Роль информационных технологий в профессиональной деятельности будущего врача |
Автор: Приземина И.Н. |
23.11.2024 14:49 |
УДК: 004:61:371.315 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩЕГО ВРАЧА Приземина И.Н., ст. преподаватель ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава
России Аннотация: Информационная компетенция относится
к одной из ключевых профессиональных компетенций, способствующих развитию
электронного и цифрового здравоохранения. Уровень развития информационной
компетентности непосредственно связан с возможностью использования современных
технологий, форм, видов обучения, контроля результатов, которые напрямую
зависят от образовательной среды вуза. В статье рассмотрены различные аспекты
использования информационных технологий (ИТ) как средства формирования
профессиональной компетентности будущих врачей в процессе изучения математических
дисциплин естественно-научного цикла. Ключевые слова: высшее медицинское образование, будущий
врач, профессиональная компетентность, математические дисциплины, цифровизация
образования, информационные технологии. Актуальность. Интенсивное развитие информационных технологий резко изменило современное здравоохранение за последние несколько десятилетий. Активное внедрение информационно-интенсивной среды оказывает огромное влияние на качество медицинских услуг во всех сферах практической медицины и становится одним из приоритетных направлений. В результате таких изменений будущие медицинские работники должны быть готовы использовать умения и навыки владения компьютерными программами на уровне пользователя, а также иметь сформированную цифровую компетентность, в частности – владеть профессиональными информационными технологиями [1]. Информационная компетенция относится к одной из ключевых профессиональных компетенций, способствующих развитию электронного и цифрового здравоохранения. Информационно-технологическая компетентность будущего врача – это интегративная характеристика специалиста, которая выражается в готовности принимать обоснованные и эффективные управленческие решения посредством квалифицированного использования медицинских компьютерных систем и технологий в условиях конкретной ситуации профессиональной деятельности (лечебной, диагностической, профилактической, реабилитационной и др.) [2−3]. Сформированность
информационно-технологической компетентности определяется уровнем развития
следующих составляющих: - базовые
знания по специальности; - овладение
современными способами работы с информацией; - умение
применять информационные технологии как средство самосовершенствования и
творчества в профессиональной деятельности; - личностные качества будущего специалиста [4]. Цель. Рассмотрение аспектов использования информационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности в будущей профессиональной деятельности врача в процессе изучения математических дисциплин. Формирование информационной компетенции студентов медицинского вуза в освоении современных информационных технологий повышается в изучении математических дисциплин естественно-научного цикла, таких как: «Математика», «Физика», «Медицинская информатика», «Технологии искусственного интеллекта», «Биологическая статистика». Все эти дисциплины требуют глубоких знаний с использованием ИТ, т.е. аппаратно-программных средств, базирующихся на использовании вычислительной техники. В процессе освоения этих дисциплин у студентов формируются способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, что является необходимым условием для выбора своей мировоззренческой позиции, готовности к логически обоснованному и аргументированному анализу данных медицинских исследований. Обработка медицинских данных, моделирование врачебных ситуационных задач для планирования терапии различного назначения, развитие фармацевтической науки и практики, эпидемиологических исследований, медицинской генетики, бизнеса в медицине и т.д. создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, так как профессиональная компетентность будущего врача является залогом высокого качества медицины в целом [5-6]. Использование ИТ в комплексе с новыми методиками значительно повышает качество подачи учебного материала и создает предпосылки к повышению эффективности и качества образования. Это прежде всего, накопленный опыт сотрудниками кафедры использования информационных технологий при изучении студентами высшей математики, численных методов, математической статистики в рамках перечисленных дисциплин и разработанных методических пособий для проведения практических занятий с использованием методов математического моделирования, для решения задач оптимального распределения ресурсов и составления диеты больного, информационных моделей кинетики химических реакций, фармакокинетики, статистической обработки экспериментальных медико-биологических данных и т.д. (применение пакетов прикладных программ MathCad, Statistica). Созданные учебно-медицинские базы данных в СУБД OpenOffice.org.Base по автоматизации документооборота в лечебном учреждении: таблиц данных с электронной историей болезни пациентов с возможностями поиска и просмотра результатов обследования и анализов, кодировкой диагноза как первичного, так и последующего; классификации лекарственных средств, классификации заболеваний. В процессе обучения математических дисциплин активно применяется мультимедийное оборудование для изложения лекционного материала, а также электронные учебники. Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах с высоким уровнем доступности информационных и коммуникационных технологий сети интернет и соответствующим программным обеспечением. Методические материалы по дисциплине представлены в электронной образовательной среде университета на платформе Moodle, что позволяет довольно гибко организовать учебный процесс, хорошо структурировать изучаемый материал, дает возможность обучающимся самостоятельно изучать теоретический материал, готовиться к практическим заданиям, проходить самообучение по некоторым темам, осуществлять самоконтроль. В электронной образовательной среде доступны лекции в виде текстовых файлов и мультимедийных презентаций, вопросы по всем темам лабораторных заданий, вопросы для самоконтроля, тестовые задания. Задания обучающиеся загружают в Moodle для проверки преподавателем правильности решения и выставления в журнал оценок успеваемости студентов. Выводы. Таким образом, информационные
технологии могут быть использованы на всех стадиях учебного процесса. Умение их
использовать становится одним из самых важных профессиональных навыков будущих врачей.
ИТ способствуют не только повышению эффективности, качества и доступности
обучения в медицинском вузе за счёт методически-обоснованного использования информационных
технологий в учебном процессе, но и выступают как средство формирования
профессиональной компетентности будущих врачей за счёт овладения ними
профессионально-ориентированными информационными технологиями. Литература 1. Абдулгалимова Г.М.,
Абдулгалимов Р.М., Касимов А.К. Возможности информационных технологий при
организации образовательного процесса в медицинском вузе// Проблемы
современного педагогического образования. – Ялта: ГПА. 2021. № 71-2. С. 4-7. 2. Аливаева А.В.
Информационные технологии в медицине: доказанные факты и нерешенные // БМИК.
2012. № 11. С. 894-897. 3. Глухих С.И., Андреева А.В. Формирование информационной
компетенции студентов медицинского вуза // Педагогическое образование в России.
2018. № 12. С. 95-99. 4. Горностаева А.Н.
Образовательный потенциал цифровых технологий как совершенствование процесса
обучения в вузе // Качество. Инновации. Образование. 2022. № 2 (178). С 42-45. 5. Радовинчик О.А. Формирование цифровых
компетенций студентов медицинских колледжей в условиях цифровой трансформации
образования В сборнике: Дистанционные образовательные технологии // Сборник
трудов IX международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024. С.
106-108. 6. Романцов М.Г.
Формирование компетентностной модели в профессиональной подготовке врача / М.Г.
Романцов, А.А. Шульдяков, И.Ю. Мельникова, С.А. Сатарова, О.Б. Лиско, Т.А.
Перминова // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013 Т. 9. № 4. С. 754-756. |
Обновлено 23.11.2024 14:51 |