Главное меню

Понятие духовного производства в экономике PDF Печать E-mail
Автор: Карпенко О.А.   
27.11.2024 20:53

ПОНЯТИЕ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИКЕ

 

Карпенко О.А., к.э.н.,

вед. спец. АО «Самарагорэнергосбыт», г. Самара, Россия

 

Аннотация. В работе рассматривается проблема духовного производства в экономической науке. Проводится исследование понятия духовного в трудах К. Маркса  и современных ученых – исследователей. Даются определения духовного производства. Выявляются его основные особенности, сходства и различия с материальным производством.

Ключевые слова: человеческий капитал, духовный капитал, духовное производство, интеллектуально-духовная деятельность, интеллектуально-духовный капитал.

 

В настоящее время в эпоху начала и перехода к развитию экономики знаний и информационному обществу, возрастает роль и значение духовности и духовного развития человека.


В XXI веке все более решающую роль начинает играть уже не столько интеллектуальный труд и интеллектуальная деятельность, сколько духовная составляющая этого труда и деятельности, а акцент внимания смещается в сторону интеллектуально-духовного труда и интеллектуально-духовной деятельности. Духовная составляющая в деятельности, труде и производстве начинает играть все более решающую роль в связи с тем, что в ней заложена основа мотивации работника, начальника и управленца, основа для дальнейшего принятия решений, развития и повышения.


В последнее время и особенно в связи с событиями СВО возрастает необходимость в приобщении населения к духовной и религиозной культуре. И, соответственно, также возрастает роль духовного капитала и производства во всех областях и сферах деятельности. Особенно его роль возрастает в социальной, культурной и интеллектуальной сфере в связи с существованием тесной связи духовного, культурного, интеллектуального и социального направления в человеке в зависимости от его духовного уровня и развития. И, соответственно, также возрастает роль духовного капитала и производства во всех областях и сферах жизни, в том числе все больший акцент делается на духовном в экономической деятельности и процессах.


В современных научных трудах ведутся исследования, касаемые места духовного капитала в системе человеческого капитала, рассматривается сущность и составляющие духовного капитала, его роль в экономической и общественной жизни.

Проблема духовного производства слабо исследована в экономической науке. Отдельные ее постулаты содержатся в трудах К. Маркса,[9] Ф. Энгельса[9,10] и иных ученых.


В трудах современных ученых мало исследований о духовном производстве(Н.П. Рагозин, [13] А.К. Павлов, [11] Ю.В. Евдокимова, [1] Е.В. Пилипенко, Ю.В. Батолов [12] и др.).


Однако, вместе с тем, вызывает вопросы само существование духовного производства в экономике, остаются неизученными процессы его функционирования, его общественных результатов, вопросы взаимодействия духовного воспроизводства и общества, исследование институциональной системы и структуры духовного производства, а также современного развития и имеющихся проблем духовного воспроизводства.


В данной работе попытаемся предпринять попытку проведения исследования понятия духовного производства, а также процессов его функционирования в современной экономике.

Также отметим, что методологической особенностью исследования является то, что изучению подлежит духовный капитал людей, всесторонне развитых в духовном, интеллектуальном, эмоциональном и ином плане.


Духовный капитал представляет собой стоимость человеческих духовных ценностей, целей, ориентиров, качеств и знаний интеллектуальных и духовных талантов, способных к принесению или увеличению дохода. [3,4,5,6]


Духовный и другие подвиды человеческого потенциала участвуют в духовном (и ином) производстве и превращаются в капитал.[3,4,5]


Духовное производство в марксизме - это коллективная деятельность по созданию идей, ценностей и принципов или «производство сознания в особой общественной форме». [10] Духовное производство лежит в основе таких «видов освоения действительности» как наука, искусство и религия. При этом мораль, право и политика к духовному производству не относятся, поскольку складываются стихийно. Оно рассматривается как дополнение к материальному производству.


Духовное производство К. Маркс соотносит с материальным производством людьми своей собственной жизни и материальным общением. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь ещё непосредственным порождением материального отношения людей.[13, C. 18] То же самое, -пишет Маркс, - относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т. д. того или другого народа»[10, C. 24].


Первоначальное единство материального производства и производства сознания распадается под влиянием развития разделения труда, в котором К. Маркс выделяет такой момент: «Разделение труда становится действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда. С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики, что оно может действительно представлять себе что-нибудь, не представляя себе чего-нибудь действительного, – с этого момента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию «чистой» теории, теологии, философии, морали и т. д.» [10,C. 30]. Отделение духовного труда от материального является причиной специализации духовного труда, который в последующем послужит орудием разложения синкретического мифологического сознания и образования различных форм сознания, а их движение приобретёт относительную самостоятельность. Вместе с этим рождается почва для возникновения социальных иллюзий и заблуждений.


Отделение духовного труда от материального и формирование духовного производства, по мнению К. Маркса, закрепляется на стадии классового общества, поскольку теперь «духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных индивидов…» [10, C. 30-31]. Формируется система духовного производства, обусловленная классовой структурой общества.«Класс, имеющий в своём распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинёнными господствующему классу» [10, C. 46]. В итоге классовое господство получает духовное оформление и дополнение, поскольку мысли господствующего класса становятся «господствующими мыслями» [10, C. 45].Разделение материального и духовного труда проникает также и в сам господствующий класс, «внутри этого класса одна часть выступает в качестве мыслителей этого класса», которые выступают «производителями понятия», теоретиками, идеологами, философами [10, C. 46, 48]. Между ними разворачивается идейная борьба, предметное содержание которой определяется не только тем, что «эта теория, теология, философия, мораль и т. д. вступают в противоречие с существующими отношениями», – это противоречие является формой проявления более глубоких противоречий, а именно того, «что существующие общественные отношения вступили в противоречие с существующей производительной силой» [10, C. 30.].


По мнению исследователя Н.П. Рагозина, уже этот краткий обзор концепции духовного производства, которую развивает Маркс в «Немецкой идеологии», показывает, что специфически марксистская постановка и решение основного вопроса философии, – вопроса об отношении мышления к бытию, духа к природе, – не может быть осуществлена без использования этой категории (духовного производства).


Также известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали «Немецкую идеологию» как произведение, в котором они «сводили счёты со своей философской совестью». И здесь ученые провели окончательное размежевание с теми философскими идеями (Гегеля, младогегельянцев, Фейербаха), которые они в прошлом в той или иной мере разделяли. И критическое размежевание с предшествующей философией, с её постановкой и решением основных философских проблем привело к введению в марксистскую философию категории духовного производства.


Понятие духовного производства употребляется  в нескольких значениях.

Духовное производство как создание идей, мнений, моделей, образцов, проектов и т.д. предшествует любому материальному производству. Это деятельность людей, связанная с созданием, распределением, обменом и потреблением духовных ценностей. Оно является так же необходимым, как и материальное производство.


Отметим также, что знания, как ведущая производительная сила современного общественно-экономического уклада, являются предметом именно духовного производства. [12, C. 12] А затем уже создание на основе знаний готового продукта происходит в материальном производстве.


Духовное производство – это также производство, направленное на создание благ и услуг, представляющих собой духовные ценности, например, написание песен, стихов и др. Оно также имеет материальное выражение – издание сборников стихов и литературы, тиражирование песен, запуск в прокат.


Духовное производство – это также производство в духовной и религиозной сфере, например, создание икон, строительство храмов, написание церковных книг и т.д. Здесь также оно имеет большое материальное производство.


Духовное производство схоже с материальным тем, что формируется по тем же законам и принципам, действует и функционирует аналогичным образом.


Отметим отличия духовного производства от материального:

·                        Духовные, идеальные, нематериальные цели производства, социальные, культурные, духовные, религиозные и др.,

·                        Продукты духовного производства не иссякают в процессе потребления, а, наоборот, теряются при остановке своего потребления,

·                        Духовное потребление не имеет верхней границы насыщения,

·                        Средства духовного производства неотделимы от самого субъекта духовного производства,

·                        Духовное потребление, а следовательно – и производство, – диктуются внутренними духовными потребностями людей,

·                        Духовные продукты и услуги зачастую неотделимы от самого производственного процесса (концерты, спектакли, службы и т.д.) и др.[2]


Духовное и материальное производства тесно взаимосвязаны и бывает так, что сложно провести границу между собственно материальным и духовным производством (например, в сфере IT).


Материальное производство также неотделимо от духовного. Принципы, цели и ценности производств, особенно высокоинтеллектуальных, а также системы управления, традиции, социальные нормы и т.д. – принадлежат духовному производству.


Итак, как видим, духовное производство является определенным начальным этапом, предшествующим любому материальному производству. При этом, духовное производство может быть производством ценностей  в духовной сфере и чисто духовным и религиозным производством. Оно имеет как сходства, так и отличия по сравнению с материальным производством.

 

Литература

1.       Евдокимова Ю.В. Духовное производство: Сущность, структура, особенности развития. Дисс. … к.ф.н., 2003. 165 с.;

2.       Единство материального и духовного производства. Режим доступа: https://spravochnick.ru/filosofiya/edinstvo_materialnogo_i_duhovnogo_proizvodstva/

3.       Карпенко О.А. Духовный капитал в экономике и обществе в составе человеческого капитала и во взаимосвязи с его подвидами. Москва, 2024. 190 с.;

4.       Карпенко О.А. Духовный капитал в экономической науке. Москва, 2023. 96с.;

5.       Карпенко О.А. Духовный потенциал и капитал в современной экономической теории и прикладной экономике. Москва, 2022. 100с.;

6.       Карпенко О.А. Духовность экономики и духовная экономика, духовный потенциал и капитал // Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, приуроченной ко Дню экономиста. Воронеж, 2023. С. 34-43;

7.       Карпенко О.А. Интеллектуальный и духовный капитал: особенности воспроизводства, развития и накопления // Российская наука: актуальные исследования и разработки. Сборник научных статей XVI Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Самара, 2023. С. 58-62;

8.       Левченко Л.В., Карпенко О.А. Современные проблемы интеллектуальной ренты в контексте теории К. Маркса //  Экономическое наследие К. Маркса. Материалы научной конференции института теоретической экономики и международных экономических отношений Самарского государственного экономического университета. 2018. С. 76-81;

9.       Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. – Т.1. – Москва: Политиздат, 1955. – С. 414-429;

10.  Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. – Т.3. – Москва: Политиздат, 1955. – С. 7-544;

11.  Павлов А.К. Духовное производство и духовное потребление. Режим доступа: https://infourok.ru/pavlov-a-k-duhovnoe-proizvodstvo-i-duhovnoe-potreblenie-nauchnaya-statya-5518728.html (дата обращения 10.11.2024);

12.  Пилипенко Е.В., Баталов Ю.В. Духовное производство как основа экономической теории // Известия ИГЭА. 2013. № 1 (87). С. 8 -12;

13.  Рагозин Н.П. Понятие «духа» в ранних работах К. Маркса: становление концепции духовного производства // Культура и цивилизация. 2018 № 2(8). С. 8 -19.


 
Яндекс.Метрика