Кибербезопасность в условиях цифровой трансформации образования Печать
Автор: Айдагулова А.Р.   
18.06.2025 18:37

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Айдагулова А.Р., к.п.н.,

Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения кибербезопасности в условиях цифровой трансформации образования. Решающее значение в решении данной проблемы имеет ориентация образовательного процесса на освоение обучающимися практических навыков противодействия современным киберугрозам. Автор обращает внимание на необходимость представления учебной информации по изучению основ кибербезопасности в наглядной, схематичной форме.

Ключевые слова: кибербезопасность, цифровая трансформация образования, электронное обучение, киберугрозы.

 

Цифровая трансформация образования сопровождается созданием электронной информационно-образовательной среды вуза, что позволяет наиболее полно использовать возможности виртуальной обучающей среды Moodle для организации взаимодействия участников образовательного процесса. Вместе с тем, «сектор образования является одним из самых наименее защищенных с точки зрения безопасного информационного обеспечения» [2, с. 7]. Использование платформ и сервисов электронного обучения, сетевое общение с применением дистанционных технологий требует от пользователей соблюдения мер по обеспечению безопасности компьютерной информации, в том числе персональных данных.


Как отмечает Мельников Н.К., «требуют внимания такие важные аспекты цифровизации, как обеспечение кибербезопасности» [1, с. 203]. На наш взгляд, решающее значение имеет ориентация образовательного процесса на освоение обучающимися практических навыков противодействия современным киберугрозам. Среди основных угроз кибербезопасности следует выделить такие угрозы, как утечка информации, несанкционированный доступ и модификация (искажение) информации, удаление информационных ресурсов.


Обеспечение кибербезопасности в образовательной организации требует комплексного подхода, который включает в себя не только технические меры защиты компьютерной информации, но и обучение субъектов электронной информационно-образовательной среды основам кибербезопасности. В современных условиях преподаватели и обучающиеся должны уметь определять достоверность информации, защищать персональные данные, использовать программные средства защиты от вредоносного программного обеспечения.


Важно заметить, что на сегодняшний день не утрачивают своей актуальности вопросы создания наглядных учебных пособий по обучению основам кибербезопасности. Среди современных учебных пособий по основам защиты информации для среднего и высшего профессионального образования, преобладают работы, предназначенные для обучающихся по инженерно-техническим направлениям. Как правило, рассматриваемые в них вопросы не иллюстрируются схемами и могут отличаться высокой сложностью изложения материала.


Мы полагаем, что в современных условиях преподаватель не может ограничиваться традиционными приемами организации познавательной деятельности обучающихся. Молодое поколение испытывают потребность в получении учебной информации посредством наглядных, схематичных фрагментов и инфографики. В этой связи определенный научный интерес представляют техники схематизации учебной информации. Нами разработан наглядный дидактический материал (альбом схем), в котором в наглядной форме передан смысл формируемых знаний в области кибербезопасности. Основу альбома схем составили дополненные и переработанные материалы занятий лекционного и семинарского типа по дисциплине «Основы кибербезопасности», апробированные и используемые на кафедре управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России. Материал, положенный в основу альбома схем, существенно дополняет содержание дисциплины «Основы кибербезопасности» и формирует способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.


Отбор содержания для альбома схем осуществлялся в соответствии с принципами доступности (простота и доступность учебного материала для усвоения), последовательности изложения (структурированное содержание, изложение материала от простого к сложному), наглядности (схематизация учебной информации, конструирование средств наглядной и емкой передачи смысла формируемых знаний и практических действий).


В заключение следует подчеркнуть, что в условиях цифровой трансформации образования обеспечение кибербезопасности требует комплексного подхода. Эффективность подготовки во многом зависит от методического обеспечения образовательной среды вуза. Перспективным направлением видится изучение возможностей операционной системы Astra Linux в рамках дисциплины «Основы кибербезопасности», в особенности в вопросах по реализации требований безопасности информации. Мы считаем, что в ходе освоения данной дисциплины необходимо ориентировать обучающихся на более серьезное овладение и использование технических и программных средств в области защиты от несанкционированного доступа к информации.

 

Литература

1.       Мельников Н.К. Актуальные проблемы цифровизации высшего образования // Наука и образование - важнейший фактор развития общества в современных условиях : Материалы X Международной научно-практической конференции, Караганды, 14 апреля 2023 года / Министерство образования и науки Республики Казахстан; Центрально-казахстанская академия. Караганда: Кент - LTD, 2023. С. 203-206.

2.       Симонов А.В. Информационная безопасность в образовании в условиях цифровой трансформации // Информатизация образования и науки. 2021. № 2(50). С. 3-12.