Подготовка инженеров в цифровую эпоху |
![]() |
Автор: Михеев С.А. |
12.06.2025 11:44 |
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ В
ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Михеев С.А.,
ст. преподаватель кафедры физического воспитания, Новосибирский
государственный архитектурно-строительный университет, г. Новосибирск, Россия Аннотация.
В
статье рассматриваются проблемы подготовки инженеров в условиях
постиндустриального общества, где ключевыми факторами становятся сетевизация и
социотехническая трансформация профессии. Анализ показывает недостаточность
гуманитарной и коммуникативной подготовки в российских технических вузах. В качестве
решения предлагается активное внедрение дистанционных технологий, позволяющих
развивать необходимые компетенции без увеличения академической нагрузки. Ключевые слова: вуз,
инженер, инженерная деятельность, универсальные компетенции ФГОС ВО,
цифровизация. Конкурентоспособность страны в эпоху глобальной цифровизации, социальной адаптации техники и перехода к экономике знаний все в большей степени зависит от качества подготовки инженерных кадров. По оценкам исследователей (Латышев и др. [3]), именно инженерный потенциал становится ключевым фактором технологического суверенитета государства, однако российская система высшего технического образования не соответствует современным требованиям, что неоднократно отмечалось в ходе специализированных экспертных опросов[6]. Таким образом, имеется фундаментальное противоречие между объективной необходимостью адаптации к новым социотехническим реалиям и институциональной инертностью существующей образовательной системы. Основываясь на вышеизложенном, определим цель настоящей работы. Она заключается в выявлении проблем и направлений совершенствования инженерной подготовки в условиях информационного общества. Функции, выполняемые современным инженером, претерпели существенные изменения с индустриальной эпохи. Специализированных конструкторских знаний уже не хватает для эффективной разработки сложных человеко-машинных (социотехнических) систем, требующих увязку каждого изобретения с социальными запросами и потребностями различных слоев населения. Поэтому сегодня исследователи говорят о комплексной инженерной компетенции – интегративном личностном качестве, отражающем готовность специалиста к постоянному саморазвитию, решению актуальных инженерных задач, при осознании их социальной значимости и личной ответственности за результаты деятельности [1, с. 98]. Обобщение работ М.В. Хохловой и О.Ю. Плескачевой [8], Е.И. Шангиной [9], Р.И. Шарафутдиновой и И.И. Галимзяновой [10] позволяет определить обновленный набор функций, характеризующих компетентностный портрет современного инженера (рис. 1). ... полный текст во вложении |
Обновлено 13.06.2025 10:34 |