Главное меню

Цифровая дидактика: новый взгляд на систему обучения PDF Печать E-mail
Автор: Потемкина Т.В.   
16.06.2025 20:55

ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Потемкина Т. В. д.п.н., профессор

Университет науки и технологий МИСИС, г. Москва

 

Аннотация. Автор обосновывает появление цифровой дидактики как отдельного направления теории обучения, основанном на изменении педагогической парадигмы в связи с развитием цифровой среды обучения. В центре внимания находятся вопросы становления концепции цифровой дидактики.   

Ключевые слова: цифровая дидактика, цифровая среда обучения

 

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых говорят о том, что расширение образовательного пространства в связи с появлением новых возможностей и ограничений цифровой среды вызвало необходимость определить особенности процесса обучения в изменившихся условиях.


Надо отметить, что именно дидактика, теория обучения, как область общей педагогики, в центре внимания которой находятся разработка и анализ применения методов обучения, оказалась наиболее чувствительна к изменениям, вызванными цифровой трансформацией системы образования.


Становление «цифровой дидактики» связывают с признанием тенденций, которые выявлены в результате анализа мирового опыта преподавания разных дисциплин в цифровой среде, а также с формированием научно-методической базы применения цифровых средств и цифровых инструментов, учитывающих разный образовательный контекст: индивидуальное и совместное обучение, обучение в аудитории и дистанционно, в сопровождении преподавателя и самостоятельно.

 

Оформляющаяся в виде отдельной образовательной среды – цифровая информационно-образовательная среда Интернет– начинает также приобретать свойства процесса обучения: способна помочь преподавателю в предъявлении учебной информации, обладает цифровыми платформами и приложениями, обеспечивающими обратную связь, располагает механизмами оценки академических достижений, создает условия для педагогического взаимодействия обучающегося с преподавателем.


Включение цифровых средств в качестве инструментов обновления образовательной среды вызывает появление и новых подходов к построению обучения, которые можно охарактеризовать как подходы, ориентированные на цифровую среду, «процессы преподавания и изучения цифровых технологий и использования цифровых технологий в образовательных пространствах» [1].


Кроме непосредственного применения существующих в сети Интернет инструментов для организации учебного процесса, в рамках цифровой дидактики обсуждаются вопросы педагогического сопровождения обучающихся, выстраивания взаимодействия между участниками образовательного процесса, построения обратной связи, повышения мотивации, рассматриваются темы проектирования образовательной цифровой среды и т.д.


Можно говорить о выделении нескольких исследовательских аспектов в изучении цифровой дидактики.


Основным фактором, фокусирующим внимание преподавателей на затруднениях, которые возникли в процессе преподавания онлайн, явилось нарушения парадигмы педагогического взаимодействия: принятая устоявшаяся практика педагогического взаимодействия «преподаватель-студент», где преподаватель занимает позицию ведущего, сместилось на субъектную позицию студента, которая увеличивает влияние учебной автономии.


К особенностям цифровой дидактики относят новые условия организации процесса обучения, требующие от преподавателя постоянного освоения новых цифровых инструментов, внедрения в практику способов вовлечения студентов в учебный процесс, обеспечения постоянной обратной связи при проведении занятий в смешанном, гибридном формате или онлайн, непрерывное обновление содержания учебной дисциплины в информационно-образовательной среде.Этот направление педагогических исследований касается прежде всего вопросов определения дидактических средств и способов организации цифровой среды обучения, установления педагогических требований и норм непосредственно к процессу обучения.


Кроме того, «ключевым понятием, определяющим цифровую дидактику как особую парадигму, является понятие трансформации: технологии используются не просто как средство обучения, а как его обязательный компонент, кардинально перестраивающий принципы, процессы и результаты обучения»[2].


В рамках цифровой дидактики все чаще также озвучивается как нерешенная такая проблема, как создание цифровой среды обучения, которая позволила бы приблизиться к естественной, существующей в традиционных формах обучения педагогической практике.


Названные направления научно-педагогического поиска говорят о том, что формируемые направления цифровой дидактики обладают отдельным объектом и предметом исследования.

Все это вызывает необходимость создания теоретико-методологической базы для развития цифровой дидактики.     

 

Литература

1.     Prensky M. What the world needs from education //Presentation made at the Commonwealth of Learning Forum (PCF).  2019.  Т. 9.

2.     Лебедева М. Ю. Векторы цифровой трансформации лингводидактики //Русский язык за рубежом. 2023. №. 1. С. 296.

 

 


 
Яндекс.Метрика