ИНФРОМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Россомахина
О.М., к.п.н.,
доцент кафедры медицинской,
биологической физики и информатики,
ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки
Минздрава России,
г. Луганск, Россия
Аннотация.
Информационная
подготовка будущих медиков, а также рост влияния химических, биологических,
физических факторов внешней среды, увеличивают параметры, которые
должен учитывать врач
при определении состояния
пациента и выбора методов и средств лечения, что обуславливает
практико-ориентированный характер естественно-научной подготовки медиков.
Ключевые
слова: информационные технологии, естественно-научная компетентность,
естественно-научные дисциплины, медицинская информатика.
Современная система высшего
образования претерпевает серьезные изменения, обусловленные процессами
глобализации, которые затронули практически все аспекты повседневной жизни, и
информатизации образовательного процесса, связанной с инновационными технологиями
образования. Сейчас модель образования направлена на решение проблемы
востребованности выпускника вуза, вопроса эффективности применения полученных
знаний, мобильности его профессиональной квалификации в условиях современного социума.
Профессиональная подготовка
специалистов наряду с формированием профильных знаний, предполагает обучению
применения информационных технологий в различных областях науки и техники. Применение
информационных технологий дает возможность развития личности обучаемого,
подготовки к самостоятельной деятельности, развития творческого мышления и в
итоге к формированию информационной культуры [2].
На сегодняшний день,
существует проблема подготовки студентов медицинских университетов к применению
современных информационных технологий в учебной и практической деятельности,
формирование у них готовности к жизни в информационном обществе, самостоятельному
пополнению знаний в области медицинской информатики занимает важное место в
системе профессионального образования будущих врачей [1].
Стоит отметить, что
дисциплины «Медицинская информатика», как и дисциплины «Химия»,
«Биология», «Физика, математика», «Информатика», «Биохимия» являются
дисциплинами, которые позволяют обеспечить формирование естественно-научной
компетентности.
Естественно-научную
компетентность будущих медиков рассматриваем как динамичное личностное
образование, которое интегрирует естественно-научные знания, умения, навыки и
опыт их использования в диагностической, лечебной, профилактической и
научно-исследовательской деятельности врача-клинициста, обуславливая его
способность и готовность решать разнообразные проблемы медицины и
здравоохранения, а также возможность овладения новы-ми видами медицинской
методики, технологии и техники [5].
Взаимосвязь дисциплин
«Информатика» и «Медицинская информатика» с другими естественно-научными
дисциплинами проявляется не только в применении
информационных технологий как средств обучения: нахождении информации в
сети Интернет, создании мультимедийных материалов, составлении текстов, таблиц,
перевода информации с иностранных языков и т.д.
Современные информационные технологии позволяют проводить
зрения моделирование различных химических, биологически, физических процессов
(математический и статистические пакеты MathCad, Statistica, SPSS);
организовывать видеоконференции (Skype, Яндекс Телемост, Google Meet) и
образовательные площадки для онлайн обучения (Moodle, SmartExpert,
Google ClassRoom), реализовывать междисциплинарные
естественнонаучные проекты, в том числе, при помощи online сервисов Padlet, Wakelet, Google Jamboard и т.д [3, 4].
Таким образом, использование
информационных технологий позволяет обеспечивать информационно-образовательную
поддержку естественно-научной подготовки будущих медиков, что позволяет
студентам овладевать актуальными
естественно-научными
знаниями и навыками использования
информационных технологий и средств в клинической практике.
Литература
1.
Гараничева
С.Л. Теория и практика подготовки студентов медицинских вузов к применению
информационных технологий; Под ред. Профессора, д.м.н. Ю.Я. Родионова. Витебск,
ВГМУ, 2004. 152 с.
2.
Маль Г.С.,
Удалова С.Н., Лазарева И.А., Цепелев В.Ю., Кононов С.И. Роль
информационных технологий в процессе обучения студентов медицинского вуза //
Архивариус. 2015. №3 (3). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-studentov-meditsinskogo-vuza
(дата обращения: 01.12.2024).
3.
Радовинчик О.А.
Проблемы преподавания информатики в медицинском вузе в условиях интеграции
информационных технологий в образование
// Современные информационные технологии в условиях новых вызовов:
Материалы VII Международной научной интернет-конференции, Донецк, 17 мая 2024
года. Донецк: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего
образования "Донецкий национальный университет экономики и торговли имени
Михаила Туган-Барановского", 2024. С. 320-322.
4.
Россомахина О.М.
Информационные и E-learning технологии в практико-ориентированной
естественно-научной подготовке будущих врачей-клиницистов // Цифровая
трансформация: наука, образование, медицина: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 23 марта
2023 года. Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГМУ, 2023. С. 27-32.
5.
Россомахина О.М.
Сущность практико-ориентированной естественно-научной подготовки будущих
специалистов в сфере клинической медицины // Ученые записки Орловского
государственного университета.
2022. № 4(97). С. 308-311.
|