Перспективы цифровизации образовательного процесса высших учебных заведений в контексте обучения будущих педагогов |
Автор: Васин Д.С., Сандрацкая Е.В., Галимова Х.Х. |
08.12.2024 12:22 |
ПЕРСПЕКТИВЫ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ
ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Васин
Д.С., магистрант Сандрацкая
Е.В., магистрант Галимова
Х.Х., к.п.н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия Аннотация.
В статье рассматриваются ключевые направления цифровизации образовательного
процесса в высших учебных заведениях, акцентируя внимание на подготовке будущих
педагогов. Исследуются перспективы применения инновационных технологий для
повышения качества обучения и формирования цифровых компетенций у
преподавателей. Ключевые слова: цифровизация,
высшее образование, подготовка педагогов, цифровые технологии, инновации. Современный мир стремительно движется к цифровой трансформации, охватывающей все аспекты человеческой жизни. Высшее образование, будучи основой подготовки высококвалифицированных специалистов, не может оставаться в стороне от этих изменений. Особую значимость цифровизация приобретает в сфере педагогического образования, где будущие учителя должны не только осваивать содержание предметов, но и уметь эффективно использовать цифровые инструменты в образовательной практике. Такая потребность обусловлена необходимостью адаптации педагогов к быстро меняющимся требованиям цифровой среды, включая дистанционные форматы, мультимедийные ресурсы и автоматизацию процессов обучения. Цифровизация образовательного процесса в высших учебных заведениях открывает широкий спектр возможностей для усовершенствования методик преподавания и обучения [3]. Использование онлайн-платформ, интерактивных симуляторов и инструментов искусственного интеллекта позволяет сделать процесс обучения более персонализированным и доступным. Например, такие технологии, как адаптивное обучение, могут учитывать индивидуальные потребности студентов, а виртуальная и дополненная реальность — создавать уникальные образовательные сценарии. Однако эти перспективы требуют от педагогов новых навыков, включая управление цифровыми платформами, анализ образовательных данных и применение современных средств визуализации информации[1]. Несмотря на очевидные с нашей точки зрения преимущества, цифровизация также сопровождается и рядом вызовов. Во-первых, необходимость значительных инвестиций в развитие инфраструктуры и программное обеспечение. Во-вторых, проблема цифрового неравенства, особенно актуальная в отдаленных регионах, где остается ограниченным как доступ к качественному интернету, так и к аппаратуре, необходимой для полноценной реализации цифрового компонента. Также, не менее важным является вопрос подготовки преподавателей: недостаток цифровых компетенций может стать серьёзным препятствием для эффективного использования технологий[2]. Эти вызовы подчеркивают значимость программ переподготовки и повышения квалификации для педагогов. Из сказанного ранее вытекает, что для подготовки будущих учителей необходимо внедрение интегрированных образовательных программ, направленных на развитие цифровой грамотности. В данном контексте нами предполагается не только обучение основам работы с цифровыми инструментами, но и развитие критического мышления, необходимого для оценки информации и обеспечения безопасности в цифровой среде. Немаловажной с нашей точки зрения также является междисциплинарность: интеграция технологий в различные учебные дисциплины позволит будущим педагогам увидеть их практическую пользу и научиться использовать их в профессиональной деятельности. Перспективы цифровизации в педагогическом образовании напрямую зависят от качества взаимодействия между образовательными учреждениями и индустрией. Партнёрства с IT-компаниями и участие в научно-исследовательских проектах могут стать драйверами для внедрения передовых технологий. Например, разработка совместных программ, включающих практику в образовательных учреждениях, позволит будущим педагогам не только освоить цифровые инструменты, но и понять, как применять их в образовательных процессах. В
заключение можно отметить, что цифровизация образовательного процесса не только
обусловлена вызовами, но и предполагает уникальные возможности для модернизации
педагогического образования. Реализация этого потенциала требует системного
подхода, включающего модернизацию инфраструктуры, изменение содержания
образовательных программ и создание условий для профессионального развития
преподавателей. Только так можно обеспечить подготовку педагогов, способных
эффективно работать в условиях цифрового общества. Литература 1.
Васин, Д. С. Формирование ИКТ-компетентности педагогов, как один из ключевых
факторов цифровизации образовательного процесса в Российской системе
образования / Д. С. Васин, Е. В. Сандрацкая // Человек. Общество. Культура.
Социализация : материалы XX Международной молодежной научно-практической
конференции, Уфа, 18 апреля 2024 года. – Уфа: Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы, 2024. – С. 115-119. 2.
Васин, Д. С. Влияние научно-технического прогресса на развитие педагогических
технологий системы высшего образования России / Д. С. Васин // В мире научных
открытий : Материалы VII Международной студенческой научной конференции,
Ульяновск, 14–15 марта 2023 года / Редколлегия: Богданов И.И. [и др.]. –
Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина,
2023. – С. 993-996. 3.
Воробьева, Т. А. Влияние научно-технического прогресса на развитие системы
высшего образования в России / Т. А. Воробьева, О. И. Черепанова. - Текст:
электронный // Перспективные науки. - 2011. - № 40. - С. 53-56. |
Обновлено 08.12.2024 12:24 |