МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА Печать
Автор: Софронова Н.В.   
22.04.2012 13:36

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА

Н.В.Софронова, д.п.н., профессор

г. Чебоксары, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

 

Дистанционный конкурс – это внеклассное мероприятие соревновательного характера по какому-либо предмету школьных дисциплин, при котором организаторы и учащиеся находятся на удаленном расстоянии друг от друга. Дистанционные конкурсы можно отнести к классу слабоструктурированных систем, поскольку в основных процессах организации дистанционных конкурсов участвуют люди, а именно, организаторы, учителя и учащиеся. Слабоструктурированная система это система, в корой наблюдается несоответствие существующего состояния управляемой системы желательному состоянию, заданному руководством (управляющим субъектом), для которой практически отсутствуют количественные зависимости между описывающими ее факторами [1]. Практически любая социальная система, в том числе, и педагогические системы, являются слабоструктурированными, поскольку присутствие человеческого фактора в системах делает их нечеткими, сильно зависящими от индивидуальности (прежде всего, индивидуальное отношение и уровень понимания проблемы) людей, принимающих участие в процессе.

Модель процесса организации дистанционного конкурса можно представить как взаимосвязь четырех основных компонентов: организаторы, учителя, сайт и конкурс (рис. 1).


 

Рис. 1. Модель процесса организации дистанционного конкурса.

 

Посредниками в организации и проведении дистанционных конкурсов являются учителя. Для них организаторы разрабатывают сайт, на котором размещается положение о конкурсе, договор-оферта, актуальная информация. Каждый учитель имеет свой личный кабинет, в котором хранится информация о его заявках, оплате, полученных результатах и пр. Успешность организации дистанционного конкурса конкретным учителем (T) зависит от следующих параметров:

T = <T1, T2, T3, T4>, где

T1 - уровень информационной компетентности учителя;

T2 - заинтересованность в проведения конкурса в классе (или школе);

T3 - загруженность учителя урочной работой;

T4 - организаторские качества учителя.

Только один из этих параметров подлежит четкой формализации, а именно, T3 - загруженность учителя урочной работой, который можно вычислить почасовой нагрузкой учителя (количество уроков в неделю). Остальные параметры имеют нечеткое значение.

Уровень информационной компетентности учителя (T1) очень важен при организации дистанционных конкурсов. От его уровня зависит успешность основных необходимых действий учителя: зарегистрироваться на сайте, оформить заявку, получить необходимую информацию, получить результаты и распечатать их на сертификатах и дипломах (третий этап). Практика организации дистанционных конкурсов (конкурс «Инфознайка», сайт www.infoznaika.ru) показывает, что большинство учителей не обладают высоким уровнем информационной компетентности. На этапе подготовки они задают до 2000 вопросов (примерно, 16 вопросов в день). Причем бóльшая часть ответов уже есть на сайте, учителя не могут (или не хотят) найти нужную информацию. С целью ограничения количества вопросов на сайте был размещен виртуальный собеседник Инф, которого обучили отвечать на часто задаваемые вопросы (количество вопросов сократилось примерно в 8 раз). Заметим, что регулярное участие учителей в дистанционных конкурсах способствует росту их информационной компетентности. Измерить уровень информационной компетентности учителей можно с помощью специально разработанных методик (часто используемых при аттестации учителей).

Показатель T2 - заинтересованность в проведения конкурса в классе (или школе), демонстрирует уровень мотивации учителя. Условия аттестации учителя являются сильным внешним стимулом (мотивом) при организации дистанционных конкурсов. Есть еще и внутренний мотив – желание учителя заинтересовать своих учеников предметом, который он преподает. Для измерения мотивации существует достаточно большое количество методик, в которых в явной или опосредованной форме выявляется структура мотивации учителя. На мотивацию участия в конкретном дистанционном конкурсе влияют условия, комфортность участия и престиж самого конкурса. Слишком высокая плата за участие в конкурсе понижает мотивацию. Постоянное сопровождение и возможность общаться напрямую с организаторами конкурса – повышает мотивацию. Уровень всероссийской или международной игры так же повышает мотивацию учителей к их участию в данном дистанционном конкурсе.

Параметр T3 - загруженность учителя урочной работой, как было сказано выше, поддается четкой формализации, однако нельзя проводить однозначное соответствие между загруженностью учителя и успешностью организации конкурса. То есть нельзя утверждать, что чем больше уроков в неделю проводит учитель, тем у него больше проблем с организацией конкурса. Успешность проведения дистанционного конкурса скорее зависит от мотивации и организаторских способностей учителя (при условии достаточной информационной компетентности). То есть единственный хорошо формализуемый показатель не дает однозначное соответствие с результатом.

T4 - организаторские качества учителя, под которыми мы имеем в виду умение работать с документацией (прежде всего в электронном виде), во время оформить заявку, заинтересовать детей в конкурсе, во время провести конкурс, собрать результаты и отправить их организаторам, получить сертификаты, дипломы и призы и торжественно вручить их ученикам. Организаторские способности тоже можно измерить и учитывать их при проведении конкурса. Для этого существуют прямые и косвенные показатели. К прямым показателям можно отнести: количество задаваемых вопросов (чем меньше, тем лучше), сбои на этапах проведения конкурса (чем меньше, тем лучше). К косвенным (то есть не имеющим однозначное соответствие с результатом) показателям можно отнести рост числа участников в конкурсе, поскольку в малокомплектных школах рост числа участников ограничен количеством учащихся.

Таким образом, из четырех параметров, характеризующих поведение учителя при организации дистанционного конкурса, три являются нечеткими, а хорошо формализуемый показатель слабо влияет на результат.

Успешность деятельности организаторов по проведению дистанционного конкурса (Y) оценивается следующими параметрами:

Y = < Y1, Y2, Y3, Y4>,

Y1 - обеспечение нормативно-правовой базы;

Y2 - показатель коммуникативности;

Y3 - содержание заданий конкурса;

Y4 - мотивация.

Показатель Y1 указывает на наличие договоров между организаторами и учителями, положения о конкурсе, графика проведения конкурса и уровню соответствия графику реального процесса дистанционного конкурса. Кроме того, игра должна быть сертифицирована, сайт - зарегистрирован, используемое программное обеспечение – лицензировано.

Под коммуникативностью (Y2) при организации дистанционных конкурсов подразумеваем общение между организаторами и учителями. Возможность обратиться к организаторам в любое удобное время, которая обеспечивается средствами телекоммуникационных технологий (прежде всего, электронная почта, но так же чат, форум, видеосвязь), усиливает эффективность организации дистанционного конкурса.

Параметр Y3 - содержание заданий конкурса, является многокомпонентным. Он должен отражать несколько показателей: уровень соответствия заданий возрастным особенностям школьников (тезаурус и лингвистическая композиция), соответствие содержанию образования на данной ступени, соответствие учебникам и стандарту образования, привлекательность и оригинальность, доступность заданий.

И, наконец, мотивация (Y4) – показатель, который имеет перспективное значение. Чем выше будет мотивация участия в конкурсе у учителей, тем выше динамика развития конкурса. Мотивация обеспечивается совокупностью таких показателей, как Y2 и Y3, но имеет и дополнительные ресурсы. Например, добротные и оригинальные призы, обеспечение всех участников сертификатами, а учителей – благодарностями, вычисление рейтинга результатов на уровне ученика, класса, школы, региона, страны. Предоставление рейтинговых оценок на разных уровнях является для учителя важным показателем его собственной профессиональной деятельности, поэтому вызывает самый живой интерес.

Требования к сайту можно описать следующими параметрами:

S = <S1, S2, S3, S4>,

S1 – адекватная загрузка во всех броузерах;

S2 – понятный, привлекательный и комфортный интерфейс;

S3 – наличие актуальной информации;

S4 – наличие дополнительной, но востребованной информации.

Показатель S1 – адекватная загрузка во всех броузерах, является обязательным техническим показателем, необходимым требованием ко всем сайтам. Всегда надо учитывать, что учителя используют практически все имеющиеся броузеры. Важно, чтобы предъявление информации на сайте не ухудшалось из-за того, что кто-то пользуется непопулярными броузерами.

Понятный, привлекательный и комфортный интерфейс (S2) обеспечивается привлечением дизайнеров. На сегодняшний день требования к сайтостроению и дизайну одинаково важны. Надо не только, чтобы все ссылки работали, но и чтобы посещение сайта вызывало положительные эмоции, что как раз и обеспечивается показателем S2.

Актуальная информация (S3) – это та информация, которая предоставляет возможность для действий на перспективу. На сайте всегда должна быть информация, отражающая этапы проведения дистанционного конкурса, новости, действия организаторов и пр.

Привлекательность сайта (а значит и посещаемость) повышает наличие дополнительной, но востребованной информации (S4). Для сайта www.infoznaika.ru – это методические материалы, главы авторского учебника по информатике, материалы для организации внеклассных мероприятий, задачи конкурса прошлых лет и пр.

P – это результат, который формирует вектор управления. Основные параметры вектора: P = <P1, P2, P3>,

P1 – динамика увеличения количества участников конкурса;

P2удовлетворенность (отсутствие жалоб);

P3благодарности (возможно с позитивными предложениями).

Таким образом, мы имеем многокритериальную задачу. Для выбора оптимального решения в многокритериальных задачах существует достаточно большое количество методик. Например, метод анализа иерархий (МАИ, Analytic Hierarchy Process, AHP), множество Парето, функция полезности, процедура Дайера-Джиофриона, метод Зайонца—Валлениуса и др.

 

Литература:

  1. Авдеева, З. К. Методы формирования стратегий решения слабоструктурированных проблем на основе когнитивных моделей. – М., 2006.