Главное меню

Вопросы применения цифровой валюты в экономике России PDF Печать E-mail
Автор: Атобоев С.Б.,Калу Ч.П.,Алиев А.А.   
14.12.2024 17:13

УДК 336.7:004

Вопросы применения цифровой валюты в экономике России

           

Атобоев Санжарбек Бобир угли,

Калу Чиненье Прешес,

Алиев Аяз Аладдин Оглы к.н.э., доцент,

Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», г. Москва, Россия

 

Аннотация: Определены основные тенденции внедрения цифрового рубля и криптовалют в платёжных операции субъектов российской экономики. Проаналазирована деятельность Центрального Банка РФ как оператора системы по внедрению цифрового рубля в экономических расчётах. Выявлены основные проблемы, возникающие на пути широкого внедрения цифрового рубля в экономические и финансовые процессы. Намечены основные направления модернизации действующей системы российского законодательства и приведение его положений в соответствие со складывающимися реалиями экономических отношений.

Ключевые слова: цифровой рубль, криптовалюта, Центральный Банк, транзакция, блокчейн.

 

Развитие процесса трансграничной торговли, активное внедрение цифровых и информационных финансовых инструментов -  всё это актуализирует использование современных цифровых валют и платёжных систем, использующих технологии блокчейна посредством применения сети Интернет.


Всё это закономерно увеличивает интерес к использованию цифровых валют центральными банками государств мира.  Россия находится в тренде данных тенденций, Центральный банк Российской Федерации уже внедряет цифровой рубль как цифровую российскую валюту, а Правительство Российской Федерации активно модернизирует действующее законодательство под использование данных цифровых активов. Тем не менее, активное внедрение цифрового рубля в настоящий момент сталкивается со значительным количеством трудностей и проблем, преодоления которых невозможно без активного вмешательства государства в данный процесс.


Впервые о внедрении цифрового рубля как национальной цифровой валюте заговорили в октябре 2020 года, когда Центральный банк Российской Федерации предоставил на общественное обсуждение проект национальной цифровой валюты.


В данном проекте были обозначены основные цели внедрения цифрового рубля, подробно его экономическая сущность, прописанный алгоритм использования цифрового рубля физическими и юридическими лицами, а также определена роль государства в лице Центрального банка как регулятора данной цифровой национальной валюты.


При этом цифровая национальная валюта -  цифровой рубль -  в настоящее время законодательно не определена официальной платёжной единицей Российской Федерации, не может быть использована в качестве средства платежа при проведении внешнеторговых операций или осуществления инвестиций. 


Очевидно, что данный юридический казус однозначно должен быть устранён в ближайшие годы  либо установлением знака равенства между информационной системой, в которой обращаются электронные данные представляющие собой цифровой рубль и самим цифровым рублём, либо принятием дополнительных правовых актов, юридическое значение национальной цифровой валюты  и информационной системе, благодаря которой данная валюта существует.


По мнению исследователей проблематики применения цифровой национальной валюты в России А.В. Иванущенко и А.А. Ситник, в настоящее время главной задачей внедрения и применения цифрового рубля, является задача масштабирования практики использования национальной цифровой валюты во взаимных расчётах  субъектами экономики России, в зависимости от обстоятельства признанности данной валюты со стороны государства [2, 4].

Необходимо отметить, что в августе 2023 год стартовал пилотный проект по внедрению  цифрового рубля в реальные экономические взаиморасчеты.


В пилотном проекте приняли участие 12 банков, 600 человек и 22 юридических лица. С 1 сентября 2024 года данный пилотный проект был расширен, в настоящее время в нём принимают участие 18 банков, несколько сотен юридических лиц и десятки тысяч лиц физических.


По завершении данного пилотного проекта планируется масштабировать полученные результаты на всю национальную экономику Российской Федерации.Ещё одной проблематикой, препятствующей широкому внедрению цифровой национальной валюты на территории Российской Федерации, является смешивание понятий «цифровой валюты» и «криптовалюты».


 При этом, если в научной литературе, посвящённый данному вопросу существует достаточно чёткое разграничение цифровой валюты и криптовалют, то в действующем российском законодательстве данные термины фактически приравненные друг к другу, отсутствует чёткое законодательное разделение даннх понятий. 


Данная подмена приводит к тому, что в сознании конечного пользователя в настоящее время смешались данные термины и не специалисту в данной области становится затруднительно отличить цифровую национальную валюту от криптовалют. 


При этом, оборот криптовалют в настоящее время в Российской Федерации запрещён на законодательном уровне и только во второй половине 2024 года законодатель предпринял попытки по разрешению майнинга криптовалют и в настоящее время готовятся нормативно-правовые акты, призванные в будущем регламентировать оборот добытой криптовалюты.


В качестве причин крайне настороженного отношения государства к обороту криптовалюты и их добычи в виде майнинга, мы можем отнести следующие причины [3]:

-  отсутствие ответственного за выпуск криптовалюты лица:  все криптовалюты мира в настоящий момент децентрализованны;

-  полная анонимность криптовалюты и невозможность отслеживания транзакций, в том числе обслуживающих незаконный бизнес, торговлю наркотиками и пр.;

-  невозможность контроля оборота криптовалюты ни со стороны государства, ни со стороны какого-либо держателя данной криптовалюты;


Ещё одной существенной проблемой, активно препятствующей широкому внедрению цифровой национальной валюты, выступает проблема инерционности системы российского законодательства, которая, в настоящий момент, за редким исключением, не содержит  необходимого объёма нормативно-правовой документации, позволяющей эффективно и полноценно регламентировать процедуры выпуска, оборота и контроля за цифровой национальной валютой. 


Данная проблематика в настоящий момент признаётся на государственном уровне как в отношении цифрового рубля, так и в отношении криптовалют, внедрение которых в  некоторых зарубежных странах  успешно состоялась и в настоящее время их оборот полностью адаптирован к национальной экономике данных государств.


 Основными документами, которыми в настоящее время регламентируется оборот цифровой валюты и криптовалют в Российской Федерации выступает вышеупомянутый Федеральный закон №259, а так же ФЗ №34 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».


Данные нормативные документы, хотя и призваны были хотя бы частично урегулировать оборот криптовалюты и цифровой национальной валюты в Российской Федерации в настоящее время содержат ряд недостатков, к основным которым мы можем отнести следующие:

-   не разработана нормативно-правовая база, регламентирующая оборот  национальной цифровой валюты;

- отсутствует техническая инфраструктура, обеспечивающая полноценный доступ всех заинтересованных лиц к использованию данного вида валюты;

-  не определён статус цифровой валюты относительного как вида материального или не материального имущества.


Требует реформирования и Уголовный кодекс Российской Федерации, который, в настоящее время, в рамках действия статьи 186 предусматривает уголовное наказание за незаконный выпуск денежных и платёжных средств, под понятие которых в настоящее время подпадает и майнинг криптовалют.


Кроме того, в настоящее время необходимо повышать уровень безопасности совершаемых цифровых транзакций, который предполагает разработку принципиально новых подходов, как технических, так и юридических, обеспечивающих безопасность, прозрачность и оперативность проводимых операций с использованием цифровой национальной валюты.


Данная система должна также обеспечивать высокий уровень защищённости от внешних кибератак и утечки персональных данных пользователей. 


Для предотвращения данных преступных деяний в 2023 году в Российской Федерации была создана межведомственная комиссия, включающая в себя специалистов Центрального банка Российской Федерации, представителей Правительства России, экспертов профессионального сообщества и иных заинтересованных лиц, основной целью деятельности которых является противодействие нелегальным финансовым операциям, совершаемым с использованием цифровой национальной валюты и криптовалют на территории России.


Очевидно, что масштабирование опыта по внедрению цифровой национальной валюты в России требует как серьёзного изменения действующего законодательства, так и изменение отношения россйского общества к цифровым валютам в части повышения доверия к ним и более широкому использованию в практических экономических операциях и взаиморасчётах.

 

Литература

 

1.     Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — 2020 — № 31 (часть 1) — Ст. 5018.

2.     Иванущенко А. В. Цифровизация национальной валюты: мировой и отечественный опыт / А. В. Иванущенко, Е. А. Плюснина, А. А. Яцык // Экономика. Право. Инновации — 2021- № 2 — С. 4–11.

3.     Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций // Банк России-М., 2022–37 с.

4.     Ситник А. А. Цифровые валюты Центральных банков / А. А. Ситник // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина — 2020 — № 9 — С. 180–184.

 

 

 

 

 

 


Обновлено 14.12.2024 17:15
 
Яндекс.Метрика