приезжать 4 раза в год (1%).

 

Анализ результатов опроса

Для определения, поддерживается ли разными группами опрошенных внедрение ДО, был задан вопрос «Нужна ли дистанционная форма обучения в высшем образовании?» (для школьников вопрос звучал: «Нужна ли дистанционная форма обучения в образовании?»). В результате проведенного анкетирования выяснилось, что преподаватели и студенты считают дистанционную форму обучения нужной. Таково мнение больше половины опрошенных (табл. 1). Причем многие подчеркнули, что ДО нужно именно для поддержания существующей заочной формы обучения. Школьники настроены более негативно. 32 % опрошенных относятся к ДО отрицательно. Тем не менее, 35 % поддерживают и 20 % считают ДО полезным для повторения материала перед экзаменом. Конечно, здесь может играть фактор меньшего знакомства школьников с данным понятием. О чем свидетельствуют 13 % незнающих, что такое дистанционное обучение.

Таким образом, непосредственная реализация ДО в БФ БашГУ вполне возможна, так как поддерживается большинством опрошенных. Но, тем не менее, среди студентов и школьников есть незнакомые с данной формой обучения. Соответственно, для эффективного внедрения ДО нужно организовать информирующие мероприятия для студентов и школьников.

Отвечая на высказывание «Дистанционное образование заведомо хуже очного» треть преподавателей показали однозначный скептический настрой относительно эффективности данного вида обучения (табл. 2). Почти половина считает, что многое зависит от обучаемого и качества учебных курсов. Студенты настроены менее скептически, но также считают, что все зависит от учащегося и от качества дистанционного курса. Интересно, что треть школьников, как и преподавателей, считают ДО неэффективным. Но в отличии от преподавателей, 25 % школьников допускают, что ДО может иметь высокую эффективность.

Таким образом, больше половины опрошенных фактически не знают потенциал данной формы обучения и потому считают ее заведомо неэффективной. Всем группам опрошенных необходимо организовать информирующие мероприятия, раскрывающие все возможности ДО. Но наиболее важно, в данной ситуации организовать обучение преподавателей, так как, в конечном счете, от их квалификации будет зависеть качество дистанционных курсов.

Удивительная корреляция всех анкетируемых наблюдается в ответах на вопрос «Сколько раз должен приезжать учащийся в ВУЗ (или школу) при дистанционной форме обучения?» (табл. 3). Половина выбрали «два раза в год». Этот результат говорит о том, что учащиеся не стремятся полностью игнорировать учебное заведение и осознают полезность личного общения с преподавателями. Кроме того, как показывает практика, студенты заочного отделения испытывают затруднение приезжать три раза в год. Результат опроса позволяет обосновать перевод одной сессии из трех заочного отделения на дистанционную форму.

 

Выводы

На основе представленных в таблицах 1, 2 и 3 результатов можно сделать следующие выводы: 

- Больше половины всех опрошенных считают, что дистанционная форма обучения в образовании  нужна. Но для эффективного внедрения ДО нужно организовать информирующие мероприятия для студентов и школьников, раскрывающие общие принципы работы с такой формой обучения, работу в специальных программных средах.

 - Необходимо организовать обучение преподавателей созданию качественных курсов ДО и методики работы с учащимися через специализированные программные среды ДО.

- Перевести одну сессию заочного отделения на дистанционную форму обучения. Данная задача может рассматриваться как первоочередная, после проведения информирующих, обучающих занятий для всех групп анкетируемых. Именно с ее реализации логично начать развертывание данной системы обучения.

Таким образом, на примере одного ВУЗа и нескольких школ можно сказать, что большинством преподавателей и студентов введение ДО поддерживается. Тем не менее, для максимально эффективного внедрения ДО необходимо организовать проведение информирующих мероприятий для всех групп опрошенных.  

 

Литература

1.     Галлямова Р.Ф., Мальцев Д.В. О результатах анкетирования преподавателей по проблеме дистанционного обучения // Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (26-30 апреля 2012 г.). URL: http://www.birskin.ru/index.php/2012-03-27-12-36-17/34-2012-02-07-11-10-47/75-2012-04-29-06-45-38 (дата обращения: 20.05.2012).

2.     Дигинашева Э. В., Мальцев Д.В. О результатах анкетирования студентов по проблеме дистанционного обучения // Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (26-30 апреля 2012 г.). URL: http://www.birskin.ru/index.php/2012-03-27-12-36-17/34-2012-02-07-11-10-47/76-2012-04-29-06-50-03 (дата обращения: 20.05.2012).

3.     Лещанова В.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2006. № 2. С. 107-119.

4.     Сабаев И.А. Проблемы создания дистанционного (ДО) и смешанного обучения (СО) // Образовательные технологии и общество. 2009. Т. 12. № 4. С. 479-484.

5.     Титова О.В. Телекоммуникационный подход в обучении студентов заочников // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. Т. 8. № 7. С. 187-189.

6.     Шаров В.С. Дистанционное обучение: Форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 236-239.

 
Яндекс.Метрика