Роль преподавателя в эпоху цифровизации высшего образования |
Автор: Радовинчик О.А. |
27.11.2024 17:35 |
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Радовинчик О.А., преподаватель, ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России, г. Луганск, РФ Аннотация. В связи с тем, что поток знаний человечества непрерывно увеличивается в объеме, происходит смещение акцента с усвоения
накапливаемых сведений на овладение разнообразными механизмами приобретения
новых знаний и умения самостоятельно обучаться. Повышение уровня цифровой
компетентности любого человека происходит автоматически из-за необходимости работы
с различными источниками и носителями информации. В статье
рассматривается роль преподавателя в системе образования в условиях применения
цифровых инструментов и различных образовательных платформ. Поднимается вопрос
о том, действительно ли цифровые технологии являются помощником для
преподавателя. Проводится сравнительный анализ традиционной и цифровой систем образования. Ключевые слова: цифровизация, цифровое образование, высшее образование, цифровые
технологии, цифровая грамотность. Структура и содержание образования трансформируется в современных условиях перехода общества к глобализации, цифровой экономике, развитию информационных технологий. Цифровые технологии обеспечивают массу возможностей для их реализации в учебном процессе и улучшения образования, но эта интеграция далеко не проста [1]. Так же меняется роль преподавателя, переосмысливается его роль как главного источника знаний. А. Соболев, директор Департамента государственной политики в области высшего образования Минобрнауки РФ утверждает, что «цифровая среда требует от преподавателей совершенно другой ментальности, другой картины мира, другого способа работы со студентами. Преподаватель становится для студента тьютором, проводником по непростому цифровому миру» [2]. Т. И. Никулина, рассуждая о цифровизации образования, пишет «цифровизация образования ведет к изменениям в образовательных стандартах и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога» [3]. Для того, чтобы возможности, которые открывает цифровизация образования, положительно влияли на образовательный процесс, преподавателю необходимо адаптироваться к цифровому образованию. Традиционно задачей и ролью преподавателя всегда являлась передача знаний. Цифровизация внесла новые методы и инструменты в образование: онлайн-курсы, социальные сети, образовательные приложения. Благодаря этому роль преподавателя значительно снизилась. На сегодняшний день современный педагог должен обладать ИКТ-компетенциями. Они представляют собой комплекс знаний, умений и навыков, которые дают возможность эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для учебного процесса (создание цифровой среды, подготовка к занятиям и т.д.). За счет повышения средств планирования и организации образовательного процесса цифровые технологии создают условия для достижения цели формирования у обучающегося способности управлять собственным учением [4]. Цифровая трансформация – это многолетний процесс, который невозможен без участия педагога. Изменятся функции педагога и средства его труда, но останется цель - передать новым поколениям все лучшее, что есть в нас [5]. На занятиях преподаватель традиционно тратит значительное количество времени на изложение новой информации в то время, как электронное образование дает возможность переложить эту задачу на компьютер и позволяет педагогу сосредоточить все свои силы на обсуждении более сложного материала, ответы на вопросы студентов и т.д. Современный педагог выступает в роли фасилитатора, помогая обучающимся самостоятельно приобретать знания, в роли интегратора технологий в учебный процесс, он вынужден постоянно обучаться новым технологиям и развивать свои цифровые навыки. Современные технологии дают возможность педагогу лучше учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого студента, более точно и объективно оценивать успеваемость. Педагогу предоставлен широкий спектр цифровых ресурсов для организации педагогической деятельности и разработки гибких учебных программ. Он получает мгновенную обратную связь, обучает навыкам безопасного и эффективного использования Интернета и цифровых ресурсов, эффективно используя онлайн-платформы. На сегодняшний день педагог – это
творчески мыслящая и самостоятельная личность с опытом разнообразной
деятельности, сохраняющая позицию лидера, который оказывает помощь в поиске
источника информации, способствует конструированию личностного роста студента,
его знаний и умений, становится модератором учебного процесса. Литература 1. Радовинчик, О. А. Проблемы преподавания информатики в
медицинском вузе в условиях интеграции информационных технологий в образование
/ О. А. Радовинчик // Современные информационные технологии в условиях новых
вызовов: Материалы VII Международной научной интернет-конференции, Донецк, 17
мая 2024 года. – Донецк: Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования "Донецкий национальный университет экономики и
торговли имени Михаила Туган-Барановского", 2024. – С. 320-322. 2. Соболев А. Б. Меняйся или уходи. Цифровое образование
бросает вызов преподавателям вуза [Электронный ресурс] / А. Б. Соболев //
Электронная газета «Поиск». 2018. № 1-2. Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/. 3. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования:
понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко //
Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107-113. 4. Россомахина, О. М. Использование информационных технологий
в естественнонаучной подготовке будущих специалистов в сфере клинической
медицины / О. М. Россомахина // Материалы пула научно-практических конференций
: Материалы ІІІ Национальной научно-практической конференции с международным
участием, VI Международной научно-практической конференции, III Международной
научно-практической конференции и Научно-практической конференции с
международным участием, Донецк-Керчь-Луганск, 24–28 января 2022 года. – Керчь:
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»,
2022. – С. 571-573. 5. Блинов,
В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? / В. И. Блинов. —
Текст: непосредственный // Профессиональное образование. Столица. — 2019. — №
3. — С. 27-32. 6. Цифровая
трансформация педагогического образования: монография / Л. С. Носова [и др.]. –
Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021.– 227 с. |