Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления |
Автор: Сарбаева Г.В.,Дударева О.В.,Стовба Е.В. |
15.12.2024 18:45 |
Цифровые технологии как фактор повышения
эффективности государственного и муниципального управления Сарбаева
Г.В.,
студентка, Дударева
О.В.,
к.ф.-м.н., ст. преподаватель, Стовба
Е.В.,
д.э.н., профессор, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация.
В статье актуализируется роль и значение цифровых технологий как ключевого фактора
повышения эффективности государственного и муниципального управления. Выделены
основные направления цифровизации государственного и муниципального управления.
Ключевые
слова: цифровизация, цифровая экономика, цифровые
технологии, государственное и муниципальное управление, государственные органы. Современное общество становится все более зависимым от цифровых технологий, которые проникают во все сферы жизнедеятельности, включая сферу государственного и муниципального управления. Эти технологии оказывают значительное влияние на повышение эффективности управления, улучшение качества предоставляемых услуг и упрощение взаимодействия между гражданами и государственными органами [2; 7]. Одним из ключевых направлений внедрения цифровых технологий в управленческие процессы является создание и развитие электронного правительства. Это включает автоматизацию административных услуг, внедрение электронных документооборотов и информационных систем, которые оптимизируют процессы и снижают затраты на управление. Например, переход на электронную форму подачи заявлений и документов позволяет значительно сократить время обработки обращений граждан и уменьшить количество ошибок, связанных с человеческим фактором. Кроме того, цифровые технологии активно применяются для обеспечения прозрачности управления. Платформы для публикации открытых данных и цифровые архивы позволяют гражданам и специалистам иметь доступ к необходимой информации в любое время, что способствует росту доверия к государственным институциям и обеспечивает вовлеченность населения в процесс принятия решений [4; 9]. Цифровое доверие строится на основе таких элементов, как цифровое пространство (социальные сети, веб-сайты, цифровые технологии и др.), нормативно-правовая база данных, скорость передачи цифровых данных. Рост уровня цифрового доверия характеризуется надежностью цифровой платформы. Политика цифровой трансформации открывает новые возможности для всех социально значимых сфер. Цифровизация технологий в государственном и муниципальном управлении улучшает показатели качества и скорость обслуживания населения, растет уровень доступности видов оказанных услуг [1; 6]. Несмотря на очевидные преимущества, направление цифровизации государственного и муниципального управления сталкивается с рядом вызовов и ограничений. Также не менее важным вопросом является защита персональных данных и информационная безопасность. С увеличением объема цифровых данных возрастает риск утечек и несанкционированного доступа, что требует разработки и внедрения надежных систем защиты и регламентов работы с данными. Важным аспектом внедрения цифровых технологий в государственное управление является развитие цифровой инфраструктуры, способной поддерживать новые технологические решения [3]. Создание надежной и доступной сети, обеспечивающей бесперебойное функционирование электронных сервисов, становится приоритетной задачей для государственных органов. Это требует не только значительных финансовых вложений, но и коллаборации с частным сектором, который обладает необходимыми компетенциями и ресурсами для реализации таких проектов. Таким образом, партнерство между государством и бизнесом становится ключевым фактором в успешной цифровой трансформации управления. Цифровизация в государственном и муниципальном управлении повышает доступность и качество предоставления услуг населению и бизнесу. Мобильность цифровизации в государственном и муниципальном управлении, конкурентоспособность деловой среды позволяют нивелировать социально-экономические диспропорции в развитии субъектов РФ [5; 11]. Интеграция цифровых технологий также требует пересмотра законодательной базы, регулирующей их применение. Переход к электронным государственным услугам и документообороту должен сопровождаться обновлением нормативно-правовых актов, чтобы они адекватно отражали реалии цифрового общества. Законодательные изменения должны учитывать аспекты защиты данных, кибербезопасности, а также регламентировать порядок использования новых технологий в административных процессах. Это позволит минимизировать риски, связанные с неправомерным использованием цифровых инструментов, и обеспечит эффективность их применения в управлении. Кроме того, нельзя забывать о необходимости развития цифровой грамотности среди населения. Для того чтобы граждане могли полноценно пользоваться преимуществами электронных государственных услуг, они должны обладать базовыми знаниями и навыками работы с цифровыми инструментами. Государственные программы, направленные на повышение уровня цифровой образованности, могут сыграть значительную роль в этом процессе [8; 10]. Такой подход не только повысит доступность электронных услуг для широкой аудитории, но и будет способствовать формированию более осведомленного и активного гражданского общества. Можно утверждать, что цифровизация государственного и муниципального управления представляет собой многогранный и сложный процесс, требующий комплексного подхода и координации усилий различных участников. Несмотря на существующие вызовы, потенциал цифровых технологий для фундаментального преобразования структуры и механизмов управления огромен. Их рациональное применение способно значительно улучшить качество жизни граждан, повысить прозрачность и подотчетность государственных органов, а также усилить их взаимодействие с обществом в целом. В заключение можно
отметить, что цифровые технологии не только способствуют повышению
эффективности государственного и муниципального управления, но и кардинально
изменяют его подходы и методы. Эти изменения требуют системного подхода к
реализации цифровых решений и постоянного мониторинга их эффективности. При эффективной
реализации цифровые технологии способны стать мощным инструментом для улучшения
качества жизни граждан и продвижения общества в целом. Литература 1. Габдулхаков Р.Б.,
Мешкова Н.Г., Зыков Я.Д. Цифровые технологии в утилизации твердых бытовых
отходов Республики Башкортостан // Цифровые технологии в государственном и
муниципальном управлении развитием территорий: новые концептуальные подходы:
Материалы II
Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Уфа: УГНТУ,
2022. - С. 7-10. 2. Галиев Р.Р., Ковшов
В.А., Гусманов Р.У. Проект маркетплейса агроландшерингового кооператива //
Вестник НГИЭИ. - 2021. - № 2 (117). - С. 101-112. 3. Галиев Р.Р.
Инновационное решение проблемы продовольственного обеспечения региона //
Проблемы развития АПК региона. - 2016. - Т. 25. - № 1-1 (25). - С. 210-216. 4. Низамов С.С.
Значение и задачи инновационного развития в целях экономической безопасности
национальной экономики // Санкт-петербургские встречи молодых ученых: Материалы
I Всероссийского конгресса. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет
МВД России, 2023. - С. 647-652. 5. Стовба А.В.,
Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные
проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной
научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный
педагогический университет, 2020. - С.
395-398. 6. Черданцев В.П.
Применение инновационных технологий: цифровизация и роботизация в агросфере и
производстве аквакультуры // Вопросы региональной экономики. - 2024. - № 2
(59). - С. 195-201. 7. Черданцев В.П.,
Зотов А.В., Бугаев К.П., Токарев В.В.
Понятие и сущность цифровой трансформации и цифровой зрелости АПК //
International Agricultural Journal. - 2022. - Т. 65. - № 6. 8. Черданцев В.П.
Мировая трансформация техноукладов в агропромышленном комплексе России //
Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». - 2022. - № 1. -
С. 62-67. 9. Шарапова Н.В.,
Шарапова В.М., Шарапов Ю.В. Применение информационных технологий в сельском
хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2021. - № 5 (383). -
С. 32-35. 10. Шарапова В.М.,
Шарапова Н.В., Борисов И.А. Информационные системы: их использование в процессе
управления // Глобальный научный потенциал. - 2017. - № 11 (80). - С. 59-61. 11. Шарапова Н.В., Шарапов Ю.В. Диджитализация ключевых сельскохозяйственных процессов // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 2 (127). - С. 796-799. |