Цифровая трансформация системы профессионального педагогического развития |
![]() |
Автор: Сырина Т.А., Сарычева Л.В. |
16.06.2025 19:55 |
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Сырина Т.А., доцент кафедры
иностранных языков Сарычева Л.В., к.ф.н., доцент
кафедры иностранных языков Государственный
университет просвещения г.
Москва, Россия Аннотация. Цифровизация
трансформировала многие институты образования, одно из существенных изменений
произошло в системе профессионального развития педагогов. Появление сетевых
профессиональных педагогических сообществ позволяет непрерывно совершенствовать
компетенции, в том числе формируя цифровую грамотность, компетентность и
культуру педагога. Ключевые слова:цифровизация, сетевое профессиональное сообщество, непрерывное развитие, неформальное повышение квалификации. Система образования одной из первых реагирует на изменения в обществе и мировые тенденции. Информационные технологии за последние несколько десятилетий произвели революцию в педагогике, которая представлена несколькими важными этапами: компьютеризация, информатизация и цифровизация. Трансформации в сфере образования находят отражение не только в нормативно – правовых документах, Федеральных государственных образовательных стандартах, содержании образования, но прежде всего, связаны с системой дополнительного профессионального образования, задачей которого становится обучение педагогов новым реалиям. Таким образом, педагог находится в условиях перманентного совершенствования профессиональных педагогических компетенций, формирования новых, в частности, цифровых навыков. Идея непрерывного образования и профессионального развития была определена как стратегически важное направление еще в 1920-х годах, когда философы в области образования Дьюи, Линдеман и Йакслвыдвинули концепцию обучения на протяжении всей жизни (lifelonglearning). Педагог обязан повышать квалификацию не реже одного раза в три года, как правило, участвуя в системе повышения квалификации и осваивая краткосрочные программы 16 и 36 часов, или обучаясь на программах 72 часов и более длительного курса профессиональной переподготовки. Данный вид профессионального развития можно считать формальным, так как слушатели изучают материалы курса, проходят тестирования, иные формы контроля и получают официальный документ – удостоверение о повышении квалификации. Цифровизация образования изменила формат формального повышения квалификации, которое в данный момент организовано с применением дистанционных образовательных технологий. Согласно опросу, проведенному кафедрой иностранных языков Государственного университета просвещения среди учителей иностранного языка, педагоги ощущают потребность непрерывного повышения квалификации; зачастую, формальные курсы повышения квалификации не могут удовлетворить запросы педагогического сообщества. Наблюдается рост интереса к информальным и неформальным формам профессионального совершенствования[1]. Получить решение проблемной педагогической ситуации, методическую помощь, возможность поделиться дидактическими материалами к занятиям, узнать о конференциях и вебинарах по вопросам итоговой аттестации и другое возможно в сетевых профессиональных педагогических сообществах. Идея сообщества не нова, сообщество - этолюди, которые разделяют похожие
ценности и решили действовать вместе. Основные типы взаимоотношений в
сообществах подразумевают: - кооперацию – то есть совместную
работу над одной целью; - коллаборацию – равное
распределение задач в сообществе; - конкуренцию – совместное
действие на конкурентной основе; - конфликт – деструктивное
сообщество. Профессиональные сообщества представляют собой объединения специалистов, работающих в одной отрасли или занимающихся схожими видами деятельности, для обмена опытом, повышения профессионального уровня участников и защиты их интересов на рынке (профсоюз). Цифровизация полностью трансформировала идею сообщества профессионалов, а пандемия ускорила внедрение сетевой формы взаимодействия. Термин «сетевая форма» введено в педагогическую практику в связи с принятием в 2012 г. Ф3-273 «Об образовании» (статья 15), который определяет базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ [3]. В случае сетевых педагогических сообществ, как правило, эти «сообщества в большинстве случаев функционируют в виде форумов, «страничек» или «групп» в рамках уже готовых интернет-решений, будь то сайты образовательных организаций или глобальных социальных сетей» [2]. Главными причинами создания сетевых сообществ педагогов можно считать: ü Необходимость
обмениваться опытом с коллегами ü Обсуждение
актуальных педагогических проблем и находить пути их решения. ü Повышение
квалификации в форме вебинаров, дистанционных курсов, участия в
профессиональных конкурсах. ü
Депозитарий
методических разработок уроков,
проектов и тд. Среди педагогов иностранного
языка можно назвать наиболее популярные и многочисленные сетевые сообщества: - сервис Вконтакте стал платформой
для EFL сообщества учителей
английского языка - более формальных характер носит сообщество Englishteachers, которое предоставляет возможность обучения и
повышения квалификации, организует совместно с издательствами вебинары методического
содержания и выдает сертификаты. Важным аспектом считается принцип добровольчества и демократии формирования сообщества. Все члены объединения самостоятельно вступают в сообщество, имеют возможность стать активным субъектом деятельности сообщества, инициировать создание новых рубрик и мероприятий. Зачастую формальные сообщества формируются в рамках коллектива образовательной организации, например, школьное методическое объединение или ассоциация преподавателей немецкого языка (при Государственном университете просвещения), что изначально ограничивает круг участников, которые должны оплачивать членские взносы (члены ассоциаций). Сетевое профессиональное сообщество способно привлечь специалистов разных категорий: учителя школы, преподаватели вуза, тьюторы частных языковых школ, фрилансеры и т.д.
Таким образом, цифровизация трансформировала систему профессионального развития педагогов. Появление сетевых профессиональных педагогических сообществ позволяет непрерывно совершенствовать компетенции, в том числе формируя цифровую грамотность, компетентность и культуру педагога.
Литература 1. Баженова А. П. Пути профессионального развития педагогов
иностранного языка в эпоху непрерывного образования / А. П. Баженова, Е. В.
Кутинова, Т. А. Сырина // Инновационные процессы в профессиональном образовании
и его ценностно-смысловые ориентиры: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием, Луганск, 04–05
декабря 2024 года. Луганск: Луганский государственный педагогический университет,
ИП Орехов Д.А., 2024. С. 10-13. 2. Донской А. Г., Ларюшкин С. А. Методика оценки эффективности
профессиональных сетевых сообществ педагогических работников //
Профессиональное образование и рынок труда. 2024. №2 (57). С. 104-119. 3.
Шляхтина Н. В. Сетевая форма как
инструмент повышения качества образования в условиях цифровизации // Вестн.
Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2022. №1. C.21-34. |