Цифровая трансформация налогового администрирования в Российской Федерации |
Автор: Якуничева А.Ю. |
30.11.2024 11:58 |
УДК
332.1 Цифровая
трансформация налогового администрирования в Российской Федерации Якуничева А.Ю.,
к.э.н., доцент, доцент, кафедры финансов и учёта ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный
университет» г. Мелитополь, Россия Аннотация. Цифровая
трансформация бизнеса и государственного регулирования экономики оказывает
значительное воздействие на предпринимательскую сферу. Новые технологии
включают в себя как полный переход бизнеса в работу онлайн, так и внедрение различных
способов платежей, с использованием криптовалют и цифровых финансовых активов. Перед
системой налогового администрирования формируются новые задачи, связанные с
взаимодействием с налогоплательщиками, ведущими традиционный бизнес. Статья
посвящена изучению цифровой трансформации налогового администрирования в России
с целью разработки предложений по улучшению системы налогообложения с
использованием самых современных технологий. Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровизация,
налоги, налоговое регулирование, смарт-контракты, блокчейн, электронный
документооборот Цифровые технологии и цифровые решения быстро распространяются и внедряются в различные отрасли экономики и социальной сферы, приводя к значительным изменениям. На новом рынке «цифры» активно развиваются различные виды бизнеса, такие как электронная торговля, блогерство, майнинг, разработка IT (включая искусственный интеллект, облачные сервисы), робототехника и технологии дополненной реальности. Конкурентное преимущество за компаниями, которые способны обрабатывать и анализировать большие объемы данных. Тенденция диджитализации бизнес-процессов объясняется следующими
причинами: - снижение расходов на развитие собственной цифровой инфраструктуры; - повышение уровня безопасности данных; - получение конкурентных преимуществ через анализ больших данных; - увеличение объемов производства за счет автоматизации процессов; - свободный доступ к информации в любое время и из любого места; - получение точной и систематизированной информации. Что повышает эффективность принятых управленческих решений. Все больше государственных органов власти используют цифровые технологии для управления. Они создают специальные центры для обработки данных, запускают онлайн-сервисы для взаимодействия с гражданами и все чаще применяют технологии искусственного интеллекта. Процесс внедрения компаниями цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами получил название «Цифровая трансформация» [4]. Отметим, что по данным сервиса TrendingView по состоянию на 1 мая 2024 года объем капитализации рынка криптовалют составил 2,2 трлн, долларов США [1]. Целью статьи является изучению цифровой трансформации налогового администрирования в России с целью разработки предложений по улучшению системы налогообложения с использованием цифровых технологий. Цифровое развитие бизнес- процессов изменило способ взаимодействия между продавцами и покупателями, многие операции проводятся онлайн, что усложняет контроль за ними для налоговых и других государственных органов. Отставание налогового законодательства и неэффективность традиционных методов налогового администрирования государства теряют значительные суммы доходов, которые генерируются в цифровой сфере. В современном мире важно, чтобы действующая в государстве модель налогового администрирования была цифровизована и позволяла осуществлять налоговый контроль не только за традиционными видами предпринимательской деятельности, но и деятельностью, осуществляемой в цифровом пространстве. В 2020 году в рамках ежегодного международного форума по налоговому
администрированию специалисты Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР) разработали концепцию цифровой трансформации налогового
администрирования [6], в рамках которой они определили ключевые направления,
которые должны быть реализованы в рамках модели налогового администрирования
будущего. Далее будут рассмотрены ключевые из них [7]: 1. Цифровую идентификация налогоплательщиков, позволяющая инициировать и
впоследствии регулировать административные процессы, проводимые в отношении
налогоплательщиков. В России это реализовано посредством обеспечения доступа к
различным государственным сервисам через подтверждённую учетную запись на
Госуслугах. 2. Совершенствование модели взаимодействия налогоплательщиков и
налоговых органов, начиная от телефонных звонков, электронных услуг и
заканчивая системами управления бизнесом. Считаем, что интеграция алгоритмов искусственного интеллекта,
позволяющих проводить автоматизированную обработку данных и способствовать налогоплательщикам
выбору тех или иных решений в зависимости от обстоятельств. 3. Обеспечение доступности информации, необходимой для налогового
администрирования. В результате цифровизации налоговые органы получают большой
объем налоговой информации (например, сведения из электронных счетов-фактур,
данные контрольно-кассовой техники). 4. Сервисы по разъяснению налоговых правил. Бухгалтерские программы,
мобильные приложения и виртуальные помощники на сайтах на основе искусственного
интеллекта (чат-бота) с помощью которого налогоплательщики могут получить
необходимую консультацию. 5. Выработка новых наборов навыков и технических решений для налоговых
инспекторов необходимо внедрить клиентоориентированные правила в инструкции, возможно
позицию менеджеров по связям, необходимых для поддержания и внедрения новых
налоговых процессов, психологов способных определить подходы по коммуникации и
достижению соглашений с налогоплательщиками, IT-специалистов по
кибербезопасности. 6. Трансформация структуры управления, отражает зависимость эффективности налогового администрирование, зависит от политических, культурных, социальных и технологических факторов. Для улучшения налогового администрирования в рамках использования цифровых технологий отметим внедрение электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками (B2G сегмент), а также между самими налогоплательщиками (В2В сегмент). Без развития электронного документооборота между контрагентами налоговым органам не удастся создать прозрачную налоговую среду и автоматизировать процессы администрирования налогов и сборов. С 2021 года представители ФНС России заявили о переходе на
клиентоцентричную модель налогового администрирования [2]. Согласно Стратегической карте ФНС России, основными направлениями ее
деятельности являются [5]: - обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах; - создание комфортных условий для налогоплательщиков; - снижение административной нагрузки и упрощение процедур; - укрепление и совершенствование кадрового потенциала; - оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление. В отчете о деятельности ФНС России за 2023 год представлено, что на сайте функционируют 70 различных сервисов, которыми воспользовались 176,5 млн.раз. Отметим, что в ФНС России активно внедряет инновационные сервисы, такие как «Чат-бот ФНС России» [3]. Этот сервис позволяет налогоплательщикам получать разъяснения по интересующим вопросам без необходимости обращаться к налоговым инспекторам. По данным отчета, в 2023 году «Чат-бот ФНС России» ответил на 3,3 млн. вопросов от пользователей. Одним из цифровых решений, которое позволяет налоговым органам улучшить качество налогового администрирования и вывести бизнес из тени без проведения налоговых проверок, является система онлайн-касс и разработанная на их основе система контроля АСК «ККТ». Система позволяет налоговым органам в реальном времени получать информацию о контрольно-кассовой технике и автоматически обрабатывать ее данные для целей налогового администрирования в режиме онлайн и проверять предпринимателя только при наличии серьезных оснований. Стало проще отслеживать неуплату налогов, удобнее контролировать растущее число компаний и предпринимателей. Цифровизация налогового администрирования сопровождается внедрением цифровых автоматизированных систем налогообложения, среди которых налог на профессиональных доход и автоматизированная упрощенная система налогообложения. Широко используется технология блокчейн в мировой
практике для целей налогового администрирования.
ФНС России ведет
разработку цифровой платформы распределенного реестра, который при создании
единой доверенной среды для государственных ведомств и финансовых организаций -
ФНС, Минэкономразвития, ВЭБ.РФ, операторов ЭДО, банков и других для быстрой и
гибкой реализации любых совместных проектов по инициативе ФНС. Государственный и частный сектор экономики
становятся все более цифровыми. Для эффективного налогового администрирования в
условиях цифровой экономики очень важно применять технологии цифровой
экосистемы. В России уже внедрены принципы клиентоориентированного подхода в
налоговый механизм сбора налогов, включая применение искусственного интеллекта.
Такой подход приводит к увеличению налоговых поступлений и повышению удовлетворенности
налогоплательщиков. Статья (материалы) подготовлена (ы) в рамках выполнения научной темы
«Диджитализация учетно-аналитической деятельности в контексте
социально-экономического развития региона» (FRRS-2023-0027). Литераура 1.
График
рыночной капитализации криптовалют// Tradingview [сайт]. - текст. - URL: https://ru.tradingview.com/markets/cryptocurrencies/global-charts/
(дата обращения: 28.11.2024). 2.
Даниил
Егоров: государственные сервисы должны двигаться в сторону клиентоцентричности.
// ФНС России [сайт]. - текст : электронный. - URL: https ://w
ww.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10993629/ (дата обращения:
28.11.2024). 3.
Итоги
деятельности ФНС России. // Аналитический портал ФНС России. - текст :
электронный. - URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения:
28.11.2024). 4.
Мирзагаева,
Шамия; Асланов, Гейдар (2022-12-15). Процесс цифровизации общества:к чему он
приводит и что ожидать в будущем?. Metafizika (журнал) (англ.). 5 (4): 10-21.
elSSN 2617-751X. ISSN 2616-6879. OCLC 1117709579 5.
Миссия,
основные направления деятельности и Стратегическая карта Федеральной налоговой
службы // ФНС России [сайт]. - текст : электронный. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/fts/ftsmission/
(дата обращения: 28.11.2024). 6. OECD
(2020). Tax Administration 3.0: The Digital Transformation of Tax
Administration, OECD, Paris. http://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/publications-and-products/tax-administration-3-0-the-digital-transforma
tion-of-tax-administration.htm (дата обращения:
28.11.2024). 7. Ряховский Д.И. Трансформация
налогового контроля в современных условиях // Modern Economy Success. 2020;
(2): 246-255. - текст : электронный. - URL:https://elib.fa.ru/art2020/bvl383.pdf
(дата обращения: 28.11.2024). |
Обновлено 30.11.2024 12:00 |