Главное меню

Особенности адаптации и внедрения облачных образовательных платформ в системе среднего профессионального образования: проблемы и перспективы PDF Печать E-mail
Автор: Измайлова Н.А.,Лытнев Н.Н.   
08.12.2024 18:21

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Измайлова Н.А., студентка 4-го курса

Направления «Бизнес-информатика»

Лытнев Н.Н., старший преподаватель

кафедры компьютерных технологий

и систем

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

 

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей адаптации и внедрения облачных образовательных платформ в системе среднего профессионального образования (СПО). В ней основное внимание уделяется преимуществам использования облачных технологий в образовательной среде и рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения. В статье также приводятся перспективные направления использования облачных технологий и рекомендации по их эффективной интеграции.

Ключевые слова: облачные технологии, облачные сервисы, информационные технологии, учебные курсы,СПО.

 

В условиях цифровизации общества и внедрения инноваций в образовательную среду интеграция облачных технологий в систему среднего профессионального образования (СПО) становится важным этапом. Современные облачные платформы позволяют обеспечить постоянный доступ к учебным материалам, гибко адаптировать программы и улучшить взаимодействие между участниками образовательного процесса.


Если рассматривать концепцию и важность облачных образовательных платформ для образовательных учреждений, то облачные образовательные платформы - это удаленные инфраструктурные и программные решения, позволяющие хранить данные и организовывать учебный процесс в едином виртуальном пространстве. Основные преимущества облачных платформ:

1.    Доступность и гибкость;

2.    Экономия ресурсов на установке и обслуживании программного обеспечения;

3.    персонализация обучения;

4.    возможность организации дистанционного и смешанного обучения.

Таблица 1. Пример отечественных облачных образовательных платформ

Платформа

Описание

Популярные функции

eTutorium 

Многофункциональное мультимедийное решение для проведения различных форм дистанционного обучения и делового общения.

Проведение опросов, встроенная доска, многофункциональный чат, гибкая тарификация, записи семинаров, хранение прошедших вебинаров в облаке.

Ё-Стади 

Образовательные учреждения запускают онлайн-курсы в дополнение к традиционному формату обучения.

Импорт тестов, создание собственных курсов,  отчетность, лента новостей, форум.

Webinar.ru

Благодаря разнообразию тарифных планов подходит как для индивидуального обучения, так и для проведения конференций с тысячами участников.

Чат, совместный просмотр веб-страниц и режиме реального времени, доска,доступ к экрану,презентации,опросы,запись разговоров,статистика по результатам встречи,

календарь для планирования встреч.

Eduardo

Облачная система управления обучением (LMS),предназначенная для создания,управления и проведения образовательных курсов.

Создание курсов, инструменты для контроля знаний, создание демо-уроков, отчетность, сертифицирование, интеграция с другими образовательными платформами

 

Использование облачных платформ предоставляет значительные возможности для улучшения образовательного процесса, такие как доступ к учебным материалам и взаимодействие с преподавателями за пределами учебного заведения. Преимущества представлены в таблице 2.


Таблица 2. Преимущества облачных образовательных платформ для образовательных учреждений

Преимущество

Описание

Доступность

Материалы доступны в любое время и из любой точки при наличии интернета

Гибкость и персонализация обучения

Возможность адаптации курсов платформы под потребности студентов

Экономия ресурсов

Снижение затрат на техническую поддержку и установку ПО

Совместная работа

Возможности для коллективного выполнения заданий и общения

Автоматизация процесса обучения

Быстрая проверка знаний и отслеживание прогресса

 

Несмотря на множество преимуществ, внедрение облачных платформ сопряжено с рядом проблем. К основным трудностям относятся следующие факторы (см. таблицу 3).

Таблица 3. Основные проблемы внедрения облачных образовательных платформ

Проблема

Описание

Ограниченные технические ресурсы

Недостаточное количество современной техники в учебных заведениях

Недостаток квалифицированного персонала

Нехватка специалистов, способных администрировать и использовать платформы

Информационная безопасность

Угрозы утечки персональных данных и нарушение конфиденциальности

Низкий уровень цифровой грамотности

Недостаточные навыки у студентов и преподавателей

Ограниченное финансирование

Недостаток средств для приобретения

 

Несмотря на трудности, внедрение облачных технологий в спорте имеет ряд перспектив. Использование облачных платформ способствует повышению доступности образовательных ресурсов, развитию дистанционного и смешанного обучения, а также повышению уровня цифровой грамотности. Перспективы использования платформ представлены в таблице 4

Таблица 4. Перспективные области применения облачных платформ в СПО

Перспектива

Описание

Развитие смешанного и дистанционного обучения

Создание условий для гибкого обучения, не зависящего от физического присутствия студентов

Поддержка самообразования

Возможность для студентов осваивать материалы в удобное для них время

Внедрение искусственного интеллекта и аналитики

Использование ИИ для отслеживания прогресса и оптимизации учебных программ

Повышение уровня цифровой грамотности

Включение курсов и тренингов по использованию облачных платформ

Совершенствование технического оснащения

Планомерное улучшение технической базы учреждений СПО

 

Для эффективного внедрения облачных платформ в систему СПО важно учитывать следующие рекомендации:

1. Планирование и анализ ресурсов. Определение бюджета на внедрение и поддержку облачных решений и закупку необходимого оборудования.

2. Повышение квалификации преподавателей. Организация курсов и семинаров для преподавателей по использованию облачных платформ и технологий.

3. Обеспечение информационной безопасности. Внедрение современных средств защиты данных и конфиденциальности.

4. Поддержка цифровой грамотности учащихся. Введение дополнительных курсов и занятий, направленных на развитие навыков работы с облачными системами.

5. Регулярный мониторинг эффективности. Оценка качества платформ и их влияния на образовательный процесс для своевременной корректировки.


Внедрение облачных образовательных платформ в систему СПО открывает значительные возможности для совершенствования образовательного процесса и развития цифровой грамотности среди учащихся и преподавателей. Несмотря на существующие проблемы, такие как нехватка технических ресурсов и вопросы информационной безопасности, правильный подход к интеграции облачных решений позволяет добиться высокой эффективности обучения. Перспективы включают использование технологий искусственного интеллекта, развитие смешанных форматов обучения и повышение уровня цифровой грамотности.


Облачные платформы делают образовательный процесс более гибким и доступным, а также способствуют подготовке специалистов, востребованных на современном рынке труда.


 

Литература

1.Облачные и сетевые технологии в учебном процессе : учебно-методическоепособие для студентов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки / А. А. Кутовенко, В. В. Сидорик ; под общ. ред. В. В. Сидорика. – Минск : БНТУ, 2020. – 57 с

2. Облачные технологии и сервисы Веб 2.0 в образовании : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Н. Гринчук [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Электрон. дан. – Минск : АПО, 2017

3. Белогрудов В. «Облачные» вычисления – достоинства и недостатки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smart-cloud.org/sorted-articles/44-for-all/96-cloud-computing-plus-minus (дата обращения: 01.05.2017)

4. Абдулина Э.М. Облачные технологии в образовании / Э.М. Абдулина //Молодой ученый. – 2019. – №52 (290). – С. 8–9.

 


 
Яндекс.Метрика