Взаимодействие стейкхолдеров в развитии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края |
Автор: Кравцов С.А. |
21.11.2024 20:06 |
Взаимодействие стейкхолдеров в развитии
рыбохозяйственного комплекса Камчатского края Кравцов С.А., старший преподаватель, ФГБОУ ВО «КамчатГТУ», г. Петропавловск-Камчатский, Россия Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы
взаимодействия стейкхолдеров в развитии рыбохозяйственного комплекса
Камчатского края. Акцент делается на важность координации действий между
правительственными органами, бизнесом, научными учреждениями и местным сообществом
для достижения устойчивого роста отрасли. Исследование подчеркивает
необходимость интеграции инновационных методов в процесс принятия решений. Ключевые
слова: стейкхолдеры,
рыбохозяйственный комплекс, цифровая платформа, государственно-частное
партнёрство, информационная прозрачность. Рыбохозяйственный комплекс (РХК) Камчатского края играет крайне важную роль для стабильности и продуктивности одного из главных секторов российской экономики, что критически важно для обеспечения продовольственной безопасности государства.Регион, обладая богатейшими ВБР, играет ведущую роль в рыбной промышленности России. Уже неоднократно было замечено, что на долю края приходится одна четвертая объёма производства «рыбы переработанной и консервированной» Российской Федерации [5]. Два млн т., или 65% всех промысловых запасов в Дальневосточном Федеральном округе находятся на континентальном шельфе Камчатки, у берегов полуострова и составляют общие допустимые уловы водных биоресурсов (ВБР)[3]. В условиях глобальных изменений, таких как изменения климата, санкционное давление и новые экологические вызовы, инициатива по усилению сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами приобретает особую значимость для развития и конкурентоспособности отрасли. Эффективное взаимодействие стейкхолдеров, включая органы исполнительной власти региона, бизнес-сообщество, научные организации и местные сообщества, способствует более скоординированной и целенаправленной экономической политике. Это взаимодействие помогает учитывать интересы и ожидания всех участников процесса, что приводит к более сбалансированным и устойчивым решениям. Расширенный механизм взаимодействия со
стейкхолдерами включает ряд механизмов, направленных на обеспечение открытости,
координации и участия всех заинтересованных сторон: 1. Цифровая платформа для взаимодействия играет важную роль в модернизации и оптимизации обмена информацией между всеми участниками рыбохозяйственного комплекса. Такую платформу можно разработать на базе единой цифровой платформы или разработать отдельную цифровую платформу для взаимодействия. Распоряжением Правительства РФ № 3309-р в конце ноября 2023 г. было утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 г [2]. В целях унификации подходов к взаимодействию с участниками информационного обмена в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах Российской Федерации в рамках проекта цифровизации, реализуются мероприятия по созданию единой цифровой платформы. Разработка такой платформы предоставит возможность многомерного анализа и объединит разрозненные данные в одну экосистему, что упростит верификацию и использование информации для принятия решений. Мы предлагаем отделить цифровую платформу для взаимодействия от единой цифровой платформы. Основной причиной является необходимость регулирования уровня доступа к информации для различных заинтересованных сторон и партнеров. Причины для разделения платформ: 1) Конфиденциальность
данных: – Ограничение
доступа. Некоторая информация в рамках РХК может быть коммерчески
чувствительной или стратегически важной, что не позволяет её раскрытие широкому
кругу пользователей. Например, данные о точных местах улова, технологиях
разведения рыб и финансовых показателях компаний могут быть доступны только
определённым участникам рынка. – Защита
интеллектуальной собственности. Рыболовные предприятия могут обладать
эксклюзивными технологиями или методами, которыми они не хотят делиться с
конкурирующими компаниями. 2) Разграничение
обязанностей и интересов: – Различные
группы пользователей могут иметь разные потребности в информационном обмене.
Например, научные учреждения могут быть заинтересованы в данных для
исследований, тогда как бизнес-структуры будут акцентировать внимание на
информацию, являющуюся полезной для коммерческой деятельности. – Государственные
регуляторы, предприятия и научные учреждения выполняют разные роли в рамках РХК,
что диктует необходимость в различных уровнях детализации данных и различного
функционала платформы. 3) Безопасность: – Кибербезопасность.
Разделение платформ может снизить риски кибератак и утечек данных. Центральная
платформа может фокусироваться на управлении более чувствительными данными, в
то время как отдельная платформа для взаимодействия может предоставлять доступ
к общедоступной информации без угрозы для критически важных данных. – Регулятивные
требования. Для соблюдения различных законодательных и регулятивных норм,
каждая из платформ может быть подстроена под специфические требования
безопасности данных. Основной функционал цифровой платформы для взаимодействия будет включать разделы для публикации результатов научных исследований и отчетов, форумы и дискуссионные панели для обмена мнениями и лучшими практиками, электронные консультации и обратную связь. 2. Прозрачность
и участие местных сообществ. Данный механизм предполагает: – проведение
общественных слушаний, на которых будут обсуждаться планы и стратегии
управления рыбными ресурсами; – информирование
местного населения о важности устойчивого рыболовства через образовательные
кампании и тренинги; – привлечение местных сообществ к непосредственному участию в процессах мониторинга и принятия решений. 3. Государственно-частное партнёрство (ГЧП) и совместные инициативы. Понятие «государственно-частное партнёрство» является вполне устоявшимся, и имеет чёткое толкование, согласно Федерального закона №224-ФЗ от 13.07.2015 г. «…юридически оформленное на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве» [1]. Данные
формы взаимодействия позволяют объединить ресурсы и экспертизу государственных
органов и частного сектора для достижения общих целей, таких как устойчивое
использование ВБР, модернизация инфраструктуры и повышение
конкурентоспособности отрасли. К перспективным
направлениям использования ГЧП в РХК региона можно отнести: –
расширение
доступа компаний к финансовым ресурсам, включая использование новых финансовых
инструментов и форм организации финансирования «устойчивых» инвестиций,
специально сконструированных для рыбной отрасли; –
государственная
поддержка развития производственной и транспортно-логистической инфраструктуры,
смежных производств и сопутствующих услуг, в т.ч. прямое финансовое участие
государства в инвестиционных проектах; –
содействие
продвижению компаний отрасли и их продукции на внутреннем и международных
рынках; –
научное
обеспечение деятельности отрасли и развитие человеческого капитала в части
обучения, подготовки и переподготовки кадров для отрасли; –
улучшение
степени информированности общества и бизнес-структур о состоянии и тенденциях
развития отрасли, в т.ч. за счет активизации процесса цифровизации в РХК [4]. В
качестве примера можно привести реализацию проектов по строительству и
модернизации рыбоперерабатывающих заводов, когда государство выделяет субсидии
и льготные кредиты на модернизацию оборудования и строительство новых
производственных линий, а частный сектор инвестирует в инновационные технологии
и расширение производственных мощностей. Совместные усилия приводят к
увеличению объёмов производства и повышению качества продукции (например, завод
по глубокой переработке рыбы ООО «Камчаттралфлот», 2019 г. постройки, на мысе
Чавычном) [6]. 4.
Информационная прозрачность и отчётность
способствуют повышению доверия между всеми заинтересованными сторонами,
улучшению координации и эффективности управления рыбохозяйственными ресурсами.
Принципы открытости и регулярной отчетности обеспечивают доступ к актуальной
информации, способствуют вовлечению местных сообществ и улучшают принятие
обоснованных решений. Внедрение цифровых платформ, образовательных программ и
информационных кампаний поднимает уровень осведомленности и ответственности
всех участников процесса, что ведет к устойчивому развитию РХКрегиона. В
рамках информационной прозрачности и отчётности, предполагается: – регулярное
обновление данных и их открытость; – публикация
регулярных отчетов о состоянии рыбных запасов, результатах мониторинга и
принятых мер по управлению ресурсами; – проведение
независимых проверок данных для подтверждения их достоверности и надежности; – информационные
кампании и образовательные инициативы; – организация
кампаний по информированию населения о важности устойчивого рыболовства,
правилах ведения промысла и состоянии экосистем; – создание
цифровых платформ для публикации и хранения данных, обеспечивающих легкий
доступ и удобную навигацию; – разработка
мобильных приложений, предоставляющих рыбакам доступ к актуальной информации о
квотах, условиях рыбалки, правилах и ограничениях. В
заключении делая вывод, можно заметить, что достижение устойчивого экономического
роста РХК и экологической стабильности в Камчатском крае требует комплексного
подхода, объединяющего усилия различных участников через эффективные механизмы
взаимодействия. Литература 1. О
государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ (последняя
редакция). URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660.
(дата обращения: 21.11.2024). 2. Об утверждении стратегического направления в области
цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов РФ на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ
от 23.11.2023 г. № 3309-р. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408020499.
(дата обращения: 21.11.2024). 3. Кравцов С.А.Анализ
современного состояния рыбохозяйственного комплекса Камчатского края // Вопросы
рыболовства. – 2023. – Т. 24, № 4. – С. 172-181. 4. Мнацаканян
Р.А. Разработка финансовой стратегии
устойчивого развития предприятия на основе механизмов ГЧП (напримере
рыбохозяйственного комплекса). Автореферат диссертации на соискание учёной
степени кандидата экономических наук. URL:https://unecon.ru/wp-content/uploads/2023/10/01mnatsakanyanra.pdf.
(дата обращения: 21.11.2024). 5. Новости. Официальный сайт
Правительства Камчатского края. URL: https://kamgov.ru/minfish/news/pokazateli-rybohozajstvennogo-kompleksa-kamcatki-znacitelno-vyrosli-za-15-let-52029. (дата обращения: 21.11.2024). 6. 15
лет вместе: государственно-частное партнёрство, новые горизонты. Новости. Fishretail.
URL: https://petropavlovsk.fishretail.ru/news/15-let-vmeste-gosudarstvenno-chastnoe-partnyorstvo-novie-gorizonti-436347. (дата обращения: 21.11.2024). |