Инновации и вызовы цифровой трансформации экономики |
![]() |
Автор: Стовба А.В.,Швецов М.С.,Заярнюк А.Н. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.06.2025 12:02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИННОВАЦИИ И ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ Стовба
А.В., к.ф.н., доцент, Швецов М.С., студент, Заярнюк
А.Н., доцент, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация.
Статья посвящена исследованию процесса перехода России к
цифровой экономике и трансформации государственной системы в условиях новой
национальной программы, принятой в 2025 году «Экономика данных и цифровая
трансформация государства». Рассматриваются ключевые достижения предыдущего
этапа реализации нацпроекта «Цифровая экономика» (2018—2024). Рассмотрены проблемы и препятствия,
возникающие в ходе реализации программы, такие как технологическая зависимость
от зарубежных компонентов, риск угроз информационной безопасности и
недостаточная эффективность институциональных механизмов поддержки
инновационных инициатив. Ключевые
слова: цифровая экономика, цифровая
трансформация, национальные проекты, инновации. Переход государства к цифровой экономике стал неотъемлемым условием конкурентоспособности на глобальном рынке в 21 веке. Этот процесс охватывает не просто автоматизацию процессов, но и реорганизует экономическую, социальную и управленческую на основе данных и высоких технологий [1; 6; 12]. Цифровая трансформация представляет собой преобразование формы организации деятельности общества в той или иной сфере на основе использования цифровых информационных технологий. С 2019 по 2024 гг. в России была реализована национальная программа "Цифровая экономика" [1]. Её итоги можно увидеть в таблице 1. Таблица 1 - Итоги
реализации национального проекта «Цифровая экономика» (2018-2024 гг.)*
Составлено по данным [2].
Новый этап развития — национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства", утвержденный в 2025 году. Этот проект, курируемый заместителем председателя правительства Дмитрием Григоренко и министром цифрового развития Максутом Шадаевым, ориентирован на превращение данных в ключевой ресурс экономического роста при одновременном обеспечении цифрового суверенитета и технологической независимости. Цели наглядно отмечены в таблице 2. Для обеспечения реализации стратегии были введены новые методологии оценки "цифровой зрелости" губернаторов. Под «цифровой зрелостью» понимается уровень цифровизации государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования. Эта мера помогает стимулировать развитие цифровых технологий и инноваций на региональном уровне. На развитие национального проекта понадобится 2,3 триллиона рублей, из них 996,5 млрд рублей будут выделены из бюджетных ассигнований, а остальные внебюджетные средства.
Таблица 2 - Цели национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация
государства»*
*Составлено по данным
[5].
Несмотря на важность и перспективность возникают проблемы с реализацией. Основная проблема это технологическая зависимость. Несмотря на инвестиции и господдержку в отечественные решения, они нуждаются в высоких технологиях, например чипы для телефонов, компьютеров, моделей искусственного интеллекта [3; 4; 11]. Санкции со стороны недружественных стран усложняют и делают более дорогим импорт, это транслируется в цены на данную продукцию, что негативно влияет на спрос, как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса [11]. Вторая проблема это киберугрозы. Участившиеся кибератаки не дают в полной мере реализовать потенциал сбора данных, так как многие люди опасаются их оставлять из-за опасности их передачи в руки злоумышленников. Существуют качественные российские решения в данной сфере, в частности это компания "Касперский", но для этого нужна координация многих ведомств, чего не так уж и легко достичь. Институциональные барьеры препятствуют развитию новых технологий ввиду своей медлительности и излишней бюрократизации. Внедрить в работу цифровые решения бывает сложной задачей и требуется работа по смягчению барьеров [8; 10]. Для реализации понадобится взаимодействие, основанное на государственно – частном партнёрстве. В таблице 3 указаны основные направления для повышения цифровой зрелости. Таблица 3 - Основные направления повышения цифровой зрелости
Цифровая
трансформация России эволюционировала от точечной автоматизации к системной
"экономике данных", где информация становится ключевым фактором
производства [7; 10]. Опыт России важен
для стран со схожими условиями. Демонстрируется, что цифровизация - не цель, а
инструмент диверсификации экономики и повышения качества жизни. Литература 1. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. Цифровизация как
фактор экономического роста и устойчивого развития сельских территорий //
Никоновские чтения. 2021. № 26. С. 139-143. 2. Национальная
программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Федеральный портал
цифровых технологий: офиц. сайт. – М., 2024. – URL: https://digital.gov.ru/target/naczionalnaya-programma-czifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federaczii (дата обращения:
06.06.2025). 3. Низамов С.С. Значение и задачи инновационного развития в
целях экономической безопасности национальной экономики // Санкт-петербургские
встречи молодых ученых; Материалы I всероссийского конгресса адъюнктов,
аспирантов и соискателей ученых степеней. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский
университет МВД России, 2023. С. 647-652. 4. Низамов С.С. Агропромышленный комплекс в условиях цифровой
экономики // Вклад молодых ученых в аграрную науку: Материалы Международной
научной студенческой конференции. Кинель: Самарский государственный аграрный
университет, 2022. С. 322-326. 5. О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
[Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // Официальный
интернет-портал правовой информации: pravo.gov.ru. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=606911096&intelsearch=&firstDoc=1 (дата обращения:
06.06.2025). 6. Стовба А.В., Соколов В.М., Заярнюк А.Н. Цифровые инновации
в системе государственного и муниципального управления // Актуальные проблемы и
тенденции развития современной экономики и информатики: Материалы Международной
научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. С. 208-211.
7. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного
российского общества / автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. 22 с. 8. Стовба Е.В., Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей
оптимизации производственной структуры агроорганизаций на уровне сельских
территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права.
2011. № 4 (40). С. 355-362. 9. Стовба Е.В., Низомов С.С. Оптимизация отраслевой структуры
агроорганизаций как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного
производства // Международный научный журнал. 2014. № 2. С. 34-39. 10. Цифровая
трансформация общества: новые вызовы и возможности [Электронный ресурс] //
Национальная электронная библиотека Республики Татарстан. – URL: https://kitap.tatar.ru/media/attaches/participant_pages/43_bibl/
1a6a5d4a5937449a804d352e1998bd82_цифровая_трансформация_общества.pdf (дата обращения:
05.06.2025). 11. Semin
A., Bukhtiyarova T., Stovba E. The use of cluster and foresight technologies in
the design of strategies for sustainable development of rural areas of the
region // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering.
International Science and Technology Conference «FarEastCon 2019», 2020. P.
082007. 12. Stovba
Ye.V., Masalimov R.N. Using the behavioral approach in forming strategy of
sustainable development of rural territories of a region // В
мире
научных
открытий. 2014. № 9-1 (57). С. 389-407. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено 22.06.2025 12:06 |