Блогинг как инструмент развития грамматических навыков иноязычной письменной речи |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Кириллова Ю.С.,Рындина Ю.В. |
10.06.2025 16:47 |
УДК [371.016:811.111`36]:004.738.12 БЛОГИНГ КАК
ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Кириллова Ю.С., студент Рындина Ю.В., научный
руководитель, к.п.н., доцент Тюменский
государственный университет (г. Ишим), Россия Аннотация. данная статья рассматривает блогинг как эффективный и
мотивирующий инструмент для развития грамматических навыков английского языка у
школьников. Актуальность темы обосновывается применением блогинга в
образовательном процессе с целью повышения мотивации и интереса к изучению
английской грамматики. Анализируются преимущества блогинга такие как
стимулирование регулярной практики письма, возможность получения обратной
связи, развитие навыков самокоррекции, творчество и самовыражение в письменной отработке
грамматических навыков и т.д. Также рассматриваются конкретные примеры
использования блогов для отработки различных грамматических заданий. Ключевые
слова: блогинг, грамматические
навыки, мотивация. Обучение английскому языку стало неотъемлемой составляющей в жизни современного человека, так как знание английского языка способствует эффективной коммуникации не только друг с другом, но и с носителями изучаемого языка. Но важно владеть не только лексическими навыками английского языка, но и грамматическими, что несколько сложнее освоить в процессе изучения языка. Для более эффективного овладения грамматическими навыками английского языка в системе образования стали активно применяться различного рода современные технологии (планшеты, интерактивные доски и т.д.) и ресурсы сети Интернет (веб-сайты, онлайн-платформы для изучения английского языка и т. д.). Одним из ведущих направлений в Интернете, способствующих активной коммуникации на изучаемом языке, является блогинг. Блогинг (от англ. Blogging) определяется как процесс создания или ведение блога, которое заключается в регулярно добавляемых записях, содержащих текст, изображения или мультимедиа. Краткие информативные записи называются «блоги». Данные термины впервые были введены Джоном Барженром в 1997 году. В 2001 году блоги стали известны, как отдельные Интернет-сервисы, массовое распространение получили в 2003 году. Следовательно, попытки его применения в образовательных целях начались в эти же годы [3]. Виртуальная платформа, такая как Rutube, предоставляет возможность для регулярной публикации или просмотра блогов. Использование блогинга является эффективным мотиватором для изучения английского языка, поскольку информативные видеоролики или текстовые записи представляют собой привлекательный формат, способствующий запоминанию слов и правил без значительных временных затрат. Создание блогов на иностранном языке позволяет обучающимся развивать речевые умения и навыки. Наряду с развитием лексических компетенций, важной задачей является развитие грамматических навыков, которые эффективно развиваются посредством письменной практики [4]. Грамматика – раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка и закономерности построения правильных, осмысленных речевых отрезков на данном языке. Развитие грамматических умений и навыков у школьников предполагает умение правильно и с пониманием конструировать свою речь на изучаемом языке, в конечном итоге доведенную до автоматизма. Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное, автоматизированное коммуникативно-мотивированное использование грамматических конструкций в устной речи [4]. Для достижения высоких результатов в изучении грамматики устной практики недостаточно – также требуется письменная отработка. Однако мотивация обучающихся к углубленному изучению английского языка может быть затруднительна при использовании традиционных методов обучения. Блогинг представляет собой перспективный современный метод обучения иноязычной письменной речи, поскольку создание блога – это творческий процесс, включающий отбор письменный, аудио- и видеоматериалов по определенной теме [4]. Каким образом блогинг способствует эффективному развитию грамматических навыков английского языка у школьников? 1) Мотивация и вовлеченность. Блогинг даёт школьникам
широкий ряд возможностей смотреть или читать то, что им интересно, что
непосредственно повышает их интерес и мотивацию к обучению. Когда учащиеся
вовлечены в тему, они более внимательно относятся к изучаемому материалу и его
деталям, включая тему грамматики; 2) Практика письменных навыков. Обучение грамматики
требует не только устных, но и письменных навыков, поэтому учитель может
придумать интересные письменные задания, связанные с развитием грамматических
навыков английского языка с помощью блогинга. Например, на уроке учитель может
включить видеоблог на тему «правильное произношение слов с окончаниями -or и -er в английском языке». Задача учащихся будет заключаться в
том, что во время просмотра видеоблога заполнить два столбца, в каждый столбец
нужно внести определенную категорию слов, главное – во время просмотра
небольшого видеоролика успеть законспектировать все слова. Также учитель может
попросить составить предложения / словосочетания с имеющимися словами,
предварительно обратившись к примерам, которые представляют собой правильно
сконструированный порядок слов. Благодаря практике письма у школьников
улучшается понимание материала, тем более, когда подобная практика подкреплена видеоматериалом,
т.е. чем больше учащиеся пишут, тем эффективнее усваивают грамматику. 3) Понимание грамматики в контексте. В процессе школьники
видят, как грамматические правила используются в тех или иных ситуациях.
Особенно важным для понимания грамматических правил будет наблюдение за
реальной языковой ситуацией через просмотр видеоблога на английском языке (например,
короткого видео о путешествиях в другие страны, где наглядно происходит «живая»
коммуникация между блогером и человеком на английском языке) [3]. 4) Возможность обратной связи. Более эффективно, когда
взаимное комментирование и дальнейшая виртуальная коммуникация между школьником
и другими пользователями (сверстниками, учителями, носителями английского языка
и т.д.) будет происходить на английском языке, с учетом всех грамматических
правил; 5) Самокоррекция. Просмотренный или прочитанный блог
помогает школьникам самостоятельно редактировать свою устную или письменную
речь, обращать внимание на грамматику в блоге, чтобы исправить свои ошибки. Если
школьник ведёт свой блог на английском языке, то обращение к материалам более
опытных блогеров поможет ему редактировать собственный текст, исправлять допущенные
грамматические ошибки. 6) Творческий подход к обучению. Ведение блога об
английском языке помогают учащимся подойти к изучению грамматики не только письменно,
но и творчески. Творческое оформление какого-либо материала способствует более
эффективному развитию грамматических умений и навыков. Когда учащиеся чувствуют
свободу самовыражения даже в обучении, они более охотно экспериментируют с
обучением языка и не боятся совершать ошибки [5]; 7) Развитие коммуникативных навыков, благодаря чему так
же развивается понимание грамматики и её использование для достижения
коммуникативных целей; 8) Актуальность. Когда школьники пишут о том, что им важно, они более внимательно и осознанно относятся к правильности и точности английского языка. Ранее упоминалось, что блогинг эффективно помогает школьникам в самостоятельном изучении английского языка, продуктивном развитии грамматических навыков. Что необходимо предпринять учителю, чтобы обучение посредством блогинга проходило эффективно и интересно в пределах школы? Учителю необходимо тщательно отобрать материал для учащихся, в котором предусмотрены грамматические нормы и правила английского языка. Формат блога (просмотр видео или читательский формат) зависит от предпочтения учителя или школьников. Например, школьникам необходимо посмотреть видеоблог о путешествии в Канаду. После просмотра учитель может задать вопросы: «What was this video about?», «What have you learned about Canada?», «Would you like to travel? Why?» и т.д. Также важно, чтобы перед учащимися был образец правильных ответов на вопросы, с учетом всех грамматических правил. Далее учитель предлагает учащимся составить кластер по теме «Canada», где в ячейках школьникам необходимо написать ключевые слова на тему просмотренного блога. После заполненного кластера учащиеся придумывают и составляют предложения или словосочетания со словами в кластере, предварительно обратившись к примерам, прикреплённым на доске или показанным на слайде презентации. Данное задание – эффективный способ тренировки грамматических навыков английского языка с помощью устной или письменной отработки на основе блога [3]. Регулярная коммуникация в видео или введение блога, который предполагает писательский формат, способствует качественному самообразованию учащегося в обогащении знаний грамматических навыков, если учащийся стремится корректировать самого себя и работать над своими знаниями на основе просмотра блогов людей, которые более опытны во владении английского языка. Творческая составляющая блогинга помогает школьникам более качественно и интересно изучать грамматику английского языка, используя творческое, нестандартное оформление своих блогов, что способствует долгосрочному запоминанию правил грамматики английского языка. Свобода самовыражения, современные технологии и поддержка учителя помогут школьникам изучать английский язык более интересно и эффективно, улучшить знания о грамматике английского языка, мотивация к улучшению собственных грамматических умений и навыков будет расти [4]. Данная статья рассматривает блогинг как
перспективный инструмент развития грамматических навыков иноязычной письменной
речи, в частности, английского языка. В статье отмечается, что блогинг,
благодаря своей интерактивности и мультимедийности, способен повысить мотивацию
учащихся к изучению языка. Также в данном исследовании отмечается значимость
развития грамматических навыков у школьников посредством письменной практики. Акцентируется
внимание на тщательном отборе материала для его использования в образовательном
процессе школьников, с целью исключения некорректных грамматических
конструкций, свойственных разговорному стилю речи, распространенному в блогах.
В статье предлагается внедрение блогинга в школьную практику под руководством
учителя, что, как предполагается, повысит эффективность обучения иноязычной
письменной речи и грамматике. Таким образом, статья обосновывает потенциал
блогинга как современного и эффективного метода обучения, требующего
тщательного обдуманного подхода к выбору контента и организации учебного
процесса. Литература 1. Алексеева,
Д. Д. Использование аудиовизуального метода при
обучении англоязычной устной речи старшеклассников / Д. Д. Алексеева // Молодой
ученый. – Екатеринбург, 2016. – № 8 (559). – С. 104-106. 2.
Блумфилд Л. Язык. Пер. с англ. Е.С.
Кубряковой и В.П. Мурат. / Блумфилд Л // Издательство «Прогресс» – Москва,
1968. – 165 – 180 с. 3.
Герасевич В.А. Блоги и RRS: интернет-технологии нового поколения / Герасевич В.А.// Самоучитель (BHV) – БХВ-Петербург, 2006. – 256 – 257 с. 4. Жуманиязова Г.Т. Современные методы и подходы обучения
грамматике английского языка в школе / Жуманиязова Г.Т.// Теория и практика
современной науки – Тахиаташский район, Республика Каракалпакстан,
Республика Узбекистан, 2020. – №7 – 1 – 4 с. 5. Киселева З.А. Применение и роль
творческих упражнений в обучении грамматике английского языка / Киселева З.А. //
Вопросы методики преподавания в вузе. – Санкт-Петербург 2018. –
Том 7. № 27. – С.
71-79. |