Главное меню

Нормативно-правовые особенности введения всеобщего обязательного начального обучения в Башкирской АССР в 30-е годы ХХ века PDF Печать E-mail
Автор: Кутушев Г.З.   
15.12.2024 17:19

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

 

Кутушев Г.З., к.и.н.,

Уфимский юридический институт

МВД России, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В статье исследуется процесс внедрения на территории Башкирской АССР системы всеобщего обязательного обучения. Рассматриваются материальное обеспечение учителей. Приведены результаты по системе всеобщего обязательного обучения.

Ключевые слова: всеобуч, советское образование, обязательное начальное обучение, советские школы, Башкирская АССР.

 

На рубеже 20-30-х гг. XX века Народный комиссариат просвещения РСФСР вместе с партийными и советскими органами ставил перед собой несколько масштабных задач в области народного образования, одной из которых было  введение всеобщего начального обязательного обучения. Начинавшаяся в стране форсированная индустриализация требовала скорейшей подготовки профессиональных кадров [12, 13, 14]. Для обеспечения успеха пятилеток следовало охватить школьным обучением всех детей школьного возраста. В Башкирской АССР процесс введения всеобуча имел ряд особенностей, вызванных национально-культурной и экономической спецификой региона. В период 1919-1929 гг. Башнаркомпросу удалось разработать основы единой советской трудовой школы, начать работу по ликвидации безграмотности, ввести в образовательный процесс новые методики обучения. Теперь же предстояло в короткие сроки создать обширную сеть советских начальных школ, покончив с неграмотностью среди детей и подростков[4, 10, 11].


К концу 1929/1930 учебного года в начальных школах Башкирской АССР числилось 184 300 обучающихся, что составляло лишь 58,4 % всех учтенных детей школьного возраста [1]. В том же 1930 г. наблюдалось неравномерное распределение детей различных национальностей в школах первой ступени: башкир – 38,5 %, татар – 44,2 %, русских – 55,2 % [2].


В целом, разработка проектов реализации всеобуча велась достаточно давно. Так, в августе 1923 г. Совет народных комиссаров РСФСР утвердил закон о всеобщем обучении. В основу данного документа была заложена идея утверждения всеобщего начального обучения в стране к концу 1933/34 учебного года. Однако реальные предпосылки для реализации этого проекта появились лишь к началу 1930-х гг.


25 июля 1930 г. ЦК ВКП (б) принимает постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Плановые цифры предусматривали введение с 1930/31 учебного года всеобщего обязательного обучения для детей младшего школьного возраста (с 8-10 лет). Предполагалось в обязательном порядке обучать грамоте и так называемых детей-переростков 11-15 лет, которые по различным причинам не освоили своевременно курса начальной школы [3].


Далее инициатива перешла к региональным советским и партийным органам. 24 августа 1930 г. СНК и ЦИК Башкирской АССР опубликовали соответствующее постановление «О введении обязательного всеобщего начального обучения в Башкирской АССР». Оно предполагало осуществление всеобуча на территории республики в два этапа. В 1930/31 учебном году всеобщее обязательное начальное обучение внедрялось во всех городах, рабочих поселках, совхозах, колхозах и наиболее подготовленных для этого районах. В следующем 1931/32 учебном году данное правило распространялось на все остальные населенные пункты и сельские районы. Специальные комитеты по введению всеобуча в составе работников районного отдела народного образования (РОНО), профсоюзов и колхозов создавались при местных исполкомах Советов [2].


В каждом из районов республики были вскоре учреждены фонды всеобуча. Средства на их пополнение поступали от местных хозяйственных предприятий и учреждений.


С самого начала органы управления народным образованием столкнулись с острым дефицитом зданий для размещения новых учебных заведений. В целом, до 1928 г. новые школы в Башкирской АССР строились в незначительном количестве. Обычно под школы выделяли частные дома или общественные здания, построенные еще до революции [5]. Для решения проблемы с осени 1930 г. власти переходят к массовому закрытию в сельской местности мечетей и церквей. После соответствующей реорганизации в зданиях бывших молитвенных домов  размещались школы. К примеру, в Дуван-Мечетлинском районе, где насчитывалось тогда 57 церквей и мечетей, из них под школы, клубы и избы-читальни было изъято 13. На те же цели во многих населенных пунктах были выделены дома раскулаченных крестьян.


Представляет интерес сравнение цифр финансовых затрат на реализацию материальной стороны всеобуча с предшествующим периодом. К примеру, в 1928/29 году на строительство новых школ было выделено примерно 543 тысяч рублей бюджетных средств. В 1930/31 учебном году на открытие и капитальный ремонт одних только начальных школ было отпущено свыше 8 миллионов рублей.


Еще одним проблемным вопросом оставалось обеспечение материально-финансовых и жилищных запросов учительского контингента, работников РОНО и других сотрудников системы народного образования, в условиях резко возросшей на них нагрузки. При этом не всегда директивные распоряжения центральных органов власти удавалось вовремя реализовать на практике.


Подобная ситуация сохранялась в отдельных районах и в последующие годы. К примеру, в сентябре 1932 г. после проверки инспекторами Башнаркомпроса и Рабоче-крестьянской инспекции бедственного материального положения учителей Балтачевского района, было вынесено решение принять срочные меры к обеспечению снабжения преподавательского состава района продовольствием и товарами первой необходимости [6]. 


Первые результаты советской образовательной реформы рассматривались на I Всебашкирском съезде по всеобучу, который прошел 20-23 марта 1931 г. в Уфе. Удалось выяснить, что к марту 1931 г. общий охват детей от 8 до 15 лет начальным образованием по республике достиг показателя 80 %. Выделялись несколько районов – передовиков, которые сумели обеспечить почти 100 % вовлечения детей в школы –Учалинский, Абзелиловский, Белорецкий, Давлекановский и Чишминский. На основе принятых на съезде решений, профсоюзные организации, совхозы и промышленные предприятия перечислили в фонд всеобуча около 285 тысяч рублей, а также собрали более 1 миллиона пудов продуктов питания для поддержки сирот и детей из малообеспеченных семей [7].


Дефицит преподавательского состава и руководителей районных школ Башнаркомпрос компенсировал за счет не только за счет подготовки новых кадров в педагогических учебных заведениях, но и за счет привлечения в школы специалистов из РОНО, комсомола, партийных, советских и хозяйственных учреждений. К примеру, директор одной из стерлитамакских колхозных школ Степан Артемьев в своем заявлении в отдел кадров Башобкома ВКП (б) отмечал, что «…окончил в 1918 году начальное училище и больше нигде не учился». В 1926 г. он вступил в ряды ВКП (б). В 1928 году С.Артемьев стал работать в Стерлитамакском отделе народного образования инспектором школ I ступени, а в 1930 году его отправили в школу крестьянской молодежи Стерлитамакского района учителем обществоведения. Уже в 1931/32 учебном году он назначается директором школы, при этом отмечая, что «…школа в настоящее время педперсоналом не укомплектована» [8].


Следует отметить, что зачастую сами инспектора местных ОНО старались перевестись на работу в школы из-за более высокого оклада и меньшего объема рабочей нагрузки. Так, еще осенью 1929 года руководство Башнаркомпроса с тревогой отмечало, что из-за мизерных окладов кантонные и участковые инспектора РОНО элементарно отказываются от работы, пытаются перейти на педагогическую работу или же вовсе бегут в соседние регионы [9].


Таким образом, в период 1930-1933 гг. Народный комиссариат просвещения Башкирской АССР, опираясь на поддержку партийных и советских органов власти, сумел решить главные задачи, стоявшие перед республикой в рамках кампании внедрения всеобуча:


1)                Начальное обязательное начальное образование на территории Башкирской АССР к 1933 году получали все дети школьного возраста.

2)                В городах и рабочих поселках началось введение обязательного семилетнего обучения в виде открытия неполных средних школ.

3)                Удалось резко повысить количество учителей для начальных школ за счет открытия новых педагогических техникумов и краткосрочных образовательных курсов.

4)                В ходе кампании всеобуча множество начальных и неполных средних школ были переведены в новые здания, либо построенные за счет госбюджета, либо конфискованные у кулаков или религиозных организаций.

5)                Власти республики стали уделять больше внимания материально-финансовому положению работников просвещения.

 

Литература

1.                Национальный архив Республики Башкортостан (далее – НА РБ). Фонд 122. Опись 13. Дело 278. Л.1.

2.                Культурное строительство в Башкирской АССР. Документы и материалы. 1917-1941 / Редкол.: Сост.: Чемерис В.П. (отв. сост.) и др.- Уфа, 1986. 352 с.

3.                КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. М.: Изд-во политической литературы, 1963. – 551 с.

4.                Формирование конкурентного кадрового потенциала системой высшего образования / Г.П. Бутко, П.А. Поротников, В.И. Набоков, С.С. Низамов // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2024. – № 2. – С. 97-104.

5.                НА РБ. Ф.122. Оп.13. Д.278. Л.3.

6.                НА РБ. Ф.122. Оп.11. Д.216. Л.99.

7.                Алмаев Р.З. Становление советской системы школьного образования в Республике Башкортостан. Уфа: Восточный университет, 2002. – 126 с.

8.                НА РБ. Ф.122. Оп.11. Д.216. Л.8,9.

9.                НА РБ. Ф.122. Оп.8.Д.78. Л.24.

10.           Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. К вопросу о сельскохозяйственном образовании в России / Р.У. Гусманов, Е.В. Стовба, С.С. Низамов // Историческое наследие Московского общества сельского хозяйства и модернизация аграрного сектора России, Москва, 22–23 сентября 2020 года. – Москва: Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, 2020. – С. 137-140.

11.           Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический ресурс развития сельских территорий региона(на примере Республики Башкортостан) / Р.У. Гусманов, Е.В. Стовба, А.В. Стовба // Дальневосточный аграрный вестник. – 2018. – № 4(48). – С. 296-303.

12.           Низамова Г.Г. Роль студенческого научного кружка в становление личности / Г.Г. Низамова // Россия молодая: Сборник материалов xvi всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием, Кемерово, 16–19 апреля 2024 года. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2024. – С. 95216.1-95216.3.

13.           Низамова Г.Г. Совершенствование профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних граждан / Г.Г. Низамова // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. – 2024. – № 2(18). – С. 19-24.

14.           Низамов С.С. Стовба Е.В., Стовба А.В. Состояние и тенденции развития высшего образования в Республике Башкортостан / С.С. Низамов, Е.В. Стовба, А.В. Стовба // Наука Красноярья. – 2022. – Т. 11, № 2-4. – С. 69-77.


 
Яндекс.Метрика