Нормативно-правовые особенности введения всеобщего обязательного начального обучения в Башкирской АССР в 30-е годы ХХ века |
Автор: Кутушев Г.З. |
15.12.2024 17:19 |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ
ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР В 30-Е ГОДЫ ХХ
ВЕКА Кутушев Г.З., к.и.н., Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия Аннотация. В статье исследуется процесс
внедрения на территории Башкирской АССР системы всеобщего обязательного
обучения. Рассматриваются материальное
обеспечение учителей. Приведены результаты по системе всеобщего
обязательного обучения. Ключевые слова: всеобуч, советское образование,
обязательное начальное обучение, советские школы, Башкирская АССР. На рубеже 20-30-х гг. XX века Народный комиссариат просвещения РСФСР вместе с партийными и советскими органами ставил перед собой несколько масштабных задач в области народного образования, одной из которых было введение всеобщего начального обязательного обучения. Начинавшаяся в стране форсированная индустриализация требовала скорейшей подготовки профессиональных кадров [12, 13, 14]. Для обеспечения успеха пятилеток следовало охватить школьным обучением всех детей школьного возраста. В Башкирской АССР процесс введения всеобуча имел ряд особенностей, вызванных национально-культурной и экономической спецификой региона. В период 1919-1929 гг. Башнаркомпросу удалось разработать основы единой советской трудовой школы, начать работу по ликвидации безграмотности, ввести в образовательный процесс новые методики обучения. Теперь же предстояло в короткие сроки создать обширную сеть советских начальных школ, покончив с неграмотностью среди детей и подростков[4, 10, 11]. К концу 1929/1930
учебного года в начальных школах Башкирской АССР числилось 184 300
обучающихся, что составляло лишь 58,4 % всех учтенных детей школьного возраста [1].
В том же В целом, разработка
проектов реализации всеобуча велась достаточно давно. Так, в августе 25 июля Далее инициатива перешла
к региональным советским и партийным органам. 24 августа В каждом из районов республики были вскоре учреждены фонды всеобуча. Средства на их пополнение поступали от местных хозяйственных предприятий и учреждений. С самого начала органы
управления народным образованием столкнулись с острым дефицитом зданий для размещения
новых учебных заведений. В целом, до Представляет интерес сравнение цифр финансовых затрат на реализацию материальной стороны всеобуча с предшествующим периодом. К примеру, в 1928/29 году на строительство новых школ было выделено примерно 543 тысяч рублей бюджетных средств. В 1930/31 учебном году на открытие и капитальный ремонт одних только начальных школ было отпущено свыше 8 миллионов рублей. Еще одним проблемным вопросом оставалось обеспечение материально-финансовых и жилищных запросов учительского контингента, работников РОНО и других сотрудников системы народного образования, в условиях резко возросшей на них нагрузки. При этом не всегда директивные распоряжения центральных органов власти удавалось вовремя реализовать на практике. Подобная ситуация
сохранялась в отдельных районах и в последующие годы. К примеру, в сентябре Первые результаты советской
образовательной реформы рассматривались на I Всебашкирском съезде по всеобучу,
который прошел 20-23 марта Дефицит
преподавательского состава и руководителей районных школ Башнаркомпрос
компенсировал за счет не только за счет подготовки новых кадров в
педагогических учебных заведениях, но и за счет привлечения в школы
специалистов из РОНО, комсомола, партийных, советских и хозяйственных
учреждений. К примеру, директор одной из стерлитамакских колхозных школ Степан
Артемьев в своем заявлении в отдел кадров Башобкома ВКП (б) отмечал, что
«…окончил в 1918 году начальное училище и больше нигде не учился». В Следует отметить, что зачастую сами инспектора местных ОНО старались перевестись на работу в школы из-за более высокого оклада и меньшего объема рабочей нагрузки. Так, еще осенью 1929 года руководство Башнаркомпроса с тревогой отмечало, что из-за мизерных окладов кантонные и участковые инспектора РОНО элементарно отказываются от работы, пытаются перейти на педагогическую работу или же вовсе бегут в соседние регионы [9]. Таким образом, в период 1930-1933 гг. Народный комиссариат просвещения Башкирской АССР, опираясь на поддержку партийных и советских органов власти, сумел решить главные задачи, стоявшие перед республикой в рамках кампании внедрения всеобуча: 1)
Начальное
обязательное начальное образование на территории Башкирской АССР к 1933 году
получали все дети школьного возраста. 2)
В
городах и рабочих поселках началось введение обязательного семилетнего обучения
в виде открытия неполных средних школ. 3)
Удалось
резко повысить количество учителей для начальных школ за счет открытия новых
педагогических техникумов и краткосрочных образовательных курсов. 4)
В
ходе кампании всеобуча множество начальных и неполных средних школ были
переведены в новые здания, либо построенные за счет госбюджета, либо конфискованные
у кулаков или религиозных организаций. 5)
Власти
республики стали уделять больше внимания материально-финансовому положению
работников просвещения. Литература 1.
Национальный архив Республики Башкортостан (далее – НА РБ). Фонд 122.
Опись 13. Дело 278. Л.1. 2.
Культурное строительство в Башкирской АССР. Документы и материалы.
1917-1941 / Редкол.: Сост.: Чемерис В.П. (отв. сост.) и др.- Уфа, 1986. – 352 с. 3.
КПСС
о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. М.: Изд-во политической
литературы, 1963. – 551 с. 4.
Формирование
конкурентного кадрового потенциала системой высшего образования / Г.П. Бутко,
П.А. Поротников, В.И. Набоков, С.С. Низамов // Менеджмент и
бизнес-администрирование. – 2024. – № 2. – С. 97-104. 5.
НА
РБ. Ф.122. Оп.13. Д.278. Л.3. 6.
НА
РБ. Ф.122. Оп.11. Д.216. Л.99. 7.
Алмаев
Р.З. Становление советской системы школьного образования в Республике
Башкортостан. Уфа: Восточный университет, 2002. – 126 с. 8.
НА
РБ. Ф.122. Оп.11. Д.216. Л.8,9. 9.
НА
РБ. Ф.122. Оп.8.Д.78. Л.24. 10.
Гусманов
Р.У., Стовба Е.В., Низамов С.С. К вопросу о сельскохозяйственном образовании в
России / Р.У. Гусманов, Е.В. Стовба, С.С. Низамов // Историческое наследие
Московского общества сельского хозяйства и модернизация аграрного сектора
России, Москва, 22–23 сентября 2020 года. – Москва: Всероссийский институт
аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, 2020. – С. 137-140. 11.
Гусманов
Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический ресурс
развития сельских территорий региона(на примере Республики Башкортостан) / Р.У.
Гусманов, Е.В. Стовба, А.В. Стовба // Дальневосточный аграрный вестник. – 2018.
– № 4(48). – С. 296-303. 12.
Низамова
Г.Г. Роль студенческого научного кружка в становление личности / Г.Г. Низамова
// Россия молодая: Сборник материалов xvi всероссийской, научно-практической
конференции молодых ученых с международным участием, Кемерово, 16–19 апреля
2024 года. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени
Т.Ф. Горбачева, 2024. – С. 95216.1-95216.3. 13.
Низамова
Г.Г. Совершенствование профилактики административных правонарушений среди
несовершеннолетних граждан / Г.Г. Низамова // Общество, право,
государственность: ретроспектива и перспектива. – 2024. – № 2(18). – С. 19-24. 14.
Низамов
С.С. Стовба Е.В., Стовба А.В. Состояние и тенденции развития высшего
образования в Республике Башкортостан / С.С. Низамов, Е.В. Стовба, А.В. Стовба
// Наука Красноярья. – 2022. – Т. 11, № 2-4. – С. 69-77. |