Трансформация образовательной среды в цифровой экономике Печать
Автор: Саликова М.Н.,Стовба А.В.,Заярнюк А.Н.   
22.06.2025 11:51

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Саликова М.Н., студентка,

Стовба А.В., к.ф.н., доцент,

Заярнюк А.Н., доцент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. В статье актуализируется роль и значение трансформации образовательной среды в цифровой экономике, что влечет за собой изменение школьной программы для создания условий подготовки гражданина и профессионала для жизни и работы в цифровой экономике на основе современных педагогических и цифровых технологий. Сделан вывод, что приоритетным, в современном развитии и трансформации образовательной среды, является отечественное цифровое проектирование программ и цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровая экономика, образовательная среда, цифровые технологии, трансформация, электронный документооборот.

 

На совеменном этапе развития экономики страны в целом, актуальной стала необходимость перехода к более обширному качественному образованию, в основе которого заложено всестороннее развитие учащегося, как отдельной личности. Основными аспектами трансформации должны стать: персонализация обучения, разработанного с учетом интересов, опыта, предпочтительных способов и темпов освоения знаний для конкретного обучающегося; электронное образовательное пространство, состоящее из программных ресурсов, предназначенных для решения задач учебного процесса, в неё входят школьная инфраструктура, сетевые решения и устройства, файловые хранилища, электронные образовательные материалы и другие; портфолио в цифровом формате, составляющая база индивидуальных достижений ученика; принятие решений в условиях цифровизации на основании исследований информационных массивов, генерируемых интернет платформами; электронный документооборот, обмен в цифровом формате через интернет; трансформация методов обучения и адаптация испытанных и надежных способов на основе применения цифровых ресурсов, например смешанное и адаптивное обучение, обучение вне стен классной комнаты, мобильное обучение и геймификация [1; 3; 5].


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10. 2023 г. № 2894-р утвержден новейший перспективный курс в части цифровой трансформации образования, обновлен план, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения, указаны методики расчета показателей цифровой трансформации  образовательного процесса  в детских садах, школах, профессиональных образовательных учреждениях, в том числе специализированных курсах. В ходе выполнения этого плана предполагается повысить долю отечественных электронных продуктов, применяемых в проектах по цифровизации образования, целевые показатели по которым достигли в 2024 году – 40,8%, в 2025 году планируется уже достичь 42%. Дорожной картой  реализации этой стратегии разработан  проект «Библиотека цифрового образовательного контента» и  15.04.2025 г. сформирован перечень задач по проектированию и разработке функциональности данного сервиса, а  к 30 июня 2025 г. запланирован запуск процедуры доработки функциональности сервиса в соответствии с перечнем задач по его развитию.


В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» осуществляется обширная деятельность по обеспечению учреждений новейшими техническими средствами и разработке цифровых инструментов и материалов для качественного обучающего процесса. Документооборот  в образовательных учреждениях ведется по телекоммуникационным каналам, включая электронные реестры кадров, электронные журналы и дневники.


В электронной форме предоставляются услуги в сфере образования, такие как запись в школу, участие в ГИА, отслеживание текущей успеваемости. Создаётся современная инфраструктура образовательных учреждений, включающая классы с компьютерным обеспечением, средства визуализации преподаваемых материалов, доступ к интернету и другие ресурсы [7; 8]. Осуществляется современная управленческая деятельность на основе данных типовых сайтов мониторинга использования оборудования, автоматизированной подготовки отчётов. Проводится подготовка кадров для работы в цифровой образовательной среде через сотрудничество с региональными центрами технологического развития и повышение квалификации [6].


Благодаря реализации проекта к концу 2024 года были достигнуты следующие ключевые результаты и показатели: 21556 образовательных учреждений получили цифровое оборудование; были открыты 329 центров для детей «IT-куб»; 1307565 учителей прошли обучение и  используют платформу цифровой образовательной среды; разработаны и внедрены 66 наборов верифицированного цифрового образовательного контента, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Источником финансирования явился федеральный бюджет 69,9 млрд. руб., из них передано субъектам Российской Федерации 57,5 млрд. руб.

 По  национальному проекту на стимулирование новых разработок предусмотрено более 50 миллиардов рублей. В Государственную думу внесен законопроект о внедрении отечественной многофункциональной цифровой платформы, предоставляющей звонки и сообщения, а также приложение будет содержать электронное удостоверение личности в виде паспорта, водительских прав, документов на льготы, студенческого билета, школьной карты.


Правительством в прошлом году было принято 11 стратегий цифровой трансформации. Крайне важно, чтобы все они были направлены на достижение конкретных результатов в широком применении цифровых технологий. Каждая сфера деятельности должна стремиться к этому как в ближайшем будущем, так и в долгосрочной перспективе, до 2030 года. Необходимо отметить, что уже сейчас необходимо одновременно с созданием отечественных технологий и программного обеспечения внедрять их в работу. Первостепенная задача - обеспечить подготовку специалистов нового уровня. Эта работа должна начинаться уже в школе.


По оценкам Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, дефицит квалифицированных кадров в сфере информационных технологий может составить миллион человек. 30 марта 2024 года Президент России Владимир Владимирович Путин утвердил Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию 2024 года. Он содержит 30 пунктов, включающих  165 поручений. Значительный блок поручений посвящен развитию школьного образования на период  до 2030 года и  далее. Продление до 2030 года программы «Модернизация школьных систем образования», предусмотрев выделение на ее реализацию не менее 317,5 млрд. рублей.


По информации от 03.06.2025 года, к рубежу 2030 года поставлена задача добиться перехода 80 % российских организаций ключевых отраслей экономики на использование программных продуктов созданных в России. Правительство продолжает создавать для этого необходимые условия, в том числе в рамках нового национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».


 Развитие образовательного пространства невозможно без её дальнейшей цифровой трансформации и назрела  необходимость разработки и применения национальных цифровых технологий и программ, так как образование находится в неразрывной связи с цифровой экономикой страны в целом [2; 4]. За счет формирования базы лучших практик создания образовательных и воспитательных пространств, мотивации и стимулирования опыта цифровой трансформации обучающей среды, будет обеспечено создание передовых школ, в том числе и в имеющихся вузах.


Выпускники школ и вузов при дальнейшем трудоустройстве будут способны обеспечить создание собственных линий разработки отечественных высокотехнологичных товаров и услуг. В итоге выполнения всех предусмотренных мероприятий к 2030 г. Россия должна выйти на новый уровень  мировой конкурентоспособности, обеспечив качественное образование для всего населения, включая цифровую грамотность и развитие креативного мышления.

 

Литература

1. Бачурин Е.Ю., Стовба А.В. К вопросу обеспечения экономической безопасности в условиях интенсивного развития цифровой экономики // Совершенствование инженерно-технического обеспечения производственных процессов и технологических систем:  Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием. М.: ООО «Издательство «Перо», 2024. С. 595-598.

2. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. Цифровизация как фактор экономического роста и устойчивого развития сельских территорий // Никоновские чтения. 2021. № 26. С. 139-143.

3. Низамов С.С. Значение и задачи инновационного развития в целях экономической безопасности национальной экономики // Санкт-петербургские встречи молодых ученых; Материалы I всероссийского конгресса адъюнктов, аспирантов и соискателей ученых степеней. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. С. 647-652.

4. Низамов С.С. Агропромышленный комплекс в условиях цифровой экономики // Вклад молодых ученых в аграрную науку: Материалы Международной научной студенческой конференции. Кинель: Самарский государственный аграрный университет, 2022. С. 322-326.

5. Стовба А.В., Соколов В.М., Заярнюк А.Н. Цифровые инновации в системе государственного и муниципального управления // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики и информатики: Материалы Международной научно-практической конференции. Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. С. 208-211.

6. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. С. 395-398.

7. Semin A., Bukhtiyarova T., Stovba E. The use of cluster and foresight technologies in the design of strategies for sustainable development of rural areas of the region // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Science and Technology Conference «FarEastCon 2019», 2020. P. 082007.

8. Stovba Ye.V., Masalimov R.N. Using the behavioral approach in forming strategy of sustainable development of rural territories of a region // В мире научных открытий. 2014. № 9-1 (57). С. 389-407.