Автоматизированное рабочее место руководителя методического объединения Печать
Автор: Красноперова Л. Е., Доценко Е.Б.   
17.06.2013 20:40

Автоматизированное рабочее место

руководителя методического объединения

Красноперова Людмила Евгеньевна,

учитель информатики, МБОУ «Федоровская СОШ №1», Сургутский район, ХМАО-Югра,

sergaigrovka@mail.ru

Доценко Елена Борисовна,

учитель информатики, МБОУ «Федоровская СОШ №5», Сургутский район, ХМАО-Югра,

arina3008@mail.ru

 

Работники сферы образования ежедневно затрачивают много времени на бумажную работу: портфолио, отчеты, результативность и др. Наличие единого банка данных может стать универсальным средством  обработки информации. Поэтому автоматизированное рабочее место необходимо рассматривать как усилитель интеллектуальных возможностей человека и универсальное средство обработки информации.

Главное условие успешного функционирования образовательных учреждений заключается в быстром и эффективном осуществлении сбора, обработки и хранения огромных массивов информации. Использование возможностей современной вычислительной техники для автоматизации процесса обработки информации позволяет увеличить производительность труда, повысить эффективность работы с документами и ускорить обмен управленческой информацией. В настоящее время большое распространение получила концепция распределенных автоматизированных систем управления, направленных на локальную обработку информации. Это позволяет организовать разделение труда управленческого персонала и автоматизировать выполнение им своих функций [4].

Рабочее место руководителя методического объединения - это рабочее место, оснащенное персональной ЭВМ, которая на основе использования программного, методического и информационного обеспечения позволяет автоматизировать информацию. А также, рабочее местовключает в себя и дополнительное цифровое оборудование, а также специальное программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия в сообществе, позволяющие педагогу наиболее полно реализовать профессиональные потребности в образовательном процессе [5].

В системе управления образовательными учреждениямипри помощи программы «АРМ Директор», внедренной в общеобразовательные учреждения Сургутского района,отсутствует автоматизированное рабочее место руководителя методического объединения. Для облегчения работы руководителя методического объединения поступило предложение создать базу данных «Автоматизированное рабочее место руководителя методического объединения».

Вся работа была выстроена в следующем порядке:

Подготовительный этап. На данном этапе была изучена работа руководителя методического объединения, произведен сбор и анализ входных данных и информационных потоков, выстроена единая концептуальная модель данных.

Основными функциями руководителя методическим объединением, в которых возможно эффективное использование автоматизированной системы, являются:

· ведение личного дела педагога;

· ведение нормативных документов о самообразовании педагога;

· контроль за качеством преподавания учебных предметов цикла;

· составление протоколов контрольных работ по предметам;

· составление экзаменационных работ по предметам;

· ведение диагностических карт для аттестации педагогов;

· ведение проблемных анализов результатов деятельности;

· осуществление контроля за качеством подготовки учителей к урокам.

Основной этап. Для выполнения работы выбрано приложение MSAccess, так как данная программа  исключительно удобна в использовании благодаря готовым шаблонам и эффективным средствам, которые сохраняют свою важность по мере увеличения объема данных.  MicrosoftAccess  позволяет эффективно работать с данными пользователям, не являющимся квалифицированными специалистами в ходе  работы с базой данных. Кроме того, новые Web-базы данных расширяют возможности приложения MicrosoftAccess, упрощая отслеживание сведений, их совместное использование и составление отчетов [10].

Основной этап был выполнен по  следующему алгоритму:

· проектирование и разработка структуры базы данных (приложение 1);

· разработка структуры и дизайна форм: эмблема, стиль заголовков, управляющие элементы, фон, поля для заполнения данных;

· создание основных форм базы данных «АРМ руководителя МО» (приложение 2);

· разработка сайта «РМО учителей информатики»;

· внедрение в формы дополнительных элементов управления:

o в форму «Общие сведения» добавлена кнопка «Расчет» для запуска программы «Расчет стажа», которая вычисляет  стаж работника (приложение 3);

o в форме «Портфолио педагога» используется запуск программы MSPowerPoint для отображения достижений учителей методического объединения (приложение 4);

o в формы «Результаты ЕГЭ» и «Результаты ГИА» добавлена подчиненная форма для заполнения данных о результативности экзаменов и для автоматического формирования отчета» (приложение 5);

o в форму «Методическая помощь» добавлен управляющий элемент  для запуска сайта «МО учителей информатики» на примере  методического объединения учителей информатики;

· создание итоговых отчетов.

Заключительный этапзаключался:

· в апробациибазы данных  «АРМ руководителя МО» в общеобразовательных учреждениях  в СОШ  № 1, 2, 5.
В ходе апробации были выявлены следующие недостатки: отсутствие комментариев к элементам управления (кнопки «Общие сведения»,  «Список сотрудников», «Результаты ЕГЭ и ГИА») вызывало трудности в ходе заполнения данными  БД  «АРМ руководителя МО»;

· в анализе допущенных ошибок,
устранении выявленных недостатков, разработке рекомендаций о правилах  работы с БД  «АРМ руководителя МО»
(приложение 6).

База данных «АРМ руководителя МО» позволяет решить следующие задачи:

  • упрощение выполнения функций руководителя МО;
  • сокращение времени на подготовку и оформление документов;
  • получение оперативной информации о педагогах;
  • ускорение поиска необходимых сведений;
  • постепенный перевод бумажных документов в электронную форму.

Таким образом, данная автоматизированная система имеет ряд преимуществ:

· Простота и удобство интерфейса. Работа руководителя осуществляется в одном модуле (окне). Предусмотрена возможность ввода информации пользователем.

· Вся необходимая и актуальная информация собрана в одном месте. Документы сопровождаются портфолио педагогов, сайтом методического объединения.

· Наглядный отчет. АРМ помогает руководителю предоставлять наглядную статистику в виде отчета по результатам учебного года.

· Получение аналитической информации о работе. АРМ позволяет руководителю получать различные аналитические отчеты о работе методического объединения.

В результате проделанной работы были определены положительные аспекты использования базы данных «АРМ руководителя МО»:

o бесплатная программа;

o минимальные требования к оборудованию (операционная система WindowsXP, процессор Pentium III, ОЗУ не менее 16 MB, свободное дисковое пространство 10 MB, монитор с разрешением 800 x 600);

o минимальные требования к программному обеспечению (MSOffice 2007, конструктор сайтов).

Школа на сегодня показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами учителя, классного руководителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора.

Созданная база данных позволяет автоматизировать и реализовывать те основные функции, которые выполняет руководитель методического объединения.

В перспективе база данных «Автоматизированное рабочее место руководителя методического объединения» должна стать  частью единого информационного пространства в рамках района.

Список используемой литературы
1.      Безручко В.Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика»: учебное пособие /  В.Т. Безручко. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008.- 368 с.
2.      Диго С.М. Базы данных. Проектирование и создание./ С.М. Диго. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.- 172 с. 
3.      MicrosoftAccess 2002. Русская версия. Шаг за шагом./MicrosoftAccess 2002. -М.:ЭКОМ, 2002. – 352с.
4.      Макаров Г.А. Автоматизированное рабочее место "Сельский учитель"/Г.А. Макаров// http://festival.1september.ru/articles/104470

5. Автоматизированная информационно-аналитическая система АРМ Директор /Научно производственное объединение ЭФА/ / http://www.efa-efa.ru/obdir.htm Официальный

6. Автоматизация в образовании/ Лаборатория информатизации управленческой деятельности//http://avcons.wordpress.com/rsrc

7.      Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003. – 512 с.
8.      Чернецов Д.Е. PowerPoint – средство для создания презентаций /  Д.Е. Чернецов // http://www.refu.ru/refs/67/26205/1.html
9.      Энциклопедия Википедия / Википедия //  http://ru.wikipedia.org/wiki
10.  Яндекс для Web мастеров / Яндекс// http://help.yandex.ru/webmaster