РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ» |
Автор: Князева Ю.Г., Волкова Т.И. |
20.06.2013 13:03 |
РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА Князева Ю. Г. Волкова Т. И., к. п. н., доцент г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ
Изменения, которые происходят в системе образования России, приводят к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них. В настоящее время широкое распространение получают такие нетрадиционные для отечественного образования формы обучения и контроля как педагогические тесты. Однако при применении тестов педагоги сталкиваются с двумя основными проблемами. Первая проблема связана с недостаточным количеством методической литературы, которая позволила бы педагогу самому научиться составлять тесты, отвечающие дидактическим требованиям. Это приводит к тому, что педагог, не обладая достаточной теоретической базой, начинает сам составлять тесты, которые оказываются в итоге недостаточно качественными. Вторая проблема – выбор современных инструментальных компьютерных систем тестирования. Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться при сравнительной оценке компьютерных тестовых систем, – это недостаточная разработанность соответствующих дидактических критериев, а также отсутствие серьезных исследований в области сравнительных количественных оценок функциональной полноты систем тестирования в образовании. В тоже время в сети Интернет представлено достаточно много разработок инструментальных авторских систем тестирования, многие из которых являются свободно распространяемыми. Возникает противоречие между предоставляемыми возможностями дистанционных ресурсов для организации компьютерного тестирования и недостаточной подготовленностью педагогов к их использованию. На основе проведенного теоретического анализа требований к организации компьютерного тестирования, а так же возможностей информационной системы управления содержимым электронного обучения Moodle нами разработан дистанционный курс «Теория и практика организации компьютерного тестирования». Будучи разработанным в среде Moodle, курс позволяет ставить и реализовывать в процессе обучения следующие задачи: · подготовка людей, обладающих навыками работы с различной информацией (ее поиск, понимание и восприятие, использование для решения задач различного рода, анализа, синтеза и оценки); · развитие коммуникационных умений и навыков путем организации его общения через форумы, чаты и так далее; · формирование стремления к постоянному самообразованию; · подготовка профессионально-компетентных кадров в педагогической сфере деятельности. В ходе реализации задач курса используется метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного обучаемого, консультируемого студента, учителя, клиента, нуждающегося в научно-технических услугах (обучение «один к одному»). В структуре дистанционного курса можно выделить три основные части, раскрывающие: 1. Дидактические основы организации тестового контроля знаний; 2. Технологию организации компьютерного тестирования с помощью инструментальных систем; 3. Разработку инструментальной системы в среде программирования Delphi. Расположение разделов разработанного курса построено так, что информация содержащаяся в них представлена в такой последовательности, которая соответствует этапам подготовки к проведения компьютерного тестирования. Первоначально необходимо ознакомиться с научно-методическими основами тестового контроля знаний. Поэтому в первом разделе раскрывается история возникновения тестового контроля, затем происходит знакомство с тестом как методом педагогического измерения, только после этого приводится классификация тестов, формы тестовых заданий и требования к организации компьютерного тестирования. Изучив этот материал, можно перейти к разделу, раскрывающему технологию организации компьютерного тестирования на основе инструментальных систем. В нем дается обзор автоматизированных инструментальных систем (АИС) компьютерного тестирования, представленных в сети Интернет. Разработаны критерии для проведения сравнительного анализа возможностей этих систем, приведена таблица, на основе которой можно выбрать подходящую АИС. В следующем разделе приведена информация о том, как правильно обработать результаты тестирования, проверить составленный тест на надежность и валидность. Для тех участников курса, которые знакомы с программированием, приведен раздел, изучив который можно разработать свою систему компьютерного тестирования. В этом разделе приведено подробное и последовательное описание всех этапов разработки приложения в среде программирования Delphi. Структура курса «Теория и практика организации компьютерного тестирования» базируется на блочно-модульном принципе построения и включает в себя следующие блоки: 1. Методические материалы (методические рекомендации и указания). 2. Учебные материалы (блоки с лекциями, тесты). 3. Дополнительные материалы (видео, презентации, ссылки на интернет-ресурсы). 4. Коммуникации (форум, внутренняя почта, рассылка, обмен сообщениями). Ниже представлено краткое содержание курса: Новостной форум Раздел 1: История возникновения и развития тестового контроля · Возникновение тестирования · Педагогическое направление в развитии тестологии · Развитие тестирования в России Раздел 2: Психолого-педагогические аспекты тестирования · Тест как метод педагогического измерения · Уровни тестов · Основные показатели качества теста Раздел 3: Виды тестов и формы тестовых заданий · Классификация тестов · Формы тестовых заданий и требования к их составлению · Организация компьютерного тестирования Раздел 4: Обзор автоматизированных инструментальных систем (АИС) компьютерного тестирования, представленных в сети Интернет 1. MyTest 2. Айрен 3. NetTest 4. eTest 5. AdTester 6. TestBOX 7. UniTest 8. AditTestdesk 9. SuperTest v 2.4 10. TeachLab 11. SunRav TestOffice Pro v5.1 12. Сравнительный анализ рассмотренных АИС 13. Разработка информационно-поисковой системы «АИС компьютерного тестирования» в среде Delphi Раздел 5: Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования · Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования · Расчет характеристик тестовых заданий на основе анализа статических данных в среде Excel · Проверка надежности и валидности теста · Интерпретация результатов тестирования Раздел 6: Практикум «Разработка системы компьютерного тестирования в среде Delphi 7» Раздел 7: Задания для участников курса · Итоговый тест · Глоссарий курса · Вопросы и обсуждения · Анкета
Изучение данного курса позволяет существенно повысить качество проводимого компьютерного тестирования, проводить подготовку студентов и преподавателей на новом качественном уровне в рамках развития компетентностного подхода в образовательной среде.
|
Обновлено 18.10.2013 12:20 |