Главное меню

Применение генеративного искусственного интеллекта в учебно-методической работе учителя начальных классов PDF Печать E-mail
Автор: Пихтовникова Е.Н.   
27.11.2024 16:02


ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Пихтовникова Елена Николаевна, учитель начальных классов МАОУ "Лицей № 6 имени Н.Д. Сафина" г. Уфа

 

Аннотация. Статья посвящена применению генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в учебно-методической работе учителей начальных классов. Рассматриваются основные направления использования ИИ, включая создание учебных материалов, индивидуализацию обучения и разработку визуальных ресурсов. Генеративный ИИ позволяет эффективно адаптировать задания к различным уровням подготовки учеников и автоматизировать рутинные задачи, что способствует повышению интереса к обучению. В статье также обсуждаются преимущества и вызовы, связанные с внедрением этой технологии в образовательный процесс.

 

Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, учебные материалы, индивидуализация обучения, визуальные ресурсы, проектная деятельность, автоматизация, промт

 

Введение

 

Современные технологии всё активнее проникают в сферу образования, предлагая новые инструменты для оптимизации и усовершенствования педагогической практики. Одной из таких технологий является генеративный искусственный интеллект (ИИ), который предоставляет учителям возможности автоматизации, креативной поддержки и индивидуализации обучения. В начальной школе, где педагогу необходимо учитывать разные уровни подготовки и способности детей, генеративный ИИ может стать эффективным помощником. В данной статье рассматриваются основные направления использования генеративного ИИ в учебно-методической работе учителей начальных классов.

 

Создание учебных материалов

 

Генеративный ИИ позволяет быстро и эффективно разрабатывать учебные материалы, адаптированные к потребностям учеников. Это особенно полезно для создания задач, текстов, упражнений и визуальных элементов. Для создания учебных материалов я использую генеративную нейросеть формата text-to-text и text-to-image – giga.chat.

 

Примеры:

1.Задачи по математике. ИИ генерирует задания, учитывая уровень подготовки детей:

Промт: "Создай 5 задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием тем из повседневной жизни (например, игрушки, конфеты)."

Результат: У Маши было 25 конфет, а Ваня дал ей ещё 17. Сколько конфет стало у Маши? В коробке лежало 80 карандашей. Учитель раздал ученикам 35. Сколько осталось?

2.Сказки для чтения. ИИ помогает создавать тексты, развивающие навыки чтения и мышления:

Промт: "Напиши короткую сказку (до 150 слов) для учеников начальных классов, где главные герои — щенок и котёнок, которые учатся дружить."

Результат: Сказка: Щенок Барсик и котёнок Мурзик часто ссорились. Однажды Барсик нашёл палку, а Мурзик — клубок ниток. Они решили поделиться игрушками. С тех пор Барсик и Мурзик всегда делились и больше не ссорились.

 

Индивидуализация обучения

 

Индивидуальный подход играет важнейшую роль в начальной школе. Генеративный ИИ позволяет адаптировать задания к уровню подготовки учеников, предоставляя персонализированные материалы и рекомендации.

 

Примеры:

1.     Персонализированные тексты. Для детей с разным уровнем подготовки ИИ предлагает тексты соответствующей сложности.

Промт: "Создай текст на 50 слов с простыми предложениями для первого класса."

Результат: "Котёнок играет с мячом. Мяч большой. Котёнок прыгает. Мяч катится. Котёнок ловит мяч."

2.     Упражнения на тренировку навыков. Если ребёнок испытывает сложности с орфографией, ИИ может предложить задания для их проработки.

Промт: "Составь список из 10 слов для тренировки написания с заданиями на запоминание."

3.     Гибкость в подходах. Для визуалов: "Создай картинку, объясняющую принцип сложения." Для текстового восприятия: "Напиши объяснение, как работает сложение с примерами."

 

Разработка визуальных материалов

 

Учебный процесс в начальной школе требует ярких и понятных визуальных материалов, которые делают обучение интересным и наглядным. Генеративный ИИ может автоматически создавать иллюстрации, инфографику, карточки и даже анимации. Для генерации изображений в своей практике я применяю кроме нейросети giga.chat, нейросеть Кандинский 3.1.

 

Примеры:

1. Иллюстрации к уроку.

  Промт: "Создай рисунок леса с животными (медведь, лиса, ёж). Рисунок для детей первого класса."

 2. Карточки для изучения букв.

  Промт: "Создай 10 карточек с буквами русского алфавита и изображениями, связанными с этими буквами."

3. Инфографика.

  Промт: "Сделай инфографику, показывающую цикл смены времён года."

  4. Анимация.

  Промт: "Создай анимацию, где мяч катится по наклонной плоскости, чтобы объяснить движение под наклоном."

 

Помощь в разработке проектных заданий

 

Проектная деятельность помогает развивать у детей творческое мышление, командную работу и самостоятельность. Генеративный ИИ облегчает подготовку подобных заданий, предлагая идеи и готовые планы.

 

Примеры:

1. Идеи проектов.

Промт: "Предложи три идеи для проектов на тему 'Природа вокруг нас' для учеников 3 класса."

Результат: Создание альбома с рисунками растений, растущих во дворе; Эксперимент: наблюдение за ростом растения в светлых и тёмных условиях; Постройка кормушки для птиц и ведение дневника.

 

2. Сценарии групповой работы.

Промт: "Напиши сценарий группового проекта на тему 'Животные в зоопарке'."

Результат: Группа делится на три команды: питание животных, их жилища и уход. Итог — совместный постер.

 

3. Планы творческих проектов.

Промт: "Составь пошаговый план для проекта 'Моя сказочная страна'."

Результат: придумать название страны; нарисовать карту страны; описать её жителей.

 

Преимущества и проблемы применения ИИ

 

Использование генеративного ИИ предоставляет учителям следующие преимущества:

- экономия времени на подготовку материалов;

- возможность индивидуализировать процесс обучения;

- творческое разнообразие на уроках;

- креативные идеи для проведения урока.

Однако важно учитывать и проблемы:

- необходимость обучения педагогов работе с ИИ;

- проверка качества и соответствия материалов принятым стандартам;

- этические аспекты;

- развитие критического мышления;

- экспертиза сгенерированных материалов.

 

Заключение

 

Применение генеративного искусственного интеллекта в работе учителя начальных классов открывает новые горизонты для педагогики. Современная технология помогает создать персонализированные, увлекательные и эффективные материалы, экономя время учителя и повышая интерес учеников к учебе. Однако успешная интеграция требует осознанного подхода, подготовки педагогов и соблюдения этических норм. В сочетании с профессиональным мастерством учителя генеративный ИИ становится мощным инструментом в современном образовании.

 

Литература

1.     Van Den Berg, G., & Du Plessis, E. ChatGPT and Generative AI: Possibilities for Its Contribution to Lesson Planning, Critical Thinking and Openness in Teacher Education. / G. Van Den Berg, E. Du Plessis // Education Sciences. – 2023. – DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13100998.-[05.11.2024].

2.     Kehoe, F. Leveraging Generative AI Tools for Enhanced Lesson Planning in Initial Teacher Education at Post Primary. / F. Kehoe // Irish Journal of Technology Enhanced Learning. – 2023. – DOI: https://doi.org/10.22554/ijtel.v7i2.124.- [05.11.2024].

 



Обновлено 27.11.2024 16:06
 
Яндекс.Метрика