Главное меню

Использование систем самоконтроля в обучении информационным технологиям в ВУЗе PDF Печать E-mail
Автор: Адизова М.Р.   
03.12.2024 13:41

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ВУЗЕ

 

Адизова М.Р., ассистент

БухМТИ, г.Бухара, Узбекистан

 

Аннотация. Проанализирована работа проделанная по использованию систем самоконтроля в обучении информационным технологиям в высших учебных заведениях.Изучены недостатки традиционных методов оценки знаний студентов.Определено эффективность использования компьютерного контроля для решения заданий.

Ключевые слова: высшее образование, эффективность обучения, методы оценки знаний, методы обучения, традиционные методы контроля, инновационные ресурсы, дистанционное образование.

 

Метод контроля знаний был заимствован у зарубежных стран (из стран, которые участвуют в Болонском процессе), где оценки студентов одинаковы для всех. Эта система контроля знаний была разработана западными профессорами с целью сделать обучение более серьезным. Каждый студент должен понять, что его успех зависит исключительно от желания "покорить вершину знаний", и для этого он должен направить все свои усилия на изучение тех предметов и дисциплин, которые необходимы для достижения требуемого уровня квалификации. В противном случае, не обладая достаточным запасом знаний, невозможно достичь высокой профессиональной мастерства, и такие студенты станут частью трудового класса населения. Таким образом, каждый абитуриент, даже при поступлении в университет, должен понимать, зачем он туда поступил.


Конечно, в нашей стране все немного по-другому, но получение хороших знаний остается одной из самых важных задач для каждого молодого человека. Время показало, что использование тестовой системы для контроля знаний является очень эффективным инструментом для обучения и проверки квалификации студентов. Однако, как и любая система управления, она имеет свои положительные и отрицательные стороны, и описанный выше метод контроля не является исключением.Сегодня для контроля знаний используется множество методов, систем и технических средств. При этом невозможно выделить оптимальную и универсальную форму контроля для всех образовательных учреждений. Выбор метода контроля зависит от ряда факторов: целей разработчика программы, задач преподаватель конкретного предмета, финансовых и организационных возможностей образовательного учреждения, а также конкретных особенностей высшего учебного заведения, содержание отдельных предметов.


         Несмотря на возможность частичной автоматизации этого процесса, принятие решений традиционно почти полностью ложится на преподавателя и вызывает ряд недостатков. Широкое внедрение средств автоматизации процесса проверки знаний поможет решить некоторые проблемы системы высшего образования. [1]


         Автоматизация принятия решений в области оценки знаний обычно осуществляется посредством тестирования. Они имеют ряд важных преимуществ перед традиционными формами контроля. Оценка знаний студентов на основе тестов отличается от традиционной оценки тем, что они основаны на объективных эмпирических критериях, а не на субъективном мнении преподавателя. К преимуществам теста можно отнести охват большого количества студентов, контроль времени, охват всех тем определенного предмета. При использовании тестовой системы при оценке знаний важно выполнение требований, обеспечивающих качество теста, таких как увеличение сложности тестовых вопросов, изменение их последовательности, правильное распределение времени. Преподаватель должен правильно формировать тесты по предмету и уметь их составлять.[2,3,6]


         К недостаткам такой системы контроля можно отнести следующее: контроль проверки знаний требует от преподавателя больших усилий, если преподаватель в силу человеческого фактора допустит ошибку при составлении тестовых ключей, студенты не будут оцениваться беспристрастно, технические сбои в систему также можно наблюдать во время интерактивного контроля знаний. Еще одним недостатком теста является то, что в билете указан список возможных ответов на тот или иной вопрос, из которого необходимо выбрать один правильный. Иногда студенты умудряются отметит правильный ответ «случайно». Таким образом, некоторые учащиеся могут получить несоответствующие оценки. Кроме того, тестовые задания не могут раскрыть своеобразие личности и мышления студентов. Для устранения таких недостатков, если в контрольные вопросы включить открытые задания, каждый студент самостоятельно представляет логический ответ на вопрос и пытается конкретно его объяснить. Это отнимает у преподавателя много времени, поскольку проверка приобретенных студентом навыков не автоматизирована даже частично.[4]


         Сегодня информационные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Для обеспечения качественного образования студентов необходимы современные информационные технологии, являющиеся продуктом научно-технического развития и его материальная основа, создание электронных учебников и учебных пособий с использованием услуг компьютеров и сети интернет, ресурсы и программные средства для дистанционного обучения остаются требованием времени. Но в последние годы с развитием дистанционного образования стали проявляться недостатки оценивания студентов только с помощью тестовых систем. Этому можно привести ряд причин. Дело в том, что при удаленной сдаче тестовых систем нет возможности проверить, что сам его заполнил. Факт, что студент, выполнивший тестовые задания, еще не имеет достаточного количества практических навыков и компетенций.


         Автоматизация процесса обучения и контроля знаний, несомненно, дает ряд важных преимуществ: экономия времени, удобство, мобильное общение преподавателя и студента в режиме онлайн. Распределение заданий студентам на основе вариантов преподавателями на платформах дистанционного образования и объективная оценка преподавателем после отправки заданий студентами на этих платформах требует много времени и ресурсов. В этом случае качество человеческого фактора может ошибаться или не иметь возможности проводить своевременные проверки.[5]


         Актуальность реформирования системы образования с целью повышения эффективности требует грамотного управления этим процессом. Эффективное управление, в свою очередь, не может быть реализована без контроля знаний.Преподаватели по предмету Информационные технологии вынуждены тратить много времени на проверку индивидуальных заданий, выданных студентам по работе на прикладных программах и созданию программы, выполняющую определённую цель.В связи с этим, на сегодняшний день, разработка и внедрение высокотехнологичных автоматизированных систем управления знаниями является насущной потребностью для всех образовательных учреждений нашей страны. Принимая во внимание эти ситуации и частичное устранение недостатков, предложенная нами идея состоит в том, что удалённого обучения преподавателю достаточно составить и распределить задания, студентам во время выполнить задания, а автоматизированная система контроля выполнить функцию проверки заданий и оценки знаний, без участия человеческого фактора. Это системы проверки особенно полезна в кредитно-модульной системе обучения. Благодаря внедрению автоматизированной системы контроля преподаватели экономят время при проверке каждой выполненной работы. Это позволит контролировать большое количество студентов или углубить контроль. Проверка знаний и навыков посредством выполненных студентами практических заданий, пробуждает в них ответственность в освоении предмета и обеспечивает становление их квалифицированными кадрами. На основе этого, ожидаются следующие результаты:

- повышение полноты оценивания и проверки способа выполненных студентами заданий текущего и промежуточного контроля;

- путем наблюдения за траекторий выполнения задания студентом, даёт возможность оценить технологию решения, а, не основываясь на конечном его результате;

- давая возможность студенту решать свои ошибки во время выполнения заданий, можно оценить всю его способность;

- повышается эффективность проверки знаний и умений студентов технических вузов.

 

Литература

1.Веретенников М. В. Пакет для автоматизированного контроля знаний. // Материалы XXXVIII международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Информационные технологии. - Новосибирск, 2000.

2.Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / под ред. С. И. Маслова. М.: Изд-во МЭИ, 2004.

3.Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2012.

4.Норенков И. П., Зимин А. М. Информационные технологии в образовании. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.

5.Киян И. В. “Принципы автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования” журнал Научное методические проблемы и новые технологии образования №4(28), 2009

6.Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке: материалы междунар. науч. конф. / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». М.: ЭГРИ, 2007.

 


 
Яндекс.Метрика