Главное меню

Использование системы управления обучением Moodle в современном образовательном процессе PDF Печать E-mail
Автор: Минниханова Л.В.,Иванова Г.Р.   
15.12.2024 14:59

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Минниханова Л.В., студентка,

Иванова Г.Р., старший преподаватель,

ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В статье рассматривается использование системы управления обучением Moodle в современном образовательном процессе. Авторы описывают историю создания системы управления обучением, анализируют функциональные возможности платформы, её преимущества и недостатки, а также эффективность применения Moodle для организации дистанционного обучения. Особое внимание уделяется разработке электронных образовательных ресурсов и их интеграции в учебный процесс, а также возможностям индивидуализации обучения и повышению его качества.

Ключевые слова: система управления обучением, Moodle, образовательный процесс, дистанционное обучение, современные технологии, образовательные учреждения.

 

В современном мире образование претерпевает значительные изменения, связанные с внедрением новейших технологий и переходом к цифровому обучению [2; 5; 7]. Система управления обучением Moodle представляет собой эффективный инструмент для организации образовательного процесса, который позволяет создавать и управлять электронными курсами, обеспечивая интерактивное взаимодействие между преподавателями и обучающимися. Внедрение этой платформы способствует повышению качества обучения, индивидуализации образовательных траекторий и обеспечению доступности образования для широкого круга обучающихся.


Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) была создана в 1999 году Мартином Дугиамасом, австралийским программистом и педагогом [1]. История создания Moodle началась с того, что Мартин Дугиамас столкнулся с проблемой отсутствия удобной и бесплатной платформы для организации дистанционного обучения. В то время он работал в университете, где активно использовались различные образовательные технологии, но все они были либо дорогими, либо неудобными в использовании.

В поисках решения проблемы Мартин начал разрабатывать собственную платформу, которая могла бы удовлетворить потребности преподавателей и студентов. Он хотел создать систему, которая была бы простой в использовании, бесплатной и открытой для всех желающих.


Первая версия Moodle была выпущена в 2002 году. Она быстро завоевала популярность среди преподавателей и обучающихся благодаря своей простоте, удобству и функциональности. С тех пор Moodle постоянно развивается и совершенствуется, добавляются новые функции и возможности, а также улучшается интерфейс.


Сегодня Moodle является одной из самых популярных платформ для дистанционного обучения в мире. Она используется в образовательных учреждениях разных стран и континентов, помогая преподавателям создавать качественные электронные курсы и предоставлять студентам доступ к образованию.


Moodle позволяет создавать и управлять онлайн-курсами, включая добавление материалов, заданий, тестов и других элементов курса.  Система позволяет управлять пользователями, включая создание учётных записей, назначение ролей и прав доступа, а также отслеживание активности пользователей. Moodle предоставляет возможность обратной связи и коммуникации между преподавателями и обучающимися, включая форумы, чаты, комментарии к заданиям и другие инструменты.


Moodle предлагает различные инструменты для тестирования и оценки студентов, включая тесты, опросы, задания и проекты. Moodle предоставляет отчёты и аналитику по успеваемости студентов, активности на курсах и другим показателям. Система может быть интегрирована с другими образовательными платформами и сервисами, что расширяет её функциональность и возможности [3; 6]. Moodle является масштабируемой системой, которая может адаптироваться под нужды различных образовательных учреждений и курсов.


Система доступна бесплатно и открыта для использования и модификации, что обеспечивает ей популярность среди образовательных учреждений. Moodle поддерживает различные форматы обучения, включая дистанционное, смешанное и традиционное обучение. К преимуществам системы можно отнести: доступность, гибкость, масштабируемость, наличие обратной связи и коммуникация, формирование отчетов, интеграцию с другими системами.


Несмотря на большое количество преимуществ, платформа также имеет свои недостатки. Это довольно сложные настройки – настройка и конфигурация Moodle могут потребовать значительных усилий и времени;  и любая другая онлайн-платформа. Также Moodle подвержена рискам безопасности данных, требующим внимания и мер защиты [4].


Moodle предлагает множество инструментов для разработки электронных образовательных ресурсов. Moodle предоставляет готовые шаблоны для создания курсов, что может ускорить процесс разработки. Шаблоны можно настроить под свои нужды, добавив или изменив учебные материалы, задания и тесты. Moodle позволяет создавать интерактивные элементы, такие как форумы, чаты, опросы и анкеты. Эти элементы помогают вовлечь студентов в учебный процесс и сделать обучение более интересным и эффективным.  Moodle поддерживает добавление различных мультимедийных материалов, таких как видео, аудио, изображения и презентации. Это позволяет разнообразить учебные материалы и сделать их более доступными для студентов.


Исходя из вышесказанного можно с полной уверенностью сказать, что Moodle повышает эффективность учебного процесса за счёт своего функционала, адаптивности, универсальности, инструментов коммуникации, возможностей оценки, аналитики, интеграции, влияния на качество обучения, развития самостоятельности обучающихся и индивидуализации обучения.

 

Литература

1. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обчения Moodle. Учебно-методическое пособие. СПб., СПбГУИТМО, 2007. 108 c.

2. Запивалова С.Е., Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б. Человеческий капитал в формате цифровой экономики // Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. - Бирск: Бирский филиал УУНиТ, 2024. - С. 74-76.

3. Масалимов Р.Н., Бикбаева Р.Т., Габдулхаков Р.Б. Сельская молодежь как кадровый потенциал АПК (на примере Республики Башкортостан) // Российский научный журнал. - 2014. - № 5 (43). - С. 75-79.

4. Минеева О. А., Прохорова М. П., Борщевская Ю. М., Терехина А. Е. Достоинства и недостатки системы управления обучением Moodle с позиций студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Вып. 7, № 4 (25). 2018. С. 162- 165.

5. Низамов С.С., Стовба Е.В., Стовба А.В. Состояние и тенденции развития высшего образования в Республике Башкортостан // Наука Красноярья. 2022. Т. 11. № 2-4. С. 69-77.

6. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020.  - С. 395-398.

7. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Стовба А.В., Хузина Ф.Р., Токарева Е.В., Мешкова Н.Г., Заярнюк А.Н. Трансформация образовательной системы региона в современных условиях развития цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - № 11-3. - С. 543-549.

 


 
Яндекс.Метрика