Главное меню

Современные тенденции развития государственного и муниципального управления PDF Печать E-mail
Автор: Салиев С.А.,Стовба А.В.,Гареева З.К.   
20.12.2024 15:52

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Салиев С.А., студент,

Стовба А.В., к.ф.н., доцент,

Гареева З.К., ст. преподаватель,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции в развитии государственного и муниципального управления. Акцент сделан на цифровизацию, децентрализацию, участие граждан и устойчивое развитие как ключевые аспекты, определяющие направление изменений в управлении. Подчеркивается необходимость комплексного подхода к реформам в управлении для достижения эффективных и устойчивых результатов.

Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, образование, цифровизация, децентрализация.

 

Государственное и муниципальное управление играет ключевую роль в обеспечении стабильности и развития общества. В условиях глобализации, стремительного технологического прогресса и изменяющихся социальных запросов, традиционные подходы к управлению становятся менее эффективными. В последние годы наблюдается необходимость пересмотра методов и инструментов, используемых для реализации государственной политики, что обусловлено растущими ожиданиями граждан, требующих более прозрачного, доступного и ответственного управления [3; 5; 6].


Современные тенденции, такие как цифровизация, децентрализация, активное участие граждан в процессах принятия решений и акцент на устойчивом развитии, формируют новую парадигму управления. Цифровизация открывает новые горизонты для повышения эффективности и доступности государственных услуг, позволяя создать более удобные и быстрые каналы взаимодействия между государством и обществом. Децентрализация, в свою очередь, способствует более глубокому учету местных нужд и повышению ответственности местных властей. Участие граждан становится важным фактором для формирования доверия к государственным институтам и улучшения качества принимаемых решений. Наконец, устойчивое развитие как приоритетная цель управления требует интеграции экологических, экономических и социальных аспектов в процессы планирования и реализации политики. Тем самым, исследование современных тенденций в государственном и муниципальном управлении не только актуально, но и необходимо для понимания того, как адаптироваться к новым вызовам и требованиям времени.


Цифровизация государственного управления представляет собой ключевой фактор трансформации взаимодействия между государством и гражданами в условиях стремительно развивающихся технологий. Это явление охватывает широкий спектр инициатив, направленных на оптимизацию процессов, повышение доступности услуг и улучшение качества управления [2; 9]. Рассмотрим подробнее основные аспекты цифровизации, включая электронное правительство, использование больших данных и искусственного интеллекта.


Важно отметить, что электронное правительство является основным компонентом цифровизации, который предполагает использование информационных и коммуникационных технологий для улучшения предоставления государственных услуг. Основные цели которого включают повышение доступности услуг, упрощение взаимодействия и увеличение прозрачности.


 Благодаря онлайн-платформам граждане могут получать доступ к государственным услугам в любое время и из любого места. Это особенно актуально для удалённых и сельских районов, где физический доступ к учреждениям может быть ограничен. Электронные сервисы позволяют минимизировать бюрократические процедуры и снизить время ожидания [4; 8]. Например, возможность подачи заявлений через интернет значительно упрощает процесс получения разрешений и лицензий. Публикация данных о деятельности государственных органов и доступ к информации о расходовании бюджетных средств способствуют повышению доверия граждан к власти.


Анализ больших данных и внедрение технологий искусственного интеллекта открывают новые горизонты для повышения эффективности государственного управления. Эти инструменты позволяют прогнозировать потребности населения, оптимизировать распределение ресурсов, улучшить качества услуг.


Используя алгоритмы машинного обучения, государственные органы могут анализировать данные о поведении граждан, что позволяет предсказать изменения в потребностях и предпочтениях населения. Также искусственный интеллект может помочь в выявлении наиболее эффективных способов распределения бюджетных средств, а также в планировании инфраструктурных проектов на основе анализа исторических данных и текущих тенденций. Системы на основе этого могут обрабатывать обращения граждан и предоставлять персонализированные рекомендации, что повышает уровень удовлетворенности пользователей.


Децентрализация представляет собой процесс передачи полномочий от центральных органов власти к местным уровням [1; 7]. Эта тенденция позволяет более точно учитывать местные потребности и повышает ответственность местных властей перед гражданами. Также может способствовать улучшению качества управления и повышению вовлеченности граждан. Местные власти, обладая гибкостью и знанием специфики региона, могут быстрее реагировать на изменения и внедрять инновации.


Концепция открытого правительства подразумевает активное вовлечение граждан в процессы принятия решений. Инструменты, такие как общественные слушания, консультации и участие в разработке политик, способствуют повышению доверия к власти и улучшению качества принимаемых решений. Открытое правительство основывается на принципах прозрачности, подотчетности и участия, что позволяет создать более демократическую систему управления.


В заключение можно отметить, что современные тенденции в государственном и муниципальном управлении представляют собой ответ на вызовы времени и потребности общества. Цифровизация, децентрализация, активное участие граждан и акцент на устойчивом развитии становятся основными направлениями реформ, направленных на создание более эффективных, прозрачных и ориентированных на граждан институтов власти.


Однако успешная реализация этих тенденций требует комплексного подхода к реформированию управления. Необходимо учитывать существующие вызовы, такие как кибербезопасность, цифровая пропасть и необходимость изменения организационной культуры в государственных структурах. Эти факторы могут существенно повлиять на эффективность внедрения новых технологий и подходов.


Кроме того, важно помнить о том, что каждое общество уникально, и универсальных решений не существует. Поэтому необходимо учитывать местные контексты и потребности при разработке стратегий управления. Взаимодействие между различными уровнями власти, а также активное вовлечение граждан в процессы принятия решений могут стать залогом успеха в достижении устойчивого развития.


Таким образом, будущее государственного и муниципального управления зависит от способности адаптироваться к изменениям, учитывать интересы всех участников процесса и стремиться к созданию более справедливого и устойчивого общества. Важно продолжать исследовать новые подходы и делиться успешными практиками для достижения эффективных результатов в управлении.

 

Литература

1. Бутко Г.П., Поротников П.А., Набоков В.И., Низамов С.С. Формирование конкурентного кадрового потенциала системой высшего образования // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2024. - № 2. - С. 97-104.

2. Запивалова С.Е., Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б. Человеческий капитал в формате цифровой экономики // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. - Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. - С. 74-76.

3. Низамов С.С. Значение и задачи инновационного развития в целях экономической безопасности национальной экономики // Санкт-петербургские встречи молодых ученых: Материалы I Всероссийского конгресса. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. - С. 647-652.

4. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020.  - С. 395-398.

5. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Мешкова Н.Г. Цифровые технологии как инструмент повышения эффективности проектного управления развитием сельских территорий // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2023. - № 8-2. - С. 255-261.

6. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е., Стовба А.В., Идрисова А.Т., Мешкова Н.Г. Использование современных цифровых технологий в системе организации  муниципального управления региона // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2023. - № 8. - С. 135-139.

7. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Низамов С.С., Иванов С.Е., Мешкова Н.Г. Современные направления и проблемы развития малого бизнеса в сельской местности Республики Башкортостан // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - № 10-1. - С. 152-159.

8. Kolomyts O.G., Shagiev B.V., Kidinov A.V., Lazareva L.P., Hristenko G.I., Egorova E.V., Kutlin Y.N. Features and nature of changes in students’ value orientations playing computer role-playing games // EurAsian Journal of BioSciences. - 2020. - Vol. 14. - № 1. - P. 1241-1246.

9. Stovba E.V., Stovba A.V., Nizamov S.S., Yapparova E.N. Development of rural areas of Bashkortostan in conditions of digital economy formation // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, 2019. - P. 2964-2971.

 

 

 

 


 
Яндекс.Метрика