Главное меню

Влияние транспортной инфраструктуры на туристическую привлекательность городов (на примере города Таганрога) PDF Печать E-mail
Автор: Коваль А.Ю.,Рыжов В.Ю.,Рыжов Ю.В.   
29.11.2024 12:30

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДОВ

(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТАГАНРОГА)

 

Коваль А.Ю., студент 1 курса магистратуры,

ХГПУ, г. Херсон, Россия;

Рыжов В.Ю., студент 4 курса бакалавриата,

РУТ (МИИТ), г. Москва, Россия;

Рыжов Ю.В., доктор культурологии, доцент,

ЮФУ, г. Таганрог, Россия

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние общественного транспорта на туристическую привлекательность городов. На примере г. Таганрога показана взаимосвязь между доступностью, комфортом и безопасностью общественного транспорта, с одной стороны, и количеством туристов, их удовлетворённостью и продолжительностью пребывания в городе, с другой. Даны рекомендации по улучшению транспортной инфраструктуры для повышения привлекательности города для туристов.

Ключевые слова: общественный транспорт, транспортная инфраструктура, туризм, туристическая привлекательность, Таганрог.

 

Туризм является одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики, так как в нём происходит постоянный поиск новых путей и решений, и, следовательно, инноваций [1]. Туристическая привлекательность города определяется множеством факторов, включая культурное наследие, природные достопримечательности и уровень сервиса. При этом один из важных элементов такой привлекательности – эффективность и удобство общественного транспорта. Доступность и комфорт перемещения по городу напрямую влияют на опыт туриста, его удовлетворённость и, как следствие, на экономический эффект от туризма. Настоящее исследование посвящено анализу роли общественного транспорта в формировании позитивного туристического имиджа города.


Хорошо развитая сеть общественного транспорта обеспечивает доступ к различным достопримечательностям, независимо от их расположения в городе. Это особенно важно для туристов с ограниченными финансовыми ресурсами, а также для людей с ограниченными возможностями.


Влияние общественного транспорта на туристическую привлекательность подтверждается в [2], где показана значимость транспортного обеспечения для повышения туристической привлекательности города. В социологическом исследовании [3] выявлены перспективы развития внутреннего туризма в России, и сделан вывод о необходимости срочного решения транспортных проблем. К таким проблемам можно отнести «неразвитость внутренней системы логистики и туристской транспортной инфраструктуры, использование старого, неудобного, зачастую грязного транспорта, трудности доступа информации в интернете, некорректность расписания движения транспорта, грубость водителей, разбитые дороги, отсутствие навигации не только на английском, но и на русском языках» [4, с. 96].


Можно считать, что есть положительная корреляция между развитостью и удобством общественного транспорта и увеличением количества туристов, повышением их удовлетворённости и увеличением продолжительности пребывания туристов в городе. А положительный туристический опыт, обусловленный эффективным общественным транспортом, способствует увеличению доходов от туристической деятельности. Таким образом, инвестиции в развитие комфортабельного, доступного и безопасного общественного транспорта являются необходимым условием для успешного развития туристической индустрии. Стратегическое же планирование развития транспортной системы с учётом потребностей туристов позволит повысить конкурентоспособность города на туристическом рынке и обеспечить устойчивое развитие туристической сферы.


Рассмотрим теперь текущую транспортную ситуацию в Таганроге, в контексте развития туристической индустрии. Таганрог, город с богатой историей и культурным наследием, обладает значительным потенциалом для развития туризма [5]. Однако, как будет показано ниже, транспортная инфраструктура города отрицательно влияет на туристический опыт и, как следствие, на его привлекательность.


Прежде всего, отметим преимущества транспортной ситуации в Таганроге. Недавно была произведена масштабная модернизация трамвайной сети в городе [6]. Развитая сеть маршрутных такси обеспечивает транспортное сообщение внутри города. Наличие морского порта открывает возможность для круизного туризма и привлечения туристов водным транспортом, а географическое расположение Таганрога вблизи крупного транспортного узла, Ростова-на-Дону, обеспечивает доступность города для туристов, прибывающих в регион другими видами транспорта. Кроме того, Таганрог входит в макрорегион Приазовье, в котором планируется активно развивать туристическую деятельность. Без преувеличения Таганрог можно назвать воротами в Новороссию.


Недостатков, к сожалению, пока намного больше. Так, маршрутные такси часто переполнены, не соблюдают расписание, а состояние самих автомобилей оставляет желать лучшего. Отсутствие трамвайного сообщения в некоторых районах города ограничивает их доступность. Нехватка парковочных мест создаёт значительные неудобства для туристов, прибывающих на личном транспорте. Узкие улицы исторического центра города затрудняют движение автомобилей, создавая пробки и ограничивая доступность некоторых достопримечательностей для личного транспорта. Недостаточно развитая пешеходная инфраструктура снижает комфорт передвижения туристов пешком. Транспортная инфраструктура города в недостаточной степени адаптирована для людей с ограниченными возможностями.


В то же время, у авторов есть повод для осторожного оптимизма. «На модернизацию Таганрога к 2030 году направят 66 млрд рублей. Его собираются превратить в современный туристический центр с мощной инфраструктурой. При этом проект имеет все шансы на реализацию, так как поддерживается на федеральном уровне» [7]. Модернизация общественного транспорта Таганрога рассчитана на семь лет и будет поэтапной: изменится схема движения, будет обновлен подвижной состав; но тариф за проезд подняли уже сейчас [8].


Можно дать следующие рекомендации по улучшению транспортной инфраструктуры для повышения туристической привлекательности Таганрога.


1. Улучшение транспортной инфраструктуры, в том числе увеличение количества маршрутных такси, автобусов и трамваев, установка информационных табло на остановках с расписанием и информацией о маршрутах, обустройство удобных и безопасных остановок.

2. Модернизация общественного транспорта, замена маршрутных такси на более современные и комфортабельные автобусы и электробусы.

3. Интеграция с другими транспортными системами, а именно: упрощение пересадок между различными видами транспорта, развитие системы «умного» автобуса с GPS-трекерами для отслеживания местоположения транспорта в реальном времени.

4. Улучшение комфорта и безопасности на основе привлечения внимания к вопросам чистоты и состояния общественного транспорта, а также обучения водителей вежливому общению с пассажирами и оказанию помощи туристам.

5. Разработка туристических маршрутов  и оптимизация маршрутной сети с учётом туристических потоков, создание специальных туристических маршрутов с остановками у главных достопримечательностей города и обозначение этих маршрутов на картах и в мобильных приложениях, аудиогиды в автобусах и троллейбусах с краткими рассказами об улицах.

6. Развитие пешеходной инфраструктуры: реконструкция тротуаров, создание новых пешеходных зон, улучшение пешеходных переходов.

7. Создание новых парковочных мест, в том числе  строительство новых парковок (в том числе, многоуровневых) на окраинах города с организацией удобного трансфера в центр и внедрение системы умной парковки.

8. Ограничение движения автомобилей в историческом центре (введение пешеходных зон или ограничение движения автомобилей в определённые часы).

9. Решение проблем с городскими пробками, для чего можно предложить строительство объездных дорог, онлайн-отслеживание пробок, рекомендации туристам выбирать время посещения достопримечательностей, избегая часов максимальной нагрузки – с 8 до 10 утра и с 5 до 7 вечера.

10. Адаптация общественного транспорта и пешеходной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.

11. Развитие велоинфраструктуры, создание велодорожек и пунктов проката велосипедов.

12. Введение льготных проездных билетов для туристов, которые можно было бы использовать на определенных маршрутах или в определенные дни.

13. Проведение рекламной кампании, направленной на продвижение маршрутов общественного транспорта среди туристов, использование социальных медиа и туристических платформ для привлечения внимания к удобному общественному транспорту.

14. Обратная связь от туристов, подразумевающая организацию опросов и сбор отзывов от туристов о качестве общественного транспорта, чтобы выявлять проблемы и находить пути их решения.


Итак, транспортная ситуация в городе оказывает существенное влияние на его туристическую привлекательность. Для успешного развития туристической индустрии необходимы значительные инвестиции в модернизацию транспортной инфраструктуры и оптимизация транспортных потоков с учетом потребностей туристов. Реализация предложенных авторами рекомендаций позволит улучшить туристический опыт и, как следствие, увеличить туристический поток. Предполагаются дальнейшие исследования, направленные на разработку конкретных планов развития транспортной инфраструктуры с учетом финансовых и технических возможностей Таганрога.

 

Литература

1. Тихомирова И.И., Андреева А.А. Инновационная деятельность в сфере туризма: сущность и специфика // Науковедение. 2015. Т. 7, № 2(27). С. 72.

2. Кощеев С.В., Волков А.Н. Повышение транспортной доступности объектов туристского показа курортной агломерации на основе совершенствования схемы движения городского пассажирского транспорта  // European Researcher. 2010. № 1(1). С. 83-88.

3. Левина А.Б., Трофименко Е.Ю., Якунина Ю.С. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в России // Человек. Спорт. Медицина. 2023.  Т. 23, № S1. С. 175-187.

4. Рындач М.А. Анализ туристских предпочтений международного и внутреннего туризма РФ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8, № 7A. С. 90-98.

5. Рыжов Ю.В. Перспективы развития туристической привлекательности города Таганрога // Журналистика и география : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 22–23 марта 2024 года. Воронеж: Издательский дом «Кварта», 2024. С. 287-290.

6. Рыжов В.Ю. Таганрогский трамвай: настоящее и будущее // Транспорт. Экономика. Социальная сфера (Актуальные проблемы и их решения) : Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 14–15 апреля 2022 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. С. 190-193.

7. Туризм и дорожная инфраструктура за 66 млрд: как «перезагружают» Таганрог // Эксперт Юг. URL: https://expertsouth.ru/news/turizm-i-dorozhnaya-infrastruktura-za-66-mlrd-kak-perezagruzhayut-taganrog/ (дата обращения: 25.11.2024).

8. Общественный транспорт Таганрога ждет поэтапная модернизация // DONTR.RU. URL: https://dontr.ru/novosti/obshchestvennyy-transport-taganroga-zhdet-poetapnaya-modernizatsiya/ (дата обращения: 25.11.2024).


 
Яндекс.Метрика