Показатели борьбы с коррупцией в Российской Федерации и причины наличия коррупционных преступлений |
![]() |
Автор: Зиннатов Р.Р.,Стовба А.В. |
15.06.2025 11:09 |
ПОКАЗАТЕЛИ
БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЧИНЫ НАЛИЧИЯ КОРРУПЦИОННЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ Зиннатов Р.Р., доцент кафедры физической подготовки Уфимского ЮИ МВД России, г. Уфа, Россия Стовба А.В., к.ф.н., доцент, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. В статье подчеркивается необходимость разработки
комплексной модели противодействия коррупции, которая учитывала бы уникальные
черты российской коррупционной среды и основывалась на анализе существующих
научных и статистических данных. Коррупция признается угрозой национальной
безопасности, что требует активных мер по её нейтрализации. Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, теневая экономика, приватизация,
национальная безопасность Современные тенденции развития экономики России в условиях внешних вызовов, необходимость поиска новых «точек роста» предъявляют новые требования к системе стратегического управления конкурентоспособностью [1]. Основополагающий базис всей системы национальной безопасности любого государства – экономическая безопасность и ее стабильная деятельность. При этом теневая экономика и коррупция в своем проявлении являются основой криминализации отношений, складывающихся в экономической сфере, усугубляя положение устойчивости экономической безопасности [7, 9, 10, 11, 12]. Экономическая безопасность России характеризуется наличием стабильности доходов и ресурсов для поддержания уровня жизни на данный момент и в будущем [5, 6, 8]. Успешность борьбы с коррупцией, также показывает рейтинг восприятия коррупции, который составляется международной неправительственной организацией «Transparency International» ежегодно с 1995 года. Данная методика расчета осуществляется по 100 бальной системе, максимальное значение предполагает наименьший уровень восприятия коррупции, а минимальное значение наибольший рассматриваемый показатель. По данным «Transparency International» за 2023 год «Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции. Получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом. Первое место в ИВК-2024 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье – Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга – Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов)» [2]. В 2024 году, согласно данному показателя, «Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 135-е место из 180 в Индексе восприятия коррупции» [4]. Исходя из этих данных, уровень восприятия коррупции в Российской Федерации превышает данный показатель не только в развитых странах, но и ставит наше государство рядом с самыми одиозными странами Африки и Азии. Рассматривая итоги данного рейтинга, констатируем, что в большинстве рассматриваемых стран система противодействия коррупция работает более эффективно, чем в Российской Федерации. Поэтому необходимо изучить способы и меры борьбы с коррупцией в странах, у которых показатель эффективности противокоррупционной деятельности находится на высоком уровне, и внедрить инструменты противодействия этому явления, исходя из особенностей политической, экономической и культурной обстановки, в действительность Российской Федерации. Конечно, коррупционные проявления в разных странах имеют свои специфические черты. Квалификация коррупционных деяний может отличаться, некоторые элементы состава преступления. Поэтому говорить о том, что данный рейтинг объективно показывают всю «коррупционную обстановку» в мире, на наш взгляд, не совсем правильно. Однако как второстепенный показатель успешности противодействия коррупции данные «Transparency International» рассматривать возможно. Чтобы подготовить модель противодействия коррупции с учетом специфических черт Российской коррупции необходимо выяснить причины совершения должностными лицами коррупционных деяний в Российской Федерации. Причины совершения коррупционных деяний в Российской
Федерации видятся нам в следующем: 1)
слабость государства, которая
проявляется в несовершенной системы координации деятельности органов государственной
власти; 2)
развитая теневая экономика; 3)
используемые ранее методы приватизации,
которые привели к значительному имущественному расслоению общества; 4)
низкая заработная плата должностных лиц,
ответственных за принятие важных решений, вследствие, пренебрежение занимаемой
должностью и отсутствие желания получать доход законным путем (хотя, на
некоторых должностях невозможно установить такой размер заработной платы,
который нельзя было бы превозмочь взяткой); 5)
сложившийся в Российской Федерации
менталитет в обществе, структура сознания и привычки терпимости к
коррупционному поведению, навязанная СМИ и телевидением тотальная
коррумпированность власти. На вопрос: как вы думаете, насколько распространена
коррупция, взяточничество среди должностных лиц в России – 48,4% опрошенных отвечают, что большинство берут
взятки [3]. 6) слепое копирование западных моделей противодействия коррупции без надстройки этих идеологий для Российской действительности. На основе изученных и проанализированных научных положений
и статистических данных, отчетов Главного
информационно-аналитического центра Министерства Внутренних Дел Российской
Федерации, данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской
Федерации и правовой базы сделаем вывод: коррупция объективно признается
угрозой национальной безопасности Российской Федерации и требует разработки комплексной
модели, по нейтрализации данной угрозы. Литература 1.
Development
of Rural Areas of Bashkortostan in Conditions of Digital Economy Formation / E.
V. Stovba, A. V. Stovba, S. S. Nizamov, E. N. Yapparova // The European
Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Groznyi, 14–15 июня 2019 года. Vol. 76. – Groznyi: Future Academy,
2019. – P. 2964-2971. 2.
Индекс восприятия коррупции 2016:
Положение России не изменилось [Электронный ресурс] // URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html (Дата
обращения: 25.05.2025). 3.
Коррупция глазами населения.
Социологический анализ, подготовленный фондом «Индем». 4.
Россия в индексе восприятия коррупции
2017: посадки не помогли [Электронный ресурс] // URL:
https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html (Дата
обращения: 25.05.2025). 5.
Низамов С.С. Значение и задачи
инновационного развития в целях экономической безопасности национальной
экономики / С.С. Низамов // Санкт-петербургские встречи молодых ученых :
Материалы I всероссийского конгресса адъюнктов, аспирантов и соискателей ученых
степеней, Санкт-Петербург, 15 июня 2023 года. – Санкт-Петербург:
Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. – С. 647-652. 6.
Низамов С.С. Понятие и сущность
экономической безопасности хозяйствующего субъекта / С.С. Низамов //
Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2025. – № 2. – С.
28-30. 7.
Низамов С.С. Основные приемы и методы
выявления и раскрытия налоговых преступлений сотрудниками экономической
безопасности и противодействия коррупции / С.С. Низамов // Евразийское
пространство: экономика, право, общество. – 2025. – № 2. – С. 31-34. 8.
Низамов С.С., Стовба Е.В. Формирование
системы обеспечения экономической безопасности организаций в условиях цифровой
экономики / С.С. Низамов, Е.В. Стовба // Совершенствование
инженерно-технического обеспечения производственных процессов и технологических
систем : Материалы национальной научно-практической конференции с международным
участием, посвященной 70-летнему юбилею начала освоения целинных и залежных
земель в Оренбургской области, Оренбург, 02 февраля 2024 года. – Москва: ООО
"Издательство "Перо", 2024. – С. 562-565. 9.
Низамов С.С., Стовба Е.В. Экономические
интересы и обеспечения экономической безопасности страны / С.С. Низамов, Е.В.
Стовба // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и
науке : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с
международным участием) (г. Бирск, Республика Башкортостан, 27-29 марта 2024
г.). Часть II, Бирск, 27–29 марта 2024 года. – Бирск: Уфимский университет
науки и технологий, 2024. – С. 157-160. 10.
Низамов С.С., Суюшев В.И.
Противодействие коррупции как фактор экономической безопасности государства /
С.С. Низамов, В.И. Суюшев // Общество, право, государственность: ретроспектива
и перспектива. – 2025. – № 1(21). – С. 91-97. 11.
Низамов С.С., Стовба Е.В., Поротников
П.А. Некоторые аспекты содержания категории «теневая экономика» / С.С. Низамов,
Е.В. Стовба, П.А. Поротников // Наука Красноярья. – 2024. – Т. 13, № 1-2. – С.
129-133. 12.
Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В.
личная финансовая безопасность в цифровом мире в эпоху глобализации / С.С.
Низамов, Е.В. Стовба, А.В. Стовба // Наука Красноярья. – 2024. – Т. 13, № 1-3.
– С. 155-159. |