Комплексная модель противодействия коррупции в россии: анализ и стратегии нейтрализовать угроз национальной безопасности |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Керимбаев Р.У.,Карпачев Д.Е. |
15.06.2025 11:18 |
КОМПЛЕКСНАЯ
МОДЕЛЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: АНАЛИЗ И СТРАТЕГИИ НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ
УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Керимбаев Р.У., курсант, Академии МВД Кыргызской Республики им. Э.А. Алиева, г. Бишкек, Республика Кыргызстан Карпачев Д.Е., слушатель Уфимский ЮИ МВД России, г. Уфа, Россия Аннотация. В статье подчеркивается необходимость разработки
комплексной модели противодействия коррупции, которая учитывала бы уникальные
черты российской коррупционной среды и основывалась на анализе существующих
научных и статистических данных. Коррупция признается угрозой национальной
безопасности, что требует активных мер по её нейтрализации. Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, теневая экономика, приватизация,
национальная безопасность Обеспечение
экономической безопасности страны в условиях динамичного развития цифровой
экономики является актуальной проблемой, так как является главным условием суверенного
государства [7, 9, 14, 16]. Экономическая безопасность – это чрезвычайно важное
направление, требующее пристального внимания, особенно в настоящее время [11,
12, 13, 15]. Для совершенствования стратегии противодействия коррупции
необходимо внедрить в систему ряд мер. Данные меры разделим на две большие
группы: меры карательного характера (направленные на лиц, уже совершивших
преступления), превентивные меры (для профилактики совершения коррупционных
деяний). Превентивные и карательные меры взаимосвязаны и взаимообусловлены тем,
что карательные меры непосредственно действуют через лиц, которые уже совершили
преступления, на лиц, которые лишь хотят их совершить, то есть оказывается
влияние на стадия развития умысла – на его обнаружение, а успешность
превентивных мер отражается в снижении применения карательных. Указанное
разделение весьма условно, так как однозначно отнести те или иные меры к одной
группе нельзя, однако в теории права оно имеет место быть. Диаграмма
1. Модель противодействия коррупции Для построения комплексной модели противодействия коррупции мы классифицируем разработанные меры по сферам общественных отношений, на изменение которых направлены эти меры. 1.
Законодательные меры. По нашему мнению, необходимо отредактировать и
дополнить содержание статей 104 и 290 УК РФ. Рассматривая правовую регламентацию
применения статьи 104 УК РФ, то в перечне преступлений, к которым применима
конфискация, не относятся ст. 291, 291.1 и ч. 1 и 2 ст. 204. Коррупционные
преступления, декларируемые данными статьями, составляют ядро коррупции, однако
отражения в ст. 104 не нашли. В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона
«Об оперативно-розыскной деятельности» на органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность возложена обязанность по установлению
имущества, подлежащего конфискации. Однако, конфискации подлежит лишь имущество
добытое преступным путем, а порой доказать очевидный факт преступного
происхождения не представляется возможным [4]. Поэтому нам видится возможным
доработать ст. 44 УК РФ и в качестве дополнительного вида наказания применять
конфискацию имущества (начиная с определенного кратного порогового значения
стоимости данного имущества, которое не могло быть приобретено на получаемую должностным
лицом заработную плату по месту работы) по тяжким и особо тяжким коррупционным
преступлениям. Вернуть основания разграничения общественной опасности в ст. 290 УК РФ, которые применялись в советский период. На наш взгляд, более правильным квалифицирующим признаком является возможность принимать должностным лицом властные управленческие решения, от важности которых и зависит общественная опасность данного деяния. Учитывая иностранный опыт согласно исследованиям организации «Transparency International», они ведут успешную антикоррупционную политику. Следовательно, необходимо обратить внимание на данную правовую особенность ст. 290, которая положительно проявит себя и в Российском законодательстве. 2.
Экономические меры. На сегодняшний день существуют наличные и безналичные способы совершения платежей, причем последний способ контролируются в большей степени. Транзакции в безналичной форме достаточно хорошо отслеживаются соответствующими органами, хотя отдельного внимания заслуживают активно развивающиеся сегодня криптовалюты, имеющие новую систему совершения транзакции – блокчейн, особенности отслеживания которых достойны отдельного исследования. Не учитывая этот аспект безналичных платежей, они являются более надежным и подконтрольным государству платежным инструментом [2]. Из этого следует, что снижение наличных денежным средств и повышение возможностей безналичных платежных систем, может косвенно повлиять на уровень коррупции, так как отследить денежные средства, являющиеся предметом взятки, легче, когда они представлены в нематериальной форме, чем в овеществленной. Поэтому необходимо законодательно стимулировать проведение расчетов в безналичной форме между физическими лицами и между организациями. Закрыть каналы обналичивания денежных средств организациями. 3. Образовательные
меры. Выявлять коррупционные преступления, а также устранять причины и условия, которые способствуют их совершению – требование к компетенции специалистов (ПК-10) [1], которыми они должны обладать по окончании обучения по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность». Специалисты, которые в рамках данной образовательной программы успешно овладеют вышеуказанной компетенцией должны пополнить ряды сотрудников подразделений ЭБиПК. Образовательный план по данной специальности предусматривает изучение проблему коррупции в нескольких темах в рамках ряда экономических дисциплин, однако отдельной дисциплины по противодействию коррупции нет, хотя имеется дисциплина «Экономическая безопасность» [5, 6, 8]. Также имеется предмет «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел», который ставит своей целью профилактическую антикоррупционную работу именно среди сотрудников, что не имеет отношения к расследованию данных видов преступлений. Поэтому мы считаем необходимым добавить в образовательный план по данной специальности наряду с дисциплиной «Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел по раскрытию преступлений в сфере экономики» дисциплину «Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел по раскрытию коррупционных преступлений» задачами которой должно стать всестороннее изучение этой проблемы, особенности совершения и квалификации коррупционных деяний, детальное рассмотрение законодательства в данной области, обучение расследованию коррупционных преступлений [4, 10]. 4.
Реформы в исполнительной власти. Проверка на полиграфе должностных лиц федеральных,
региональных и местных органов власти, на законность принимаемых ими решений и
о наличии уже совершенных ими проступках. Данная мера с одной стороны может
подорвать авторитет чиновника, противозаконная деятельность которого может быть
оглашена полиграфом, пусть это и не будет являться доказательством таковой, с
другой стороны поднимет авторитет власти у населения, покажет открытость
данного мероприятия и неподкупность власти. Проблема совершенствования технического обеспечения деятельности органов, осуществляющих непосредственную борьбу с коррупцией – подразделений ЭБиПК, также сегодня имеет место быть. Поэтому должно выделяться денежные средства в рамках сметы расходов МВД России в данном направлении, так как борьба с коррупционной преступностью требует не только современных методов противодействия, но и аналогичных технических средств. 6. Социальные и морально-психологические меры. Данные меры должны быть направлены: 1) на развитие у населения нетерпимости к коррупции.
Это положение может быть достигнуто через правовое информирование всех граждан,
задействованных в экономике, привитие им понимания общественной опасности
коррупционных деяний и того факта, что совершаемые сегодня коррупционные
преступления косвенно влияют на всех граждан Российской Федерации. Так, дача
взятки должностному лицу, ответственному за решение вопроса об открытии школы
или торгового центра, и принятие им решения в отношении последнего, может
отразиться на гражданах, проживающих в соответствующем районе. 2) на формирование у населения базиса – «неподкупность власти», вместо «продажность власти». Данное воззрение необходимо принять всем гражданам не потому, что коррупция как объективное явление перестанет существовать, а в связи с тем, что коррупционные проявления должны свестись к минимуму и большая часть должностных лиц осуществляют свою деятельность в соответствии с принципом законности. Осуществление данной меры возможно через СМИ, телевидение, интернет порталы, которые в большей степени создают отрицательный имидж должностным лицам органов власти и сотрудникам правоохранительных органов. На наш взгляд, необходимо пропаганда антикоррупционного поведения должностных лиц, выражающаяся в огласке фактов, когда при попытке дачи взятки, ими были совершены, в соответствии с установленной инструкции, соответствующие законные действия, что привело к задержанию взяткодателя и поддержанию имиджа неподкупности власти. 7. Открытый доступ граждан к обсуждению коррупции. Требует реформирования система обращения граждан по
фактам коррупции через интернет. На портале Совета по противодействию коррупции
в Российской Федерации представлены адреса официальных сайтов органов и служб,
в чьи полномочия входит рассмотрения таких вопросов, однако, по-нашему мнению,
целесообразным является разработка макета одного сайта для приема всех
сообщений о фактах коррупции. Также на этом сайте, по-нашему мнению,
целесообразно было бы привести все материалы и данные по вопросу коррупции и
противодействия ей, которые аккумулировались в течение длительного времени на
сайтах МВД РФ, Генпрокуратуры РФ, Совета Федерации РФ и др. Данный шаг упростит
процедуру подачи обращений для населения, облегчит учет обращений, что
оптимизирует механизм рассмотрения обращения компетентными на то органами, а
также предоставит широкое поле для получения информации населением с точки
зрения единого подхода всех министерств и ведомств Российской Федерации. Литература 1.
Приказ Минобрнауки России от 16.01.2017
№ 20 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность
(уровень специалитета)» // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения 16.05.2025). 2.
Development
of Rural Areas of Bashkortostan in Conditions of Digital Economy Formation / E.
V. Stovba, A. V. Stovba, S. S. Nizamov, E. N. Yapparova // The European
Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Groznyi, 14–15 июня 2019 года. Vol. 76. – Groznyi: Future Academy,
2019. – P. 2964-2971. 3.
Васев А.В. Борьба с коррупцией в
отношении лиц, обладающих особым правовым статусом // Закон и право № 3 (2016).
С. 131-132. 4.
Ковтунова С.Ю., Низамов С.С. Обеспечение
экономической безопасности Российской Федерации в условиях санкций : учебное
пособие / С.Ю. Ковтунова, С.С. Низамов. – Уфа : УЮИ МВД России, 2025. – 48 с. 5.
Низамов С.С. Значение и задачи
инновационного развития в целях экономической безопасности национальной
экономики / С.С. Низамов // Санкт-петербургские встречи молодых ученых :
Материалы I всероссийского конгресса адъюнктов, аспирантов и соискателей ученых
степеней, Санкт-Петербург, 15 июня 2023 года. – Санкт-Петербург:
Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. – С. 647-652. 6.
Низамов С.С. Основные приемы и методы
выявления и раскрытия налоговых преступлений сотрудниками экономической
безопасности и противодействия коррупции / С.С. Низамов // Евразийское
пространство: экономика, право, общество. – 2025. – № 2. – С. 31-34. 7.
Низамов С.С. Экономическая безопасность
хозяйствующего субъекта: понятие и сущность / С.С. Низамов // Россия молодая :
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ XVI ВСЕРОССИЙСКОЙ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ
УЧЕНЫХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, Кемерово, 16–19 апреля 2024 года. – Кемерово:
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2024.
– С. 84407.1-84407.6. 8.
Низамов С.С., Сафин Р.Р. Проблемы
экономической безопасности Республики Башкортостан на примере топливно-энергетического
комплекса / С.С. Низамов, Р.Р. Сафин // Общество, право, государственность:
ретроспектива и перспектива. – 2023. – № 3(15). – С. 72-75. 9.
Низамов С.С., Стовба Е.В. Бухгалтерский
и налоговый учет основных средств и их поступления / С.С. Низамов, Е.В. Стовба
// Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке :
Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным
участием) (г. Бирск, Республика Башкортостан, 27-29 марта 2024 г.). Часть II, Бирск,
27–29 марта 2024 года. – Бирск: Уфимский университет науки и технологий, 2024.
– С. 154-156. 10.
Низамов С.С., Стовба Е.В., Поротников
П.А. Некоторые аспекты содержания категории «теневая экономика» / С.С. Низамов,
Е.В. Стовба, П.А. Поротников // Наука Красноярья. – 2024. – Т. 13, № 1-2. – С.
129-133. 11.
Низамов С.С., Стовба Е.В. Роль
государства в обеспечении экономической безопасности / С.С. Низамов, Е.В.
Стовба // Совершенствование инженерно-технического обеспечения производственных
процессов и технологических систем : Материалы национальной научно-практической
конференции с международным участием, посвященной 70-летнему юбилею начала
освоения целинных и залежных земель в Оренбургской области, Оренбург, 02
февраля 2024 года. – Москва: ООО "Издательство "Перо", 2024. –
С. 559-562. 12.
Низамов С.С., Стовба Е.В. Формирование
системы обеспечения экономической безопасности организаций в условиях цифровой
экономики / С.С. Низамов, Е.В. Стовба // Совершенствование
инженерно-технического обеспечения производственных процессов и технологических
систем : Материалы национальной научно-практической конференции с международным
участием, посвященной 70-летнему юбилею начала освоения целинных и залежных
земель в Оренбургской области, Оренбург, 02 февраля 2024 года. – Москва: ООО
"Издательство "Перо", 2024. – С. 562-565. 13.
Низамов С.С., Стовба Е.В. Экономические
интересы и обеспечения экономической безопасности страны / С.С. Низамов, Е.В.
Стовба // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и
науке : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с
международным участием) (г. Бирск, Республика Башкортостан, 27-29 марта 2024
г.). Часть II, Бирск, 27–29 марта 2024 года. – Бирск: Уфимский университет
науки и технологий, 2024. – С. 157-160. 14.
Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В.
личная финансовая безопасность в цифровом мире в эпоху глобализации / С.С.
Низамов, Е.В. Стовба, А.В. Стовба // Наука Красноярья. – 2024. – Т. 13, № 1-3.
– С. 155-159. 15.
Низамов С.С., Суюшев В.И.
Противодействие коррупции как фактор экономической безопасности государства /
С.С. Низамов, В.И. Суюшев // Общество, право, государственность: ретроспектива
и перспектива. – 2025. – № 1(21). – С. 91-97. 16.
Семин А.Н., Стовба Е.В., Низамов С.С.
Некоторые аспекты экономической безопасности в условиях цифровой экономики /
А.Н. Семин, Е.В. Стовба, С.С. Низамов // Актуальные проблемы и тенденции
развития современной экономики и информатики : Материалы Международной
научно-практической конференции, Бирск, 04–06 декабря 2024 года. – Бирск:
Уфимский университет науки и технологий, 2024. – С. 196-200. |
Обновлено 15.06.2025 11:21 |