Главное меню

Внедрение цифровых технологий в систему управления развитием массового спорта и физической культуры PDF Печать E-mail
Автор: Корчажникова К.М., Шевалдина Е. И.   
20.06.2025 14:54


УДК 314.5 

 

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАССОВОГО СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Корчажникова К.М., студентка,

Уфимский государственный нефтяной технический университет,

г. Уфа,Россия

 

Научный руководитель: Шевалдина Е. И., к.социол.н., доцент кафедры «Региональная экономика и управление»

Уфимский государственный нефтяной технический университет,

 г. Уфа, Россия

 

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс внедрения цифровых технологий в систему управления развитием массового спорта и физической культуры. Основное внимание уделяется анализу современных цифровых инструментов и платформ, которые могут быть использованы для оптимизации управленческих процессов в данной сфере. Авторы исследуют возможности применения больших данных, аналитики, машинного обучения и других технологий для повышения эффективности планирования, организации и мониторинга спортивных мероприятий, а также для улучшения взаимодействия между спортивными организациями, тренерами, спортсменами и болельщиками.

Особое внимание уделяется вопросам создания интегрированных информационных систем, способствующих обмену данными и координации действий между различными участниками спортивного процесса. В статье также обсуждаются вызовы и перспективы цифровизации в контексте развития массового спорта и физической культуры, включая аспекты доступности, безопасности и конфиденциальности данных.

Ключевые слова: Цифровые технологии, управление, массовый спорт, физическая культура, большие данные, аналитика, машинное обучение, оптимизация, спортивные мероприятия, взаимодействие, информационные системы, координация, цифровизация, доступность, безопасность, конфиденциальность данных.

      

В последние годы на федеральном и региональном уровнях неоднократно подчёркивалась значимость физической культуры и массового спорта как факторов, способствующих укреплению общественного здоровья, формированию активной жизненной позиции граждан и снижению социальной напряжённости. Однако на муниципальном уровне, в частности в Ишимбайском районе Республики Башкортостан, реализация этих стратегических задач сталкивается с рядом системных и организационных затруднений, которые сдерживают полноценное развитие спортивной сферы и ограничивают её потенциал как инструмента социальной интеграции и профилактики заболеваний[1].


Одной из наиболее острых проблем, с которой сталкивается муниципалитет, является хроническая нехватка финансовых ресурсов, направляемых на развитие физической культуры. Бюджетные ассигнования, как правило, позволяют обеспечивать лишь текущее содержание существующих объектов, но практически не предусматривают возможности модернизации инфраструктуры или строительства новых спортивных площадок. В условиях износа значительной части материально-технической базы — особенно в сельской местности — это приводит к снижению качества предоставляемых услуг и, как следствие, к потере интереса населения к регулярным занятиям физической активностью[2].


К данной проблеме тесно примыкает и вопрос пространственного неравенства. Спортивная инфраструктура района распределена крайне неравномерно: если в городском поселении Ишимбай можно найти как минимум базовые условия для занятий спортом (стадионы, залы, бассейны, секции), то в отдалённых сельских населённых пунктах зачастую полностью отсутствуют даже минимально оборудованные площадки. Дети и подростки в таких населённых пунктах лишены возможности приобщаться к спорту в организованной форме, а взрослое население вынуждено либо полностью отказаться от регулярных занятий, либо преодолевать значительные расстояния, чтобы получить доступ к спортивным услугам, что на практике случается крайне редко.


Дополнительным барьером выступает кадровый дефицит. Отсутствие достаточного числа квалифицированных тренеров и специалистов физической культуры, особенно в малых населённых пунктах, обусловлено не только низким уровнем оплаты труда и отсутствием социальной поддержки для молодых специалистов, но и отсутствием механизмов закрепления кадров в сельской местности. Молодые выпускники профильных образовательных учреждений, как правило, не рассматривают муниципалитет как привлекательную территорию для построения профессиональной карьеры, особенно в условиях слабой перспективы роста, ограниченного доступа к программам повышения квалификации и социальной незащищённости[3].


Следует отметить и методологическую слабость действующей муниципальной политики в данной сфере. На практике она ориентирована, в большей степени, на формальное выполнение количественных показателей — таких как количество проведённых мероприятий или доля вовлечённого населения — при этом упускается из виду необходимость формирования устойчивой и глубокой мотивации к физической активности. Мероприятия носят в основном разовый, кампанийный характер, не интегрированы в повседневную жизнь сообщества и не формируют системных поведенческих изменений среди жителей района. Это приводит к тому, что значительная часть населения воспринимает участие в массовом спорте как эпизодическую активность, не имеющую долгосрочного значения.


Кроме того, остаётся слабым уровень взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества. Низкая степень включённости родительских объединений, молодёжных движений и общественных организаций в процессы проектирования и реализации спортивных инициатив приводит к тому, что принимаемые решения нередко оказываются оторванными от реальных потребностей населения. В результате теряется важнейший элемент социальной обратной связи, необходимый для корректировки приоритетов муниципальной политики и адаптации её к изменяющимся условиям.


Существенным ограничивающим фактором также выступает недостаточное использование цифровых технологий и современных средств коммуникации. На момент анализа в Ишимбайском районе отсутствует единая цифровая платформа, позволяющая гражданам в режиме онлайн получать информацию о спортивных мероприятиях, расписании секций, заполняемости групп, а также подавать заявки на участие или направлять предложения. Это снижает как уровень информированности населения, так и общий уровень гражданского участия, что, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию к систематическим занятиям физической культурой[3].


Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующая муниципальная политика в сфере массового спорта и физической культуры в Ишимбайском районе страдает от целого комплекса институциональных, организационных и ресурсных ограничений. Она не в полной мере соответствует современным социальным и демографическим вызовам, а также не использует доступные инструменты вовлечения населения и цифровизации управления. Решение обозначенных проблем требует не просто увеличения финансирования, но и переосмысления подходов — перехода от формального выполнения показателей к созданию устойчивой системы физического воспитания, в основе которой лежит активное участие местного сообщества, адресность и комплексность мер, а также открытость и доступность инфраструктуры.


По данным Администрации деятельности Муниципального района Ишимбайский район, рассмотрим стратегии социально-экономического развития муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан на период до 2030 года [4].


Основными направлениями работы по развитию физической культуры и спорта являются:


Повышение обеспеченности населения спортивными объектами и развитие спортивной инфраструктуры - строительство и реконструкция спортивных комплексов, залов и специализированных спортивных площадок (хоккейных коробок, баскетбольных площадок, теннисных кортов) с обеспечением их необходимым спортивным инвентарем, в том числе: строительство Ледового катка в г. Ишимбай; реконструкция пришкольных стадионов с оборудованием специализированных беговых дорожек, с разбивкой и нормативным оборудованием футбольного поля; реконструкция школьных спортивных залов с обеспечением доступа к ним жителей населенных пунктов в вечернее время;


Вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом через проведение районных соревнований, спартакиад, олимпиад и чемпионатов, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий среди различных возрастных, профессиональных и социальных групп населения, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями;


Развитие спортивных клубов, детских спортивных секций с оказанием поддержки по участию в региональных и общероссийских соревнованиях.


Создание условий для обеспечения равных возможностей для занятия физической культурой и спортом всех слоев и возрастных групп населения - проведение спортивных мероприятий, соревнований, спартакиад по адаптивной физической культуре, обеспечение доступности спортивных зданий и сооружений для лиц с ограниченными возможностями.


Формирование установок для ведения здорового образа жизни за счет осуществления комплексной работы по информационной, просветительской пропаганде через печатные средства массовой информации (газеты «Восход», «Торатау»), официальный сайт муниципального района, образовательные учреждения всех уровней.


Развитие системы доступных платных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, в том числе организация пунктов проката спортивного инвентаря (лыжи, коньки, велосипеды, тренажеры и т.д.), организация летней физкультурно-оздоровительной и спортивно туристской работы, летнего отдыха детей.


Совершенствование кадровой политики и развитие спорта высших достижений - для решения задачи необходимо повышать квалификацию действующих тренеров и привлекать в спорт молодые профессиональные кадры, создавать возможность использования современных методик обучения с целью совершенствования системы подготовки спортсменов высокого класса для повышения результативности их участия в региональных, общероссийских и международных соревнованиях, а также привлекать внебюджетные источники для финансирования массового спорта[4].


Формирование негативного отношения жителей района к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также развитие антинаркотической пропаганды - реализация системы мероприятий по профилактике негативных зависимостей и пропаганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних и молодежи, формирование системы комплексной профилактики наркомании, организация методической помощи специалистам в сфере профилактики наркомании.

 

Литература

 

1. Файзуллина, Г. Ф.,Шевалдина Е.И.,Влияние социально-экономических преобразований на развитие инфраструктуры региона / Г. Ф. Файзуллина, Е. И. Шевалдина // Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях глобализации экономики, Уфа, 19–20 ноября 2014 года / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Уфимский институт (филиал) Дрезденский технический университет, Словацкий технологический университет, Институт экономики УрО РАН. Том 2. – Уфа: Уфимский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова", 2014. – С. 229-231. – EDN UGTDCT.

2. Шевалдина, Е. И. Экономика и управление социальной сферы / Е. И. Шевалдина. – Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2023. – 51 с. – EDN OMOAAF.

3. Шевалдина, Е.И. Экономика и управление социальной сферы: Учебное пособие / Е.И. Шевалдина. – Уфа: УГНТУ, 2023.– 60 с.

4. Шевалдина, Е. И. Диагностика современного развития сферы спортивно-оздоровительных услуг на примере Октябрьского района городского округа город Уфа / Е. И. Шевалдина, В. К. Зайнуллин, Ю. С. Шевалдина // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2016. – № 3(17). – С. 31-41. – EDN ZBEQIP.

Обновлено 20.06.2025 15:01
 
Яндекс.Метрика