Главное меню

Значимость развития цифровых компетенций для разных возрастных категорий населения PDF Печать E-mail
Автор: Прахова Е.В.,Стовба Е.В.   
15.12.2024 15:01

ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

 

Прахова Е.В., ассистент,
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия

Стовба Е.В., д.э.н., профессор,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. В современном мире цифровые технологии становятся все более неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. От малых детей до пожилых людей, все больше людей зависят от цифровых устройств и программ для общения, работы, обучения и развлечений. В этой статье рассмотрены отдельные аспекты развития цифровых компетенций в различных возрастных категориях населения и как это может повлиять на качество жизни и успешность в современном мире.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровые компетенции, цифровизация, возрастные категории населения.

 

С каждым днем скорость развития технологий увеличивается, что требует от людей постоянного обновления своих навыков и знаний. Независимо от возраста, владение цифровыми навыками становится ключевым элементом успешной адаптации к быстро меняющемуся информационному обществу. В данной статье мы рассмотрим специфику развития цифровых компетенций у детей, подростков, взрослых и пожилых людей, а также предложим практические рекомендации по продвижению этих навыков в каждой возрастной группе.


В современном мире цифровые технологии проникают во все сферы жизни, и развитие цифровых компетенций становится важной задачей для людей всех возрастов. Цифровые компетенции включают в себя умения и навыки, необходимые для эффективного использования технологий, а также понимание их воздействия на общество и личную жизнь [2; 4]. В современном цифровом мире, где технологии становятся все более важными, владение цифровыми навыками становится необходимостью уже с раннего детства. Умение пользоваться компьютером, интернетом, программным обеспечением и цифровыми устройствами открывает детям новые возможности для обучения, общения и саморазвития [7].


Развитие цифровых компетенций в разных возрастных категориях зависит от особенностей каждой группы. Дети дошкольного возраста требуют игрового подхода и простых заданий для освоения начальных навыков. Школьники нуждаются в структурированных уроках и поддержке учителей для углубленного изучения цифровых технологий. Подростки ценят актуальные и интересные материалы, а также возможность самостоятельно экспериментировать с различными программами.


Взрослые могут нуждаться в обучении тому, как применять цифровые навыки в повседневной жизни и на работе. Пожилые люди нуждаются для связи с близкими и доступа различной информации. Поэтому важно адаптировать методику обучения в зависимости от возрастных особенностей, чтобы эффективно развивать цифровые навыки в различных возрастных категориях.


Дети – это поколение, которое растет в окружении технологий. С раннего возраста они начинают взаимодействовать с цифровыми устройствами: смартфонами, планшетами и компьютерами. В этом возрасте важно не только научить детей пользоваться технологиями, но и формировать у них критическое мышление и безопасное поведение в сети. 


Дети и подростки, обладающие хорошо развитыми цифровыми навыками, могут легче осваивать новые знания, участвовать в интерактивных образовательных программах и креативных проектах, а также успешно ориентироваться в информационном пространстве [1; 8]. Они могут развивать свои способности в области программирования, дизайна, мультимедиа и других сферах, что способствует формированию комплексного подхода к обучению и развитию личности.


Более того, умение эффективно использовать цифровые технологии помогает детям и подросткам лучше понимать и участвовать в современном обществе, а также обеспечивает им конкурентные преимущества на рынке труда в будущем. Развитие цифровых компетенций среди детей и подростков играет важную роль в их образовании и успехе в жизни.


Применение цифровых технологий в образовании молодежи играет ключевую роль в развитии их цифровых компетенций. Современные образовательные программы все чаще включают в себя использование интерактивных онлайн курсов, мультимедийных материалов и образовательных приложений [3; 10]. Это позволяет молодежи не только усваивать информацию более эффективно, но и развивать навыки работы с цифровыми инструментами.


Благодаря доступу к онлайн обучающим ресурсам молодежь может изучать новые темы самостоятельно, участвовать в дистанционных курсах и обмениваться знаниями со сверстниками со всего мира. Это способствует расширению кругозора, развитию критического мышления и самодисциплине.


Одним из важных аспектов применения цифровых технологий в образовании молодежи является интеграция программирования и робототехники в учебный процесс. Занятия по программированию помогают молодежи освоить основы алгоритмизации, логики мышления и решения сложных задач, что способствует их когнитивному развитию. Таким образом, применение цифровых технологий в образовании молодежи является эффективным методом развития их цифровых компетенций, подготавливая молодое поколение к современным вызовам и требованиям цифровой эры [6].


Развитие цифровых компетенций у взрослых в настоящее время стало важным аспектом образования и профессионального роста. Взрослым людям часто приходится сталкиваться с вызовами в области цифровых технологий, такими как быстрые изменения в сфере информационных технологий и необходимость постоянного обновления навыков. Однако, в этом возрасте также открываются большие возможности для развития цифровых компетенций, благодаря богатому жизненному опыту и умению анализировать сложные ситуации.


Взрослые люди могут иметь разный уровень цифровой грамотности в зависимости от их профессиональной деятельности и личного опыта. Многие из них сталкиваются с необходимостью освоения новых технологий для повышения квалификации или смены профессии [5; 9].


Обучение взрослых цифровым навыкам может значительно повысить их конкурентоспособность на рынке труда и обогатить их личностный рост. Многие организации и образовательные учреждения предлагают специализированные курсы и тренинги, а также платформы для самостоятельного изучения цифровых технологий. Важно поддерживать взрослых в освоении новых цифровых навыков, чтобы они могли успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру и использовать цифровые инструменты в повседневной жизни и работе.


Пожилые люди представляют особую категорию населения, часто испытывающую трудности в освоении цифровых технологий. Однако с развитием образовательных программ и специализированных курсов, пожилые люди получают возможность осваивать цифровые навыки в более удобной форме.


Инновации в обучении цифровым навыкам для этой категории включают в себя использование интуитивно понятных интерфейсов, индивидуальный подход к каждому студенту и поддержку наставников. Такие курсы стимулируют пожилых людей к участию в цифровом мире, помогая им не только освоить необходимые навыки, но и снизить возможный цифровой разрыв. Пожилые люди часто сталкиваются с трудностями при освоении новых технологий из-за отсутствия опыта или страха перед ними. Однако многие из них понимают важность цифровых навыков для поддержания связи с близкими и доступа к информации.


Развитие цифровых компетенций играет ключевую роль в современном обществе, поэтому необходимо рассмотреть перспективы развития этих навыков в различных возрастных группах. В детском возрасте работа с цифровыми технологиями способствует развитию креативности, логического мышления и памяти. В подростковом возрасте цифровые компетенции играют важную роль в социализации и общении, а также развитии профессиональных навыков. Для взрослых цифровые навыки становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, позволяя решать рабочие задачи, управлять финансами и оставаться в курсе новостей и событий. В пожилом возрасте цифровые компетенции помогают поддерживать психологическое здоровье, оставаться активными и социально связанными.


Развитие цифровых навыков в разных возрастных категориях позволяет людям успешно адаптироваться к быстро меняющейся цифровой среде и оставаться активными участниками общества. Развитие цифровых компетенций – это важная задача, требующая внимания на всех уровнях общества. Каждый возраст имеет свои особенности и подходы к обучению, которые необходимо учитывать для эффективного формирования цифровых навыков.


Важно создавать условия для непрерывного обучения и поддержки людей всех возрастов, чтобы они могли уверенно использовать технологии в своей жизни, работе и общении. Таким образом, мы сможем не только повысить уровень цифровой грамотности, но и создать более инклюзивное общество, способное адаптироваться к вызовам современного мира.

 

Литература

1. Ахметов Б. Бидайбеков Е., Информационная образовательная среда как средство повышения эффективности подготовки специалистов // Вестник АГУ им. Абая-Алматы. - 2003. - № 2.

2. Баланов А.Н. Цифровое понимание. Создание, влияние и будущее технологий: учебник для вузов /А. И. Баланов, - Санкт-Петербург: Лань, 2004. - 452 с.

3. Жернов Е.Е., Кочергин Д.Г., Логачёв В. А. «Эффективность цифровой трансформации экономики России: к постановке проблемы» // Цифровая экономика: новая реальность: Сборник статей по итогам международной видеоконференции, посвящённой 25-летию вуза. - Майкоп: МГТУ, 2018. - С. 272–274

4. Масалимов Р.Н., Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь как кадровый потенциал АПК (на примере Республики Башкортостан) // Российский научный журнал. - 2014. - № 5 (43). - С. 75-79.

5. Низамова Т.Е., Гареева З.К., Стовба А.В. Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Часть II. - Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. -  С. 161-164.

6. Петрова В.С., Щербик Е.Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций // Московский экономический журнал. - 2018. - № 5.

7. Пронина С.Н., Стовба А.В., Лой Л.С. Образование как базовая сфера формирования и развития человеческого капитала на муниципальном уровне // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики и информатики: Материалы Международной научно-практической конференции. - Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2023. - С. 267-271.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.

9. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020.  - С. 395-398.

10. Шакирова Г.Р., Стовба А.В., Соколов В.М. Развитие системы среднего профессионального образования на муниципальном уровне // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Часть II. - Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. - С. 279-282.

 

 

 


 
Яндекс.Метрика