Анализ функциональных возможностей систем управления обучения для работы с академическими задолженностями Печать
Автор: Шарафутдинов А.Г. Киреев Р.Р.   
16.06.2025 20:06

УДК 37.016: 004.9

 

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ДЛЯ РАБОТЫ С АКАДЕМИЧЕСКИМИ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ

 

Шарафутдинов А.Г., к.э.н., доцент
Киреев Р.Р.
, студент

ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия

Аннотация. В статье рассматривается анализ функциональных возможностей систем управления обучением (LMS) в контексте работы с академическими задолженностями. В работе рассматриваются основные функции LMS, такие как мониторинг успеваемости, автоматизация процесса оповещения, персонализация обучения и интеграция с другими системами. Подчеркивается важность аналитического потенциала и практического применения LMS для улучшения академической успешности студентов.

Ключевые слова: Система управления обучением, LMS, академические задолженности, мониторинг успеваемости.


Современные образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью эффективного управления академическими задолженностями студентов. Ручные методы учета и контроля становятся неэффективными из-за увеличения числа обучающихся и сложности процессов. Системы управления обучением (LMS) предлагают инструменты для автоматизации этих задач, повышая прозрачность, сокращая временные затраты и минимизируя ошибки.


Системы управления обучением позволяют преподавателям и администраторам в реальном времени отслеживать успеваемость студентов. Это включает просмотр успеваемости по предметам, выполнение домашних заданий и успешность прохождения тестов. Такая возможность позволяет своевременно выявлять студентов с академическими задолженностями и предпринимать соответствующие меры.


LMS — это программные платформы, предназначенные для организации, доставки и отслеживания учебных процессов. Популярные системы, такие как Moodle, 1С:Университетпредоставляют функционал для управления академическими задолженностями.

 

Таблица 1. Сравнение функциональных возможностей LMS

Система

Учет задолженностей

Планирование пересдач

Интеграция с другими системами

Аналитика и отчетность

Moodle

Автоматический учет

Гибкое расписание

Да (API, плагины)

Статистика успеваемости

1С:Университет

Централизованная база данных

Календарь событий

Да (1С, Excel)

Формирование ведомостей

LMS позволяют:

       Автоматизировать сбор данных о задолженностях.

       Упрощать взаимодействие между студентами и преподавателями.

       Генерировать отчеты для анализа успеваемости.


Ключевая функция LMS — автоматизация рутинных задач. Например, система может автоматически фиксировать не сданные вовремя работы, уведомлять студентов и преподавателей, формировать списки для пересдач.

 

Таблица 2. Пример автоматизированного процесса учета

Этап

Действие системы

Результат

Выявление задолженности

Синхронизация с журналом успеваемости

Формирование списка студентов

Уведомление

Отправка email-оповещений

Информирование участников процесса

Планирование

Создание расписания пересдач

Назначение дат и ответственных

Фиксация результатов

Обновление данных в электронной ведомости

Закрытие задолженности

Автоматизация снижает нагрузку на административный персонал и уменьшает количество ошибок.

Эффективность LMS повышается при интеграции с другими корпоративными системами, такими как электронные деканаты, CRM или ERP-системы. Интеграция обеспечивает seamless-взаимодействие между различными платформами, что особенно важно для крупных учебных заведений.

LMS предоставляют инструменты для анализа данных, что позволяет выявлять тенденции и принимать управленческие решения. Например, система может формировать отчеты о количестве студентов с задолженностями, динамике их ликвидации и успеваемости по факультетам.

 

Таблица 3. Примеры отчетов в LMS

Тип отчета

Данные

Использование

Статистика успеваемости

Процент сданных работ

Оценка качества преподавания

Динамика задолженностей

Количество пересдач за период

Планирование нагрузки преподавателей

Прогнозирование

Риск неуспеваемости по дисциплинам

Профилактика академических рисков


Аналитические инструменты помогают администрации оптимизировать учебный процесс и своевременно реагировать на проблемы.

Некоторые LMS поддерживают функции персонализации, такие как индивидуальные учебные планы или бонусные системы. Например, студенты могут получать дополнительные баллы за своевременную ликвидацию задолженностей, что повышает их мотивацию.

 

Таблица 5. Мотивационные механизмы в LMS

Механизм

Описание

Эффективность

Геймификация

Баллы, рейтинги, достижения

Высокая

Гибкие дедлайны

Возможность выбрать дату пересдачи

Средняя

Обратная связь

Комментарии преподавателей

Высокая


Персонализация обучения способствует повышению вовлеченности студентов и снижению количества задолженностей.


Системы управления обучением предлагают мощные инструменты для работы с академическими задолженностями, включая автоматизацию, аналитику и интеграцию с другими платформами. Их внедрение позволяет учебным заведениям оптимизировать процессы, повысить прозрачность и улучшить успеваемость студентов. Однако для максимальной эффективности важно учитывать специфику учреждения и выбирать решения, соответствующие его потребностям.

 

Литература

1.     Аюпова Л.А. Современные технологии защиты информации в распределенных системах. Уфа: БГАУ, 2022.

2.     Иванов И.И. Методика оценки эффективности внедрения информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2024.

3.     Moodle Documentation. URL: https://docs.moodle.org/ (датаобращения: 01.06.2025).