Инвестиционный потенциал региона и привлечение бизнеса в процесс инвестирования |
Автор: Сёмин А.Н.,Гусманов Р.У.,Низамов С.С. |
15.12.2024 17:22 |
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА В ПРОЦЕСС ИНВЕСТИРОВАНИЯ Сёмин А.Н.,
академик РАН, д.э.н., профессор, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Россия, Гусманов Р.У.,
д.э.н., профессор, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия, Низамов С.С., к.э.н., Уфимский юридический
институт МВД России, г. Уфа,
Россия Аннотация.
В
статье проводится анализ частных показателей, которые в настоящее время широко
используются рейтинговыми агентствами. Авторы предлагают внести изменения и
добавить оценку его показателей объективности данной оценки, а также полного
раскрытия инвестиционного потенциала территории. Данные изменения позволят
повысить эффективность вовлечения бизнеса в региональный инвестиционно-инновационный
процесс. Ключевые
слова: государство, инвестиции, бизнес, санкции,
национальная безопасность, инвестиционный рынок Главной стратегической целью в условиях недружественных санкций со стороны иностранных государств является достижение экономического и социального прогресса, соответствующего престижу России в качестве ведущей мировой державы, занимающей ключевые позиции в глобальной экономической конкуренции[7, 11]. Это также обеспечивает национальную безопасность и гарантирует свободу, закрепленную в Конституции Российской Федерации, для каждого гражданина нашей страны, что должно помощь создать абсолютно новый, превосходный облик будущей России[6, 10, 11, 14, 15]. При этом должны увеличиться уровни доходов и качество жизни, что безусловно характерно для развитых экономик, в числе основных приоритетов стоят высокие стандарты личной безопасности, доступность образования и медицинских услуг высочайшего уровня качества, достаточное количество жилья, возможность беззаботного погружения в культурные ценности и недвусмысленное обеспечение экологической безопасности всех граждан[3, 4, 5, 8, 9, 12, 16]. Нужно стремится создать справедливое и эффективное общество, которое строится на принципах доверия и ответственности, важным аспектом которого является укрепление доверия населения к государственным и частным экономическим организациям. Все это позволит построить систему, в которой люди смогут полагаться на порядочность и надежность институтов, которым они доверяют ведение своих дел и интересов. Такое общество демонстрирует высокий уровень ответственности и заботы со стороны всех его участников, что способствует достижению стабильного экономического и социального развития. Многие авторы утверждают, что инвестиции играют важнейшую роль в стимулировании и развитии экономического потенциала государства и его субъектов. Под термином «потенциал» обычно понимают все имеющиеся возможности, ресурсы, запасы и источники, которые могут быть активированы и использованы для достижения определенных целей, реализации планов и решения различных задач. Поэтому так важно совершенствовать государственное управление процессами инвестирования, включая разработку эффективных методов и инструментов для оценки инвестиционного потенциала [2]. Во многих крупных государствах было принято решение перевести регулирование инвестиций на региональный уровень, чтобы учесть особенности местных инвестиционных рынков. Россия также последовала этой практике и сфокусировала управление инвестициями на местах, принимая во внимание уникальные характеристики каждого региона, что сыграло значительную роль в развитии бизнеса и улучшении качества жизни населения и общий активности страны на международной арене[1]. На сегодняшний день, по сравнению с многими другими странами мира, большая часть регионов России не обладает достаточной инвестиционной привлекательностью. Это приводит к тому, что как отечественные, так и иностранные инвестиции не поступают в достаточных объемах, а российский капитал уходит за границу, туда, где инвестиционные возможности более привлекательны. Одновременно с этим, инвестиционные ресурсы распределены неравномерно между регионами, сосредоточиваясь главным образом в крупных мегаполисах и в регионах, богатых природными ресурсами. Процесс разработки предложений, которые, по убеждению многих ученых, способны усилить притягательность регионов для инвестиций, с тщательного анализа понятия «инвестиционная привлекательность региона» и уже существующих методов для ее оценки. Инвестиционная привлекательность региона - это неотъемлемый фактор, определяющий потенциал привлечения инвестиций в данное место. В то же время на эту оценку влияют: инвестиционный климат, инфраструктурное развитие, возможности привлечения инвестиционных ресурсов, а также социально-экономические и политические факторы. Размер инвестиций, доходность и риски, а также эффективность инвестиционной деятельности зависят от этой оценки. Анализ инвестиционной привлекательности помогает инвесторам принимать решения о реализации проектов и вкладывать средства в объекты регионального инвестиционного рынка. Не удивительно, что данный критерий является важным инструментом для привлечения инвестиций и устойчивого развития региона. Ключевым фактором, оказывающим существенное влияние на привлекательность инвестиций, является инвестиционный климат. Этот феномен является неотъемлемой частью сложных условий, рассматриваемых как на региональном, так и на национальном уровне. Инвестиционный климат включает в себя комплексные условия, которые определены предпочтениями инвесторов при выборе перспективных объектов инвестирования. На макроуровне сформированные экономические и социальные показатели играют важнейшую роль в этом процессе. При анализе политической ситуации для иностранных инвесторов решающую роль играют некоторые факторы: •
вероятность национализации иностранного
имущества; •
политика государства в отношении
иностранных инвестиций; •
степень государственного вмешательства в
экономику; •
преемственность политической власти; •
прочность государственных институтов; •
участие страны в системах международных
договоров по различным вопросам. Проблемы с инвестиционным климатом могут возникать из-за ограничений, непонятности и нестабильности законодательства в стране, где инвестирует иностранная фирма, которые могут привести к неопределенности и понижению прибыльности инвестиций. На микроуровне инвестиционный климат формируется взаимодействием инвесторов, государственных органов, поставщиков, клиентов, банков, финансовых структур, профсоюзов и трудовых коллективов, которые оценивают инвестиционную среду при взаимодействии иностранной компании с новым для нее окружением. Правительственные усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата могут столкнуться с ограничениями местного самоуправления, которые могут оказывать негативное влияние на привлечение инвестиций. Не менее важным фактором является развитие инфраструктуры и связей региона с другими рынками. Логистические возможности, доступность транспортных коммуникаций и наличие квалифицированной рабочей силы - все это делает регион привлекательным для бизнеса. Поэтому, необходимо инвестировать в современные технологии, развивать образовательные программы и организовывать профессиональные тренинги для местных жителей. В заключение, я хочу
подчеркнуть, что повышение инвестиционной привлекательности региона является
сложным и долгосрочным процессом. Однако, при наличии стратегии развития,
широких партнерских связей и конструктивного диалога между бизнесом и
государством, мы можем совместными усилиями привлечь больше инвестиций в наши
регионы и обеспечить их экономический рост и процветание. Литература 1.
Современные направления и проблемы развития малого бизнеса в сельской
местности Республики Башкортостан / Е.В. Стовба, Р.Б. Габдулхаков, А.В. Стовба,
С.С. Низамов [и др.] // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. –
№ 10-1. – С. 152-159. 2.
Гусманов Р.У., Низамов С.С. Механизмы
инвестирования агропромышленного комплекса / Р.У. Гусманов, С.С. Низамов //
Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами на современном
этапе глобализации : Сборник научных трудов VI Международной
научно-практической конференции, Тверь, 22 декабря 2020 года. – Тверь: Тверской
государственный технический университет, 2021. – С. 125-128. 3.
Гусманов Р.У., Низамов С.С., Стовба Е.В.
Перспективы развития личных подсобных хозяйств в Республике Башкортостан / Р.У.
Гусманов, С.С. Низамов, Е.В. Стовба // Никоновские чтения. – 2022. – № 27. – С.
208-212. 4.
Гусманов Р.У., Низамов С.С., Стовба Е.В.
Продовольственная безопасность и необходимость государственного регулирования
зернового рынка / Р.У. Гусманов, С.С. Низамов, Е.В. Стовба // Актуальные
вопросы развития производства пищевых продуктов: технологии, качество,
экология, оборудование, менеджмент и маркетинг : материалы III Всероссийской научно-практической
конференции, Уссурийск, 20–21 февраля 2019 года / Приморская государственная
сельскохозяйственная академия. – Уссурийск: Приморская государственная
сельскохозяйственная академия, 2019. – С. 189-193. 5.
Гусманов Р.У., Низамов С.С., Стовба Е.В.
Состояние и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России /
Р.У. Гусманов, С.С. Низамов, Е.В. Стовба // Никоновские чтения. – 2021. – № 26.
– С. 103-106. 6.
Гусманов Р.У., Низомов С.С. Вопросы
продовольственной безопасности / Р.У. Гусманов, С.С. Низомов // Никоновские
чтения. – 2014. – № 19. – С. 15-17. 7.
Гусманов Р.У., Низомов С.С. Обеспечение
продовольственной безопасности региона на фоне принятых санкций и политики
импортозамещения / Р. У. Гусманов, С. С. Низомов // Вестник Прикамского социального
института. – 2017. – № 2(77). – С. 55-58. 8.
Гусманов Р.У., Низомов С.С. Производственный
потенциал и продовольственная безопасность страны / Р.У. Гусманов, С.С. Низамов
// Островские чтения. – 2021. – № 1. – С. 126-130. 9.
Гусманов Р.У., Низомов С.С.Производство
зерна в сельскохозяйственных зонах Республики Башкортостан / Р.У. Гусманов, С.С.
Низомов // Аграрный вестник Урала. – 2015. – № 8(138). – С. 15-17. 10.
Гусманов Р.У., Низомов С.С. Роль
зернового производства в продовольственной безопасности региона / Р.У.
Гусманов, С.С. Низомов // Агропродовольственная политика России. – 2016. – №
1(49). – С. 20-22. 11.
Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба
Е.В. Обеспечение продовольственной безопасности региона в условиях
импортозамещения (на примере республики Башкортостан) / У. Г. Гусманов, Р. У.
Гусманов, Е.В. Стовба // Дальневосточный аграрный вестник. – 2016. – № 3(39). –
С. 100-108. 12.
Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В. Личная
финансовая безопасность в цифровом мире в эпоху глобализации / С.С. Низамов,
Е.В. Стовба, А.В. Стовба // Наука Красноярья. – 2024. – Т. 13, № 1-3. – С.
155-159. 13.
Низамов С.С., Стовба Е.В. Экономические
интересы и обеспечения экономической безопасности страны / С.С. Низамов, Е.В.
Стовба // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и
науке : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с
международным участием) (г. Бирск, Республика Башкортостан, 27-29 марта 2024
г.). Часть II, Бирск, 27–29 марта 2024 года. – Бирск: Уфимский университет
науки и технологий, 2024. – С. 157-160. 14.
Семин А.Н. К вопросу о понятиях
"продовольственная независимость" и "продовольственная
безопасность" / А.Н. Семин // Экономика сельскохозяйственных и
перерабатывающих предприятий.–2013.–№11.–С. 1-4. 15.
Семин А.Н. Продовольственная
безопасность региона: факторы генерации и механизм обеспечения / А.Н. Семин //
Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.–2010.–№ 5.– С.
8-13. |