Главное меню

Вопросы по совершенствованию законодательства в сфере государственного регулирования рыбохозяйственной отрасли (на материалах Республики Башкортостан) PDF Печать E-mail
Автор: Гусманов Р.У.   
05.12.2024 15:29

ВОПРОСЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ

(НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

 

Гусманов Р.У., д.э.н., профессор,

ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. Решение вопросов занятости населения, особенно в сельской местности сегодня невозможно рассматривать без развития аквакультуры. Необходимо комплексное решение проблем рыбохозяйственной отрасли, особенно в ключе обеспечения продовольственной безопасности и повышения качества жизни.

Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, рыбоводство, аквакультура, водоемы, законодательство.

 

В последние годы аквакультура в нашей республике сталкивается с рядом серьезных проблем, которые необходимы для решения, чтобы обеспечить устойчивое развитие этой отрасли. Рассмотрим ключевые проблемы и необходимые меры по совершенствованию законодательства, направленные на поддержку аквакультуры.


Первый вопрос связан с ограниченным доступ к водоемам. Совершенно справедливым будет сказать, что проблема застарелая и требует своего решения. На территории республики остаются неиспользуемыми около 6700 га прудов и обводнённых карьеров, но процесс получения аренды на эти земли остается достаточно сложным и излишне бюрократизированным. Несмотря на вступление в силу «Закона об аквакультуре» и внесенных поправок в Водный и Земельный кодексы, на местах законы не исполняются должным образом. Местные органы власти зачастую интерпретируют новые нормы в свою пользу, что затрудняет развитие аквакультуры. Другая сторона этого вопроса связан со сложностью передачи аренды другим лицам, а также остро стоит проблема целевого использования водоемов.


Второй вопрос, заключается в необоснованном увеличении арендной платы. Постановление Правительства РБ №480 от 22.12.2009 г. указывает на конкретные размеры арендной платы, однако органы местного самоуправления применяют неоправданно высокие ставки аренды, что делает ведение рыбоводческого бизнеса невыгодным для арендаторов, особенно для мелких и средних предприятий. Не используемые водоемы по этой и подобным причинам приводят к снижению качества водоемов, ветшанию и разрушению инженерных сооружений и возникновению опасности подтоплений и схода селевых масс.


Есть достаточные вопросы по ограничению возможности выкупа земли под водоемами. Часто арендаторы, в большинстве своём это местные жители, сталкиваются с ограничениями на выкуп земель сельскохозяйственного назначения. Есть случаи, когда местные власти ссылаются на Водный кодекс и не допускают оборота этих земель, что противоречит нормам ФЗ от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ «Об аквакультуре», где прописаны особые условия использования земель для аквакультуры. С учетом внесенных изменений ожидался рост заинтересованности предпринимателей заниматься аквакультурой в республике, однако отсутствие гарантий и во многих случаях доступности отвратили большинство от этого направления.


Также стоит отметить и неопределенность в использовании существующей инфраструктуры. Существующая береговая и надводная инфраструктура, созданная за многие десятилетия, часто оказывается без юридической защиты, так как новые законы предусматривают формирование рыбоводных участков на конкурсной основе. Это создает риск утраты инвестиций частных компаний, например таких как ООО «Кармановский рыбхоз», и затрудняет ведение рыбоводческой деятельности.


Для преодоления указанных проблем необходимо внести изменения в действующее законодательство и предусмотреть государственные меры поддержки аквакультуры:

1.                Упрощение доступа к водоемам. Необходимо разработать четкие и понятные процедуры для оформления аренды на неиспользуемые водоемы. Это позволит значительно ускорить процесс вовлечения в эксплуатацию 6,5 тыс. га прудов комплексного назначения. Также необходимы решения по решению проблем доступа местного населения к водоемам.

2.                Регулирование арендной платы. Потребуется контроль за соблюдением рекомендованных ставок арендной платы на уровне местных органов власти, с обязательным указанием в договорах аренды установленных норм. В ряде случаев стоит использовать нулевую ставку, особенно в период реализации грантовых программ и реализации инвестиционных проектов;

3.                Расширение возможностей выкупа земель. Назревает острая необходимость земельной реформы.

Предусмотреть возможность выкупа земель прудов и карьеров в частную собственность для арендаторов, при условии соблюдения всех экологических норм, что позволит создать стимулы для инвестиций в развитие аквакультуры.

4.                Защита существующей инфраструктуры.


Законодательные акты должны четко определять права существующих владельцев на использующуюся инфраструктуру, которая была создана до принятия новых норм, чтобы избежать конфликта интересов между государственными и частными предприятиями.


Нужно разработать и внедрить комплексную программу государственной поддержки аквакультуры. В частности, следует:

·                   Произвести комплексную паспортизацию всех водоемов с их классификацией, обязательным 3д проектированием, оценкой и прогнозированием состояния с научным подходом и так по всем вопросам;

·                   Обеспечить условия для увеличения рыбопродуктивности мелиоративных прудов до 4,0 ц на га, расширение ассортимента рыбоводческой продукции;

·                   Создание собственной рыбохозяйственной биржи;

·                   Поддержать племенную работу в рыбоводческих хозяйствах;

·                   Рекомендовать использование высокопродуктивных гибридов рыб производственного назначения;

·                   Закрепить за юридическими и физическими лицами все водоемы путем передачи в аренду или собственность.


Безусловно необходимо модернизировать действующую программу, в части субсидирование до 70% затрат на приобретение качественного рыбопосадочного материала и кормов. Хозяйства республики остро чуждаются в модернизации оборудования и финансовой поддержке, особенно в части средств направленной на строительство новых рыбоводных объектов. Не лишним будет сказать и о льготном кредитовании и грантовых программах по развитию рыбоводства в республике.


Для успешного развития аквакультуры в республике требуется комплексный подход, который сочетает в себе законодательные изменения, поддержку со стороны государства и активное вовлечение местных предпринимателей в рыбохозяйственный сектор. Это не только улучшит экономическую ситуацию в регионе, но и позволит сохранить биоресурсы и обеспечить продовольственную безопасность.

 

Литература

1.                Гусманов Р.У., Салимова Г.А., Лубова Т.Н., Закарчевский О.В. Исследование инновационно-инвестиционного процесса в регионах России Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2024. № 6 (112). С. 49-60

2.                Черданцев В.П. Применение инновационных технологий: цифровизация и роботизация в агросфере и производстве аквакультуры // Вопросы региональной экономики. 2024. № 2 (59). С. 195-201.

3.                Черданцев В.П. Использование зарубежного опыта правового регулирования ресурсосберегающих технологий рыболовства для достижения продовольственного обеспечения // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2024. № 2. С. 63-65..

 


 
Яндекс.Метрика