Главное меню

Цифровая трансформация налогового администрирования в Российской Федерации PDF Печать E-mail
Автор: Якуничева А.Ю.   
30.11.2024 11:58

УДК 332.1

 

Цифровая трансформация налогового администрирования в Российской Федерации

 

Якуничева А.Ю., к.э.н., доцент,

доцент, кафедры финансов и учёта

ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет»

г. Мелитополь, Россия

 

 

Аннотация. Цифровая трансформация бизнеса и государственного регулирования экономики оказывает значительное воздействие на предпринимательскую сферу. Новые технологии включают в себя как полный переход бизнеса в работу онлайн, так и внедрение различных способов платежей, с использованием криптовалют и цифровых финансовых активов. Перед системой налогового администрирования формируются новые задачи, связанные с взаимодействием с налогоплательщиками, ведущими традиционный бизнес. Статья посвящена изучению цифровой трансформации налогового администрирования в России с целью разработки предложений по улучшению системы налогообложения с использованием самых современных технологий.

 

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровизация, налоги, налоговое регулирование, смарт-контракты, блокчейн, электронный документооборот

 

Цифровые технологии и цифровые решения быстро распространяются и внедряются в различные отрасли экономики и социальной сферы, приводя к значительным изменениям. На новом рынке «цифры» активно развиваются различные виды бизнеса, такие как электронная торговля, блогерство, майнинг, разработка IT (включая искусственный интеллект, облачные сервисы), робототехника и технологии дополненной реальности. Конкурентное преимущество за компаниями, которые способны обрабатывать и анализировать большие объемы данных.


Тенденция диджитализации бизнес-процессов объясняется следующими причинами:

- снижение расходов на развитие собственной цифровой инфраструктуры;

- повышение уровня безопасности данных;

- получение конкурентных преимуществ через анализ больших данных;

- увеличение объемов производства за счет автоматизации процессов;

- свободный доступ к информации в любое время и из любого места;

- получение точной и систематизированной информации. Что повышает эффективность принятых управленческих решений.


Все больше государственных органов власти используют цифровые технологии для управления. Они создают специальные центры для обработки данных, запускают онлайн-сервисы для взаимодействия с гражданами и все чаще применяют технологии искусственного интеллекта.


Процесс внедрения компаниями цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами получил название «Цифровая трансформация» [4]. Отметим, что по данным сервиса TrendingView по состоянию на 1 мая 2024 года объем капитализации рынка криптовалют составил 2,2 трлн, долларов США [1].


Целью статьи является изучению цифровой трансформации налогового администрирования в России с целью разработки предложений по улучшению системы налогообложения с использованием цифровых технологий.


Цифровое развитие бизнес- процессов изменило способ взаимодействия между продавцами и покупателями, многие операции проводятся онлайн, что усложняет контроль за ними для налоговых и других государственных органов. Отставание налогового законодательства и неэффективность традиционных методов налогового администрирования государства теряют значительные суммы доходов, которые генерируются в цифровой сфере.


В современном мире важно, чтобы действующая в государстве модель налогового администрирования была цифровизована и позволяла осуществлять налоговый контроль не только за традиционными видами предпринимательской деятельности, но и деятельностью, осуществляемой в цифровом пространстве.


В 2020 году в рамках ежегодного международного форума по налоговому администрированию специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработали концепцию цифровой трансформации налогового администрирования [6], в рамках которой они определили ключевые направления, которые должны быть реализованы в рамках модели налогового администрирования будущего. Далее будут рассмотрены ключевые из них [7]:

1. Цифровую идентификация налогоплательщиков, позволяющая инициировать и впоследствии регулировать административные процессы, проводимые в отношении налогоплательщиков. В России это реализовано посредством обеспечения доступа к различным государственным сервисам через подтверждённую учетную запись на Госуслугах.

2. Совершенствование модели взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, начиная от телефонных звонков, электронных услуг и заканчивая системами управления бизнесом.

Считаем, что интеграция алгоритмов искусственного интеллекта, позволяющих проводить автоматизированную обработку данных и способствовать налогоплательщикам выбору тех или иных решений в зависимости от обстоятельств.

3. Обеспечение доступности информации, необходимой для налогового администрирования. В результате цифровизации налоговые органы получают большой объем налоговой информации (например, сведения из электронных счетов-фактур, данные контрольно-кассовой техники).

4. Сервисы по разъяснению налоговых правил. Бухгалтерские программы, мобильные приложения и виртуальные помощники на сайтах на основе искусственного интеллекта (чат-бота) с помощью которого налогоплательщики могут получить необходимую консультацию.

5. Выработка новых наборов навыков и технических решений для налоговых инспекторов необходимо внедрить клиентоориентированные правила в инструкции, возможно позицию менеджеров по связям, необходимых для поддержания и внедрения новых налоговых процессов, психологов способных определить подходы по коммуникации и достижению соглашений с налогоплательщиками, IT-специалистов по кибербезопасности.

6. Трансформация структуры управления, отражает зависимость эффективности налогового администрирование, зависит от политических, культурных, социальных и технологических факторов.


Для улучшения налогового администрирования в рамках использования цифровых технологий отметим внедрение электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками (B2G сегмент), а также между самими налогоплательщиками (В2В сегмент). Без развития электронного документооборота между контрагентами налоговым органам не удастся создать прозрачную налоговую среду и автоматизировать процессы администрирования налогов и сборов.


С 2021 года представители ФНС России заявили о переходе на клиентоцентричную модель налогового администрирования [2].

Согласно Стратегической карте ФНС России, основными направлениями ее деятельности являются [5]:

- обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;

- создание комфортных условий для налогоплательщиков;

- снижение административной нагрузки и упрощение процедур;

- укрепление и совершенствование кадрового потенциала;

- оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.


В отчете о деятельности ФНС России за 2023 год представлено, что на сайте функционируют 70 различных сервисов, которыми воспользовались 176,5 млн.раз. Отметим, что в ФНС России активно внедряет инновационные сервисы, такие как «Чат-бот ФНС России» [3]. Этот сервис позволяет налогоплательщикам получать разъяснения по интересующим вопросам без необходимости обращаться к налоговым инспекторам. По данным отчета, в 2023 году «Чат-бот ФНС России» ответил на 3,3 млн. вопросов от пользователей. Одним из цифровых решений, которое позволяет налоговым органам улучшить качество налогового администрирования и вывести бизнес из тени без проведения налоговых проверок, является система онлайн-касс и разработанная на их основе система контроля АСК «ККТ». Система позволяет налоговым органам в реальном времени получать информацию о контрольно-кассовой технике и автоматически обрабатывать ее данные для целей налогового администрирования в режиме онлайн и проверять предпринимателя только при наличии серьезных оснований. Стало проще отслеживать неуплату налогов, удобнее контролировать растущее число компаний и предпринимателей. Цифровизация налогового администрирования сопровождается внедрением цифровых автоматизированных систем налогообложения, среди которых налог на профессиональных доход и автоматизированная упрощенная система налогообложения.


Широко используется технология блокчейн в мировой практике для целей налогового администрирования.  ФНС России ведет разработку цифровой платформы распределенного реестра, который при создании единой доверенной среды для государственных ведомств и финансовых организаций - ФНС, Минэкономразвития, ВЭБ.РФ, операторов ЭДО, банков и других для быстрой и гибкой реализации любых совместных проектов по инициативе ФНС. Государственный и частный сектор экономики становятся все более цифровыми. Для эффективного налогового администрирования в условиях цифровой экономики очень важно применять технологии цифровой экосистемы. В России уже внедрены принципы клиентоориентированного подхода в налоговый механизм сбора налогов, включая применение искусственного интеллекта. Такой подход приводит к увеличению налоговых поступлений и повышению удовлетворенности налогоплательщиков.

 

Статья (материалы) подготовлена (ы) в рамках выполнения научной темы «Диджитализация учетно-аналитической деятельности в контексте социально-экономического развития региона» (FRRS-2023-0027).

 

Литераура

1.  График рыночной капитализации криптовалют// Tradingview [сайт]. - текст. - URL: https://ru.tradingview.com/markets/cryptocurrencies/global-charts/ (дата обращения: 28.11.2024).

2.  Даниил Егоров: государственные сервисы должны двигаться в сторону клиентоцентричности. // ФНС России [сайт]. - текст : электронный. - URL: https ://w ww.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10993629/ (дата обращения: 28.11.2024).

3.      Итоги деятельности ФНС России. // Аналитический портал ФНС России. - текст : электронный. - URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).

4.  Мирзагаева, Шамия; Асланов, Гейдар (2022-12-15). Процесс цифровизации общества:к чему он приводит и что ожидать в будущем?. Metafizika (журнал) (англ.). 5 (4): 10-21. elSSN 2617-751X. ISSN 2616-6879. OCLC 1117709579

5.      Миссия, основные направления деятельности и Стратегическая карта Федеральной налоговой службы // ФНС России [сайт]. - текст : электронный. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/fts/ftsmission/ (дата обращения: 28.11.2024).

6.  OECD (2020). Tax Administration 3.0: The Digital Transformation of Tax Administration, OECD, Paris. http://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/publications-and-products/tax-administration-3-0-the-digital-transforma tion-of-tax-administration.htm  (дата обращения: 28.11.2024).

7.  Ряховский Д.И. Трансформация налогового контроля в современных условиях // Modern Economy Success. 2020; (2): 246-255. - текст : электронный. - URL:https://elib.fa.ru/art2020/bvl383.pdf  (дата обращения: 28.11.2024).


Обновлено 30.11.2024 12:00
 
Яндекс.Метрика