Влияние транспортной инфраструктуры на туристическую привлекательность городов (на примере города Таганрога) |
Автор: Коваль А.Ю.,Рыжов В.Ю.,Рыжов Ю.В. |
29.11.2024 12:30 |
ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТАГАНРОГА) Коваль А.Ю.,
студент 1 курса магистратуры, ХГПУ,
г. Херсон, Россия; Рыжов В.Ю.,
студент 4 курса бакалавриата, РУТ
(МИИТ), г. Москва, Россия; Рыжов Ю.В.,
доктор культурологии, доцент, ЮФУ,
г. Таганрог, Россия Аннотация.
В статье рассматривается влияние общественного транспорта на туристическую
привлекательность городов. На примере г. Таганрога показана взаимосвязь между
доступностью, комфортом и безопасностью общественного транспорта, с одной
стороны, и количеством туристов, их удовлетворённостью и продолжительностью
пребывания в городе, с другой. Даны рекомендации по улучшению транспортной
инфраструктуры для повышения привлекательности города для туристов. Ключевые слова:
общественный транспорт, транспортная инфраструктура, туризм, туристическая
привлекательность, Таганрог. Туризм является одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики, так как в нём происходит постоянный поиск новых путей и решений, и, следовательно, инноваций [1]. Туристическая привлекательность города определяется множеством факторов, включая культурное наследие, природные достопримечательности и уровень сервиса. При этом один из важных элементов такой привлекательности – эффективность и удобство общественного транспорта. Доступность и комфорт перемещения по городу напрямую влияют на опыт туриста, его удовлетворённость и, как следствие, на экономический эффект от туризма. Настоящее исследование посвящено анализу роли общественного транспорта в формировании позитивного туристического имиджа города. Хорошо развитая сеть общественного транспорта обеспечивает доступ к различным достопримечательностям, независимо от их расположения в городе. Это особенно важно для туристов с ограниченными финансовыми ресурсами, а также для людей с ограниченными возможностями. Влияние общественного транспорта на туристическую привлекательность подтверждается в [2], где показана значимость транспортного обеспечения для повышения туристической привлекательности города. В социологическом исследовании [3] выявлены перспективы развития внутреннего туризма в России, и сделан вывод о необходимости срочного решения транспортных проблем. К таким проблемам можно отнести «неразвитость внутренней системы логистики и туристской транспортной инфраструктуры, использование старого, неудобного, зачастую грязного транспорта, трудности доступа информации в интернете, некорректность расписания движения транспорта, грубость водителей, разбитые дороги, отсутствие навигации не только на английском, но и на русском языках» [4, с. 96]. Можно считать, что есть положительная корреляция между развитостью и удобством общественного транспорта и увеличением количества туристов, повышением их удовлетворённости и увеличением продолжительности пребывания туристов в городе. А положительный туристический опыт, обусловленный эффективным общественным транспортом, способствует увеличению доходов от туристической деятельности. Таким образом, инвестиции в развитие комфортабельного, доступного и безопасного общественного транспорта являются необходимым условием для успешного развития туристической индустрии. Стратегическое же планирование развития транспортной системы с учётом потребностей туристов позволит повысить конкурентоспособность города на туристическом рынке и обеспечить устойчивое развитие туристической сферы. Рассмотрим теперь текущую транспортную ситуацию в Таганроге, в контексте развития туристической индустрии. Таганрог, город с богатой историей и культурным наследием, обладает значительным потенциалом для развития туризма [5]. Однако, как будет показано ниже, транспортная инфраструктура города отрицательно влияет на туристический опыт и, как следствие, на его привлекательность. Прежде всего, отметим преимущества транспортной ситуации в Таганроге. Недавно была произведена масштабная модернизация трамвайной сети в городе [6]. Развитая сеть маршрутных такси обеспечивает транспортное сообщение внутри города. Наличие морского порта открывает возможность для круизного туризма и привлечения туристов водным транспортом, а географическое расположение Таганрога вблизи крупного транспортного узла, Ростова-на-Дону, обеспечивает доступность города для туристов, прибывающих в регион другими видами транспорта. Кроме того, Таганрог входит в макрорегион Приазовье, в котором планируется активно развивать туристическую деятельность. Без преувеличения Таганрог можно назвать воротами в Новороссию. Недостатков, к сожалению, пока намного больше. Так, маршрутные такси часто переполнены, не соблюдают расписание, а состояние самих автомобилей оставляет желать лучшего. Отсутствие трамвайного сообщения в некоторых районах города ограничивает их доступность. Нехватка парковочных мест создаёт значительные неудобства для туристов, прибывающих на личном транспорте. Узкие улицы исторического центра города затрудняют движение автомобилей, создавая пробки и ограничивая доступность некоторых достопримечательностей для личного транспорта. Недостаточно развитая пешеходная инфраструктура снижает комфорт передвижения туристов пешком. Транспортная инфраструктура города в недостаточной степени адаптирована для людей с ограниченными возможностями. В то же время, у авторов есть повод для осторожного оптимизма. «На модернизацию Таганрога к 2030 году направят 66 млрд рублей. Его собираются превратить в современный туристический центр с мощной инфраструктурой. При этом проект имеет все шансы на реализацию, так как поддерживается на федеральном уровне» [7]. Модернизация общественного транспорта Таганрога рассчитана на семь лет и будет поэтапной: изменится схема движения, будет обновлен подвижной состав; но тариф за проезд подняли уже сейчас [8]. Можно дать следующие рекомендации по улучшению транспортной инфраструктуры для повышения туристической привлекательности Таганрога. 1. Улучшение
транспортной инфраструктуры, в том числе увеличение количества маршрутных
такси, автобусов и трамваев, установка информационных табло на остановках с
расписанием и информацией о маршрутах, обустройство удобных и безопасных
остановок. 2. Модернизация общественного транспорта,
замена маршрутных такси на более современные и комфортабельные автобусы и
электробусы. 3. Интеграция с другими
транспортными системами, а именно: упрощение пересадок между различными видами
транспорта, развитие системы «умного» автобуса с GPS-трекерами для отслеживания
местоположения транспорта в реальном времени. 4. Улучшение комфорта и
безопасности на основе привлечения внимания к вопросам чистоты и состояния
общественного транспорта, а также обучения водителей вежливому общению с
пассажирами и оказанию помощи туристам. 5. Разработка
туристических маршрутов и
оптимизация маршрутной сети с учётом туристических потоков, создание
специальных туристических маршрутов с остановками у главных
достопримечательностей города и обозначение этих маршрутов на картах и в
мобильных приложениях, аудиогиды в автобусах и троллейбусах с краткими
рассказами об улицах. 6. Развитие пешеходной инфраструктуры:
реконструкция тротуаров, создание новых пешеходных зон, улучшение пешеходных
переходов. 7. Создание новых парковочных мест, в том
числе строительство новых парковок (в
том числе, многоуровневых) на окраинах города с организацией удобного трансфера
в центр и внедрение системы умной парковки. 8. Ограничение движения автомобилей в
историческом центре (введение пешеходных зон или ограничение движения
автомобилей в определённые часы). 9. Решение проблем с
городскими пробками, для чего можно предложить строительство
объездных дорог, онлайн-отслеживание пробок, рекомендации туристам выбирать
время посещения достопримечательностей, избегая часов максимальной нагрузки – с
8 до 10 утра и с 5 до 7 вечера. 10. Адаптация общественного транспорта и
пешеходной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. 11. Развитие велоинфраструктуры, создание
велодорожек и пунктов проката велосипедов. 12. Введение льготных
проездных билетов для туристов, которые можно было бы использовать на
определенных маршрутах или в определенные дни. 13. Проведение рекламной
кампании, направленной на продвижение маршрутов общественного транспорта среди
туристов, использование социальных медиа и туристических платформ для
привлечения внимания к удобному общественному транспорту. 14. Обратная связь от туристов, подразумевающая организацию опросов и сбор отзывов от туристов о качестве общественного транспорта, чтобы выявлять проблемы и находить пути их решения. Итак, транспортная ситуация в городе
оказывает существенное влияние на его туристическую привлекательность. Для
успешного развития туристической индустрии необходимы значительные инвестиции в
модернизацию транспортной инфраструктуры и оптимизация транспортных потоков с
учетом потребностей туристов. Реализация предложенных авторами рекомендаций
позволит улучшить туристический опыт и, как следствие, увеличить туристический
поток. Предполагаются дальнейшие исследования, направленные на разработку
конкретных планов развития транспортной инфраструктуры с учетом финансовых и
технических возможностей Таганрога. Литература 1. Тихомирова И.И., Андреева А.А. Инновационная
деятельность в сфере туризма: сущность и специфика // Науковедение. 2015. Т. 7,
№ 2(27). С. 72. 2. Кощеев С.В., Волков А.Н. Повышение транспортной
доступности объектов туристского показа курортной агломерации на основе
совершенствования схемы движения городского пассажирского транспорта // European Researcher. 2010. № 1(1). С.
83-88. 3. Левина А.Б., Трофименко Е.Ю., Якунина Ю.С.
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в России // Человек. Спорт.
Медицина. 2023. Т. 23, № S1. С. 175-187. 4. Рындач М.А. Анализ туристских предпочтений
международного и внутреннего туризма РФ // Экономика: вчера, сегодня, завтра.
2018. Т. 8, № 7A. С. 90-98. 5. Рыжов Ю.В. Перспективы развития туристической
привлекательности города Таганрога // Журналистика и география : Сборник
материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием, Воронеж, 22–23 марта 2024 года. Воронеж: Издательский дом «Кварта»,
2024. С. 287-290. 6. Рыжов В.Ю. Таганрогский трамвай: настоящее и
будущее // Транспорт. Экономика. Социальная сфера (Актуальные проблемы и их
решения) : Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза,
14–15 апреля 2022 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет,
2022. С. 190-193. 7. Туризм и дорожная инфраструктура за 66 млрд: как
«перезагружают» Таганрог // Эксперт Юг. URL:
https://expertsouth.ru/news/turizm-i-dorozhnaya-infrastruktura-za-66-mlrd-kak-perezagruzhayut-taganrog/
(дата обращения: 25.11.2024). 8. Общественный транспорт Таганрога ждет поэтапная
модернизация // DONTR.RU. URL:
https://dontr.ru/novosti/obshchestvennyy-transport-taganroga-zhdet-poetapnaya-modernizatsiya/
(дата обращения: 25.11.2024). |