Главное меню

Информационные технологии в формировании естественно-научной компетентности студентов медицинских вузов PDF Печать E-mail
Автор: Россомахина О.М.   
12.12.2024 23:28

ИНФРОМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

 

Россомахина О.М., к.п.н.,

доцент кафедры медицинской,

биологической физики и информатики,

ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России,

г. Луганск, Россия

 

Аннотация. Информационная подготовка будущих медиков, а также рост влияния химических, биологических, физических факторов внешней среды, увеличивают параметры,  которые  должен  учитывать  врач  при  определении состояния пациента и выбора методов и средств лечения, что обуславливает практико-ориентированный характер естественно-научной подготовки медиков.

Ключевые слова: информационные технологии, естественно-научная компетентность, естественно-научные дисциплины, медицинская информатика.

 

Современная система высшего образования претерпевает серьезные изменения, обусловленные процессами глобализации, которые затронули практически все аспекты повседневной жизни, и информатизации образовательного процесса, связанной с инновационными технологиями образования. Сейчас модель образования направлена на решение проблемы востребованности выпускника вуза, вопроса эффективности применения полученных знаний, мобильности его профессиональной квалификации в условиях современного социума.


Профессиональная подготовка специалистов наряду с формированием профильных знаний, предполагает обучению применения информационных технологий в различных областях науки и техники. Применение информационных технологий дает возможность развития личности обучаемого, подготовки к самостоятельной деятельности, развития творческого мышления и в итоге к формированию информационной культуры [2].


На сегодняшний день, существует проблема подготовки студентов медицинских университетов к применению современных информационных технологий в учебной и практической деятельности, формирование у них готовности к жизни в информационном обществе, самостоятельному пополнению знаний в области медицинской информатики занимает важное место в системе профессионального образования будущих врачей [1].


Стоит отметить, что дисциплины «Медицинская информатика», как и дисциплины «Химия», «Биология», «Физика, математика», «Информатика», «Биохимия» являются дисциплинами, которые позволяют обеспечить формирование естественно-научной компетентности.


Естественно-научную компетентность будущих медиков рассматриваем как динамичное личностное образование, которое интегрирует естественно-научные знания, умения, навыки и опыт их использования в диагностической, лечебной, профилактической и научно-исследовательской деятельности врача-клинициста, обуславливая его способность и готовность решать разнообразные проблемы медицины и здравоохранения, а также возможность овладения новы-ми видами медицинской методики, технологии и техники [5].


Взаимосвязь дисциплин «Информатика»  и «Медицинская  информатика» с другими естественно-научными дисциплинами проявляется не только в применении  информационных технологий как средств обучения: нахождении информации в сети Интернет, создании мультимедийных материалов, составлении текстов, таблиц, перевода информации с иностранных языков и т.д.


Современные  информационные технологии позволяют проводить зрения моделирование различных химических, биологически, физических процессов (математический и статистические пакеты MathCad, Statistica, SPSS); организовывать  видеоконференции  (Skype, Яндекс Телемост, Google Meet) и образовательные площадки для онлайн обучения (Moodle,  SmartExpert,  Google  ClassRoom), реализовывать междисциплинарные естественнонаучные проекты, в том числе, при помощи online сервисов Padlet, Wakelet, Google Jamboard и т.д [3, 4].


Таким образом, использование информационных технологий позволяет обеспечивать информационно-образовательную поддержку естественно-научной подготовки будущих медиков, что позволяет студентам  овладевать  актуальными  естественно-научными  знаниями  и навыками использования информационных технологий и средств в клинической практике.

 

Литература

1.                Гараничева С.Л. Теория и практика подготовки студентов медицинских вузов к применению информационных технологий; Под ред. Профессора, д.м.н. Ю.Я. Родионова. Витебск, ВГМУ, 2004. 152 с.

2.                Маль Г.С., Удалова С.Н., Лазарева И.А., Цепелев В.Ю., Кононов С.И. Роль информационных технологий в процессе обучения студентов медицинского вуза // Архивариус. 2015. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-studentov-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 01.12.2024).

3.                Радовинчик О.А. Проблемы преподавания информатики в медицинском вузе в условиях интеграции информационных технологий в образование  // Современные информационные технологии в условиях новых вызовов: Материалы VII Международной научной интернет-конференции, Донецк, 17 мая 2024 года. Донецк: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского", 2024. С. 320-322.

4.                Россомахина О.М. Информационные и E-learning технологии в практико-ориентированной естественно-научной подготовке будущих врачей-клиницистов // Цифровая трансформация: наука, образование, медицина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 23 марта 2023 года. Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГМУ, 2023.  С. 27-32. 

5.                Россомахина О.М. Сущность практико-ориентированной естественно-научной подготовки будущих специалистов в сфере клинической медицины // Ученые записки Орловского государственного университета.  2022.  № 4(97). С. 308-311. 

 


Обновлено 12.12.2024 23:29
 
Яндекс.Метрика