Показатели борьбы с коррупцией в Российской Федерации и причины наличия коррупционных преступлений Печать
Автор: Зиннатов Р.Р.,Стовба А.В.   
15.06.2025 11:09

ПОКАЗАТЕЛИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЧИНЫ НАЛИЧИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

Зиннатов Р.Р., доцент

кафедры физической подготовки

Уфимского ЮИ МВД России, г. Уфа, Россия

Стовба А.В., к.ф.н., доцент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. В статье подчеркивается необходимость разработки комплексной модели противодействия коррупции, которая учитывала бы уникальные черты российской коррупционной среды и основывалась на анализе существующих научных и статистических данных. Коррупция признается угрозой национальной безопасности, что требует активных мер по её нейтрализации.

Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, теневая экономика, приватизация, национальная безопасность

 

Современные тенденции развития экономики России в условиях внешних вызовов, необходимость поиска новых «точек роста» предъявляют новые требования к системе стратегического управления конкурентоспособностью [1]. Основополагающий базис всей системы национальной безопасности любого государства – экономическая безопасность и ее стабильная деятельность. При этом теневая экономика и коррупция в своем проявлении являются основой криминализации отношений, складывающихся в экономической сфере, усугубляя положение устойчивости экономической безопасности [7, 9, 10, 11, 12]. Экономическая безопасность России характеризуется наличием стабильности доходов и ресурсов для поддержания уровня жизни на данный момент и в будущем [5, 6, 8].


Успешность борьбы с коррупцией, также показывает рейтинг восприятия коррупции, который составляется международной неправительственной организацией «Transparency International» ежегодно с 1995 года. Данная методика расчета осуществляется по 100 бальной системе, максимальное значение предполагает наименьший уровень восприятия коррупции, а минимальное значение наибольший рассматриваемый показатель.


По данным «Transparency International» за 2023 год «Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции. Получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом. Первое место в ИВК-2024 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье – Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга – Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов)» [2]. В 2024 году, согласно данному показателя, «Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 135-е место из 180 в Индексе восприятия коррупции» [4]. Исходя из этих данных, уровень восприятия коррупции в Российской Федерации превышает данный показатель не только в развитых странах, но и ставит наше государство рядом с самыми одиозными странами Африки и Азии.


Рассматривая итоги данного рейтинга, констатируем, что в большинстве рассматриваемых стран система противодействия коррупция работает более эффективно, чем в Российской Федерации. Поэтому необходимо изучить способы и меры борьбы с коррупцией в странах, у которых показатель эффективности противокоррупционной деятельности находится на высоком уровне, и внедрить инструменты противодействия этому явления, исходя из особенностей политической, экономической и культурной обстановки, в действительность Российской Федерации. Конечно, коррупционные проявления в разных странах имеют свои специфические черты. Квалификация коррупционных деяний может отличаться, некоторые элементы состава преступления. Поэтому говорить о том, что данный рейтинг объективно показывают всю «коррупционную обстановку» в мире, на наш взгляд, не совсем правильно. Однако как второстепенный показатель успешности противодействия коррупции данные «Transparency International» рассматривать возможно.


Чтобы подготовить модель противодействия коррупции с учетом специфических черт Российской коррупции необходимо выяснить причины совершения должностными лицами коррупционных деяний в Российской Федерации.


Причины совершения коррупционных деяний в Российской Федерации видятся нам в следующем:

1)                слабость государства, которая проявляется в несовершенной системы координации деятельности органов государственной власти;

2)                развитая теневая экономика;

3)                используемые ранее методы приватизации, которые привели к значительному имущественному расслоению общества;

4)                низкая заработная плата должностных лиц, ответственных за принятие важных решений, вследствие, пренебрежение занимаемой должностью и отсутствие желания получать доход законным путем (хотя, на некоторых должностях невозможно установить такой размер заработной платы, который нельзя было бы превозмочь взяткой);

5)                сложившийся в Российской Федерации менталитет в обществе, структура сознания и привычки терпимости к коррупционному поведению, навязанная СМИ и телевидением тотальная коррумпированность власти. На вопрос: как вы думаете, насколько распространена коррупция, взяточничество среди должностных лиц в России – 48,4% опрошенных отвечают, что большинство берут взятки [3].

6)                слепое копирование западных моделей противодействия коррупции без надстройки этих идеологий для Российской действительности.


На основе изученных и проанализированных научных положений и статистических данных, отчетов Главного информационно-аналитического центра Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации и правовой базы сделаем вывод: коррупция объективно признается угрозой национальной безопасности Российской Федерации и требует разработки комплексной модели, по нейтрализации данной угрозы.

 

Литература

1.                Development of Rural Areas of Bashkortostan in Conditions of Digital Economy Formation / E. V. Stovba, A. V. Stovba, S. S. Nizamov, E. N. Yapparova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Groznyi, 14–15 июня 2019 года. Vol. 76. – Groznyi: Future Academy, 2019. – P. 2964-2971.

2.                Индекс восприятия коррупции 2016: Положение России не изменилось [Электронный ресурс] // URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html (Дата обращения: 25.05.2025).

3.                Коррупция глазами населения. Социологический анализ, подготовленный фондом «Индем».

4.                Россия в индексе восприятия коррупции 2017: посадки не помогли [Электронный ресурс] // URL:  https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html (Дата обращения: 25.05.2025).

5.                Низамов С.С. Значение и задачи инновационного развития в целях экономической безопасности национальной экономики / С.С. Низамов // Санкт-петербургские встречи молодых ученых : Материалы I всероссийского конгресса адъюнктов, аспирантов и соискателей ученых степеней, Санкт-Петербург, 15 июня 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. – С. 647-652.

6.                Низамов С.С. Понятие и сущность экономической безопасности хозяйствующего субъекта / С.С. Низамов // Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2025. – № 2. – С. 28-30.

7.                Низамов С.С. Основные приемы и методы выявления и раскрытия налоговых преступлений сотрудниками экономической безопасности и противодействия коррупции / С.С. Низамов // Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2025. – № 2. – С. 31-34.

8.                Низамов С.С., Стовба Е.В. Формирование системы обеспечения экономической безопасности организаций в условиях цифровой экономики / С.С. Низамов, Е.В. Стовба // Совершенствование инженерно-технического обеспечения производственных процессов и технологических систем : Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летнему юбилею начала освоения целинных и залежных земель в Оренбургской области, Оренбург, 02 февраля 2024 года. – Москва: ООО "Издательство "Перо", 2024. – С. 562-565.

9.                Низамов С.С., Стовба Е.В. Экономические интересы и обеспечения экономической безопасности страны / С.С. Низамов, Е.В. Стовба // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (г. Бирск, Республика Башкортостан, 27-29 марта 2024 г.). Часть II, Бирск, 27–29 марта 2024 года. – Бирск: Уфимский университет науки и технологий, 2024. – С. 157-160.

10.           Низамов С.С., Суюшев В.И. Противодействие коррупции как фактор экономической безопасности государства / С.С. Низамов, В.И. Суюшев // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. – 2025. – № 1(21). – С. 91-97.

11.           Низамов С.С., Стовба Е.В., Поротников П.А. Некоторые аспекты содержания категории «теневая экономика» / С.С. Низамов, Е.В. Стовба, П.А. Поротников // Наука Красноярья. – 2024. – Т. 13, № 1-2. – С. 129-133.

12.           Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В. личная финансовая безопасность в цифровом мире в эпоху глобализации / С.С. Низамов, Е.В. Стовба, А.В. Стовба // Наука Красноярья. – 2024. – Т. 13, № 1-3. – С. 155-159.