Главное меню

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Сахипова Э.М.   
26.04.2012 09:15

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК  СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ


Сахипова Э.М., учитель начальных классов
МОБУ СОШ д. Кундашлы Балтачевского района РБ


Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов:

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» [1]. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных  технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. С помощью MS Word разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

- учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

  1. какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
  2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
  4. какие уроки целесообразно делать компьютерными;
  5. как организовать компьютерные занятия.

Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают учителю начальных классов,  создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала: создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание презентации  на определенную тему по учебному материалу; поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке  урока, внеклассного мероприятия, самообразования;  мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания;  создание текстовых работ.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: какова эффективность использования этой технологии  (демонстрация, видеоряд) в сравнении с традиционным, опробованным подходом. Если использование ИКТ позволить сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, и его обязательно следует использовать. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сам процесс применения ИКТ, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием ИКТ.   Наш опыт  внедрения  информационных технологий в учебный процесс показал, что  наиболее предпочтительными   являются  уроки, на которых компьютер используется в демонстрационным варианте. Этот путь во многом  является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения  (большой экран снимает проблему ограничения работы обучающегося  перед экраном монитора); использование проектора позволяет также  эффективнее управлять учебным процессом. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. В результате использования информационных технологий на уроках стала наблюдаться динамика качества знаний обучающихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех обучающихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем обучающимся на каждом уроке было интересно. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность. Элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействует на обучающихся намного сильнее, чем только слова учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета. Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность обучающихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Литература

1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000гг.-М.: 2000. -168с.

2. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе: Материалы научно-практической конференции.-2000г.

3. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. // Начальная школа. №1. 2008.

4. Юркина С.В. «Использование ИКТ в начальной школе»// http://festival.1september.ru/articles/565527/

5. Яковлев А.И. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0

 

Обновлено 26.04.2012 09:44
 
Яндекс.Метрика