Главное меню

Информационные технологии как инстумент противойдействия коррупции. Отрицательные последствия коррупционного поведения PDF Печать E-mail
Автор: Карпачев Д.Е.,Даллакян К.А.   
15.06.2025 11:12

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТУМЕНТ ПРОТИВОЙДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Карпачев Д.Е., слушатель

Уфимский ЮИ МВД России, г. Уфа, Россия

Даллакян К.А., д.фил.н., профессор,

Уфимский юридический институт

МВД России, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В данной работе рассматривается проблема коррупции в России, ее исторические корни и современное состояние. Коррупция, как явление, проявляется на протяжении всей истории страны и имеет множество форм, включая взяточничество и мздоимство. В уголовном законодательстве России предусмотрена ответственность за коррупционные преступления, которые охватывают несколько статей Уголовного кодекса. Основное внимание уделяется статьям 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ, которые составляют ядро коррупционных деяний.

Ключевые слова: коррупция, преступления, национальная безопасность, уголовное законодательство, прокуратора

 

Понятие «коррупция» закрепилось в Российской действительности относительно недавно, будучи заимствованным от английского слова «corruption». Ранее в России существовали аналогичные по смыслу понятия, например мздаимство, лихоимство, взяточничество. Коррупция проявлялась на Руси с момента её основания и известна во всем периоде царственной России, во времена СССР и в наше время. С каждым года коррупционные преступления становятся все более сложными по своей конструкции, количество видов таких деяний растет, способы совершенствуются, но суть остается такой же, как и в былые времена. Главная проблема коррупционного явления заключается в нарушении прав и возможностей граждан, а также угрозе экономической безопасности государства [4, 7, 9, 10, 11, 12].


Кроме юридического подхода к определению коррупции существуют и иные научные подходы. Коррупция рассматривается с точки зрения экономики, социологии, психологии, философии, политики и истории. Причем каждый подход характеризуется своими специфическими методами познания. Далее будут использоваться методы и способы изучения предмета исследования всех вышеуказанных наук в целях построения наиболее всесторонней и сбалансированной модели противодействия коррупции в России.


Рассмотрев исторический и юридический аспекты коррупции, перейдем к краткой уголовно-правовой характеристике коррупционных преступлений.


В Российском уголовном законодательстве ответственность за коррупционные преступления предусмотрена главами 19, 21, 23 и 30 УК РФ, а подробный перечень преступлений коррупционной направленности закреплен в Указании Генпрокуратуры России № 870/11, МВД России № 1 от 27.12.2017 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [2]. Рассматривать подробно каждый состав из вышеуказанного перечня не является задачей данного исследования, однако стоит остановиться на статьях 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, которые составляют ядро коррупции – взяточничество.


Данная совокупность статей будет рассматриваться комплексно, как одна категория, ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ как две стороны одного явления, ст. 291.2 как частный случай вышеупомянутых двух статей, а ст. 291.1 как один из способов совершения коррупционных деяний. На их долю приходиться большая часть совершаемых коррупционных преступлений.


Сложность выявления данных деяний заключается в том, что оба субъекта взяточничества – выгодоприобретатели, то есть лица, заинтересованные в благоприятном исходе такой незаконной сделки. Преследуя свои корыстные цели, взяткодатель и взяткополучатель нарушают закон, поэтому потерпевших здесь нет, следовательно, в правоохранительные органы информация о совершении таких преступлений поступает либо от третьих лиц, либо выявляется самими сотрудниками правоохранительными органами. Так объясняется высокий уровень латентности и сложность выявлении таких преступлений.


Помимо того, что коррупционные преступления трудно выявить, по совершенным преступлениям не менее трудоемким процессом является процесс взыскания причиненного вреда. Процедура возврата государству имущества и других активов, полученных в результате коррупционных преступлений, является также одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов в сфере противодействия коррупции, в частности Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. В частности рассматривается вопрос о возращении в Российскую Федерацию активов, полученных преступным путем в Российской Федерации. Для этого «В марте 2016 г. в Генеральной прокуратуре создана рабочая группа по вопросам возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений» [13]. По данным Прокуратуры РФ, ущерб, причиненный Российской Федерации за первое полугодие 2016 года, составляет 28,4 млрд. руб., за девять месяцев 2024 года «Ущерб от коррупции составил 14,2 млрд. рублей: Генеральная прокуратура Российской Федерации» [5], возмещенная часть причиненного вреда представлена на Диаграмме 1. Сделаем вывод, что ущерб по сравнению с прошлым аналогичным периодом сокращается, однако до сих пор имеет место быть.


Из данных, указанных в Диаграмме 1. Показатели возмещения вреда, можно сделать вывод о том, что и в дальнейшем Российской Федерации следует развивать данное направления, так как по данным первого полугодия 2024 года полной нейтрализации причиненного вреда достичь не удается. Рассмотрение данной проблемы заслуживает отдельного исследования, поэтому углубляться в рассмотрение процесса устранения последствий коррупции мы не будем.

Диаграмма 1. Показатели возмещения вреда

 

Из приведенной выше диаграммы видно, что материальный ущерб от коррупции трудно поддается возмещению. Рассматривая верховую коррупцию, речь идет о нецелесообразном и нецелевом расходовании средств налогоплательщиков (презумируется, что большая часть бюджета составляют налоговые поступления), говоря о низовой коррупции, следует отметить небольшой размер ущерба, причиняемый единичными преступлениями, но немалый процент в общей доли ущерба ввиду массовости. Эти факторы напрямую создают угрозу национальной безопасности России. Анализируя суть феномена «коррупция», размер ущерба от коррупционного поведения, количество совершаемых преступлений и «повсеместность» коррупции в России сделаем вывод – коррупция является в целом отрицательным явлением, с которым необходимо бороться, которое необходимо минимализировать (в идеале, что невозможно – устранить вовсе).


Помимо отнесения коррупции к угрозам национальной безопасности России ученым сообществом, данное положение закреплено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [1, 3, 6, 8, 14, 15], где в абзаце 43 декларируется, что одной из основных угроз государственной и общественной безопасности является коррупция. В свою очередь государственная и общественная безопасность являются составной частью национальной безопасности Российской Федерации.


Таким образом, проблема коррупции, как угроза национальной безопасности, затрагивается в научном сообществе как одна из наиболее острых проблем современности, требующая скорейшего ее решения. Проникнув во все сферы общественной жизни, коррупция отрицает поступательное развитие экономики, конкуренцию, законы рынка, равные права граждан, социальную справедливость. Это говорит о наиболее опасной угрозе национальной безопасности России – угрозе разрушения страны изнутри. На сегодняшний день внешние угрозы национальной безопасности составляют санкции, гонка вооружений, тяжелые экономические отношение с некоторыми государствами, однако проблема коррупции намного острее и опаснее. Поэтому наряду с политикой в сфере обороны, экономики, международных отношений идет активная разработка модели противодействия коррупции, на что и нацелено данное исследование.

 

Литература

1.                Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

2.                Указание Генпрокуратуры России № 870/11, МВД России № 1 от 27.12.2017 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения 19.05.2025).

3.                Development of Rural Areas of Bashkortostan in Conditions of Digital Economy Formation / E. V. Stovba, A. V. Stovba, S. S. Nizamov, E. N. Yapparova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Groznyi, 14–15 июня 2019 года. Vol. 76. – Groznyi: Future Academy, 2019. – P. 2964-2971.

4.                Современные угрозы и риски цифрового общества: социально-экономические аспекты / Е.В. Стовба, А.В. Стовба, С.С. Низамов [и др.] // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-3. – С. 485-491.

5.                Ущерб от коррупции за первое полугодие 2018 года составил 3,8 млрд. рублей: Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL:  http://prisonlife.ru/analitika/5159-uscherb-ot-korrupcii-za-pervoe-polugodie-2018-goda-sostavil-38-mlrd-rubley-generalnaya-prokuratura-rossiyskoy-federacii.html (Дата обращения: 19.05.2025).

6.                Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. Цифровизация как фактор экономического роста и устойчивого развития сельских территорий / Р.У. Гусманов, Е.В. Стовба, С.С. Низамов // Никоновские чтения. – 2021. – № 26. – С. 139-143.

7.                Гусманов У.Г., Низомов С.С. Применение методов моделирования для повышения эффективности сельскохозяйственного производства / У.Г. Гусманов, С.С. Низомов // Никоновские чтения. – 2016. – № 21. – С. 290-292.

8.                Ковтунова С.Ю., Низамов С.С. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в условиях санкций : учебное пособие / С.Ю. Ковтунова, С.С. Низамов. – Уфа : УЮИ МВД России, 2025. – 48 с.

9.                Низамов С.С. Значение и задачи инновационного развития в целях экономической безопасности национальной экономики / С.С. Низамов // Санкт-петербургские встречи молодых ученых : Материалы I всероссийского конгресса адъюнктов, аспирантов и соискателей ученых степеней, Санкт-Петербург, 15 июня 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. – С. 647-652.

10.           Низамов С.С. Основные приемы и методы выявления и раскрытия налоговых преступлений сотрудниками экономической безопасности и противодействия коррупции / С.С. Низамов // Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2025. – № 2. – С. 31-34.

11.           Низамов С.С., Суюшев В.И. Противодействие коррупции как фактор экономической безопасности государства / С.С. Низамов, В.И. Суюшев // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. – 2025. – № 1(21). – С. 91-97.

12.           Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В. Состояние и тенденции развития высшего образования в Республике Башкортостан / С.С. Низамов, Е.В. Стовба, А.В. Стовба // Наука Красноярья. – 2022. – Т. 11, № 2-4. – С. 69-77.

13.           Русецкий А.Е., Плохов С.В. К вопросу о возврате из-за рубежа активов, полученных в результате коррупции // Журнал «Прокурор» № 3. 2016.

14.           Рахматуллин М.А., Низамов С.С. Особенности мирового экономического кризиса в условиях глобальной экономики : Учебное пособие / М.А. Рахматуллин, С.С. Низамов. – Уфа : Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. – 48 с.

15.           Семин А.Н., Стовба Е.В., Низамов С.С. Некоторые аспекты экономической безопасности в условиях цифровой экономики / А.Н. Семин, Е.В. Стовба, С.С. Низамов // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики и информатики : Материалы Международной научно-практической конференции, Бирск, 04–06 декабря 2024 года. – Бирск: Уфимский университет науки и технологий, 2024. – С. 196-200.


 
Яндекс.Метрика