Главное меню

Взаимодействие стейкхолдеров в развитии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края PDF Печать E-mail
Автор: Кравцов С.А.   
21.11.2024 20:06

Взаимодействие стейкхолдеров в развитии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края

 

Кравцов С.А., старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «КамчатГТУ»,

г. Петропавловск-Камчатский, Россия

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимодействия стейкхолдеров в развитии рыбохозяйственного комплекса Камчатского края. Акцент делается на важность координации действий между правительственными органами, бизнесом, научными учреждениями и местным сообществом для достижения устойчивого роста отрасли. Исследование подчеркивает необходимость интеграции инновационных методов в процесс принятия решений.

Ключевые слова: стейкхолдеры, рыбохозяйственный комплекс, цифровая платформа, государственно-частное партнёрство, информационная прозрачность.

 

Рыбохозяйственный комплекс (РХК) Камчатского края играет крайне важную роль для стабильности и продуктивности одного из главных секторов российской экономики, что критически важно для обеспечения продовольственной безопасности государства.Регион, обладая богатейшими ВБР, играет ведущую роль в рыбной промышленности России. Уже неоднократно было замечено, что на долю края приходится одна четвертая объёма производства «рыбы переработанной и консервированной» Российской Федерации [5]. Два млн т., или 65% всех промысловых запасов в Дальневосточном Федеральном округе находятся на континентальном шельфе Камчатки, у берегов полуострова и составляют общие допустимые уловы водных биоресурсов (ВБР)[3].


В условиях глобальных изменений, таких как изменения климата, санкционное давление и новые экологические вызовы, инициатива по усилению сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами приобретает особую значимость для развития и конкурентоспособности отрасли. Эффективное взаимодействие стейкхолдеров, включая органы исполнительной власти региона, бизнес-сообщество, научные организации и местные сообщества, способствует более скоординированной и целенаправленной экономической политике. Это взаимодействие помогает учитывать интересы и ожидания всех участников процесса, что приводит к более сбалансированным и устойчивым решениям.


Расширенный механизм взаимодействия со стейкхолдерами включает ряд механизмов, направленных на обеспечение открытости, координации и участия всех заинтересованных сторон:

1.  Цифровая платформа для взаимодействия играет важную роль в модернизации и оптимизации обмена информацией между всеми участниками рыбохозяйственного комплекса. Такую платформу можно разработать на базе единой цифровой платформы или разработать отдельную цифровую платформу для взаимодействия. Распоряжением Правительства РФ № 3309-р в конце ноября 2023 г. было утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 г [2]. В целях унификации подходов к взаимодействию с участниками информационного обмена в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах Российской Федерации в рамках проекта цифровизации, реализуются мероприятия по созданию единой цифровой платформы. Разработка такой платформы предоставит возможность многомерного анализа и объединит разрозненные данные в одну экосистему, что упростит верификацию и использование информации для принятия решений.


Мы предлагаем отделить цифровую платформу для взаимодействия от единой цифровой платформы. Основной причиной является необходимость регулирования уровня доступа к информации для различных заинтересованных сторон и партнеров.


Причины для разделения платформ:

1)  Конфиденциальность данных:

     Ограничение доступа. Некоторая информация в рамках РХК может быть коммерчески чувствительной или стратегически важной, что не позволяет её раскрытие широкому кругу пользователей. Например, данные о точных местах улова, технологиях разведения рыб и финансовых показателях компаний могут быть доступны только определённым участникам рынка.

     Защита интеллектуальной собственности. Рыболовные предприятия могут обладать эксклюзивными технологиями или методами, которыми они не хотят делиться с конкурирующими компаниями.


2)  Разграничение обязанностей и интересов:

     Различные группы пользователей могут иметь разные потребности в информационном обмене. Например, научные учреждения могут быть заинтересованы в данных для исследований, тогда как бизнес-структуры будут акцентировать внимание на информацию, являющуюся полезной для коммерческой деятельности.

     Государственные регуляторы, предприятия и научные учреждения выполняют разные роли в рамках РХК, что диктует необходимость в различных уровнях детализации данных и различного функционала платформы.


3)  Безопасность:

     Кибербезопасность. Разделение платформ может снизить риски кибератак и утечек данных. Центральная платформа может фокусироваться на управлении более чувствительными данными, в то время как отдельная платформа для взаимодействия может предоставлять доступ к общедоступной информации без угрозы для критически важных данных.

     Регулятивные требования. Для соблюдения различных законодательных и регулятивных норм, каждая из платформ может быть подстроена под специфические требования безопасности данных.

Основной функционал цифровой платформы для взаимодействия будет включать разделы для публикации результатов научных исследований и отчетов, форумы и дискуссионные панели для обмена мнениями и лучшими практиками, электронные консультации и обратную связь.


2.  Прозрачность и участие местных сообществ. Данный механизм предполагает:

     проведение общественных слушаний, на которых будут обсуждаться планы и стратегии управления рыбными ресурсами;

     информирование местного населения о важности устойчивого рыболовства через образовательные кампании и тренинги;

     привлечение местных сообществ к непосредственному участию в процессах мониторинга и принятия решений.


3.  Государственно-частное партнёрство (ГЧП) и совместные инициативы. Понятие «государственно-частное партнёрство» является вполне устоявшимся, и имеет чёткое толкование, согласно Федерального закона №224-ФЗ от 13.07.2015 г. «…юридически оформленное на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве» [1].


Данные формы взаимодействия позволяют объединить ресурсы и экспертизу государственных органов и частного сектора для достижения общих целей, таких как устойчивое использование ВБР, модернизация инфраструктуры и повышение конкурентоспособности отрасли.

К перспективным направлениям использования ГЧП в РХК региона можно отнести:

     расширение доступа компаний к финансовым ресурсам, включая использование новых финансовых инструментов и форм организации финансирования «устойчивых» инвестиций, специально сконструированных для рыбной отрасли;

     государственная поддержка развития производственной и транспортно-логистической инфраструктуры, смежных производств и сопутствующих услуг, в т.ч. прямое финансовое участие государства в инвестиционных проектах;

     содействие продвижению компаний отрасли и их продукции на внутреннем и международных рынках;

     научное обеспечение деятельности отрасли и развитие человеческого капитала в части обучения, подготовки и переподготовки кадров для отрасли;

    улучшение степени информированности общества и бизнес-структур о состоянии и тенденциях развития отрасли, в т.ч. за счет активизации процесса цифровизации в РХК [4].


В качестве примера можно привести реализацию проектов по строительству и модернизации рыбоперерабатывающих заводов, когда государство выделяет субсидии и льготные кредиты на модернизацию оборудования и строительство новых производственных линий, а частный сектор инвестирует в инновационные технологии и расширение производственных мощностей. Совместные усилия приводят к увеличению объёмов производства и повышению качества продукции (например, завод по глубокой переработке рыбы ООО «Камчаттралфлот», 2019 г. постройки, на мысе Чавычном) [6].


4.  Информационная прозрачность и отчётность способствуют повышению доверия между всеми заинтересованными сторонами, улучшению координации и эффективности управления рыбохозяйственными ресурсами. Принципы открытости и регулярной отчетности обеспечивают доступ к актуальной информации, способствуют вовлечению местных сообществ и улучшают принятие обоснованных решений. Внедрение цифровых платформ, образовательных программ и информационных кампаний поднимает уровень осведомленности и ответственности всех участников процесса, что ведет к устойчивому развитию РХКрегиона.


В рамках информационной прозрачности и отчётности, предполагается:

     регулярное обновление данных и их открытость;

     публикация регулярных отчетов о состоянии рыбных запасов, результатах мониторинга и принятых мер по управлению ресурсами;

     проведение независимых проверок данных для подтверждения их достоверности и надежности;

     информационные кампании и образовательные инициативы;

     организация кампаний по информированию населения о важности устойчивого рыболовства, правилах ведения промысла и состоянии экосистем;

     создание цифровых платформ для публикации и хранения данных, обеспечивающих легкий доступ и удобную навигацию;

     разработка мобильных приложений, предоставляющих рыбакам доступ к актуальной информации о квотах, условиях рыбалки, правилах и ограничениях.


В заключении делая вывод, можно заметить, что достижение устойчивого экономического роста РХК и экологической стабильности в Камчатском крае требует комплексного подхода, объединяющего усилия различных участников через эффективные механизмы взаимодействия.

 

Литература

1.  О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660. (дата обращения: 21.11.2024).

2.  Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2023 г. № 3309-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408020499. (дата обращения: 21.11.2024).

3.  Кравцов С.А.Анализ современного состояния рыбохозяйственного комплекса Камчатского края // Вопросы рыболовства. – 2023. – Т. 24, № 4. – С. 172-181.

4.  Мнацаканян Р.А. Разработка финансовой стратегии устойчивого развития предприятия на основе механизмов ГЧП (напримере рыбохозяйственного комплекса). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. URL:https://unecon.ru/wp-content/uploads/2023/10/01mnatsakanyanra.pdf. (дата обращения: 21.11.2024).

5.  Новости. Официальный сайт Правительства Камчатского края. URL: https://kamgov.ru/minfish/news/pokazateli-rybohozajstvennogo-kompleksa-kamcatki-znacitelno-vyrosli-za-15-let-52029. (дата обращения: 21.11.2024).

6.  15 лет вместе: государственно-частное партнёрство, новые горизонты. Новости.  Fishretail. URL: https://petropavlovsk.fishretail.ru/news/15-let-vmeste-gosudarstvenno-chastnoe-partnyorstvo-novie-gorizonti-436347. (дата обращения: 21.11.2024).

 


 
Яндекс.Метрика