Главное меню

Развитие цифровой экономики в сфере муниципального управления PDF Печать E-mail
Автор: Муталлапов И.И., Мальцев Д.В., Стовба А.В.   
25.03.2023 10:07

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Муталлапов И.И., студент

Мальцев Д.В., канд. хим. наук, доцент

Стовба А.В., канд. филос. н., доцент

г. Бирск,  ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ

 

На современном этапе информационная экономика, самым непосредственным образом влияя на систему коммуникаций власти, бизнеса и населения нашей страны, является важным инструментом качества оказания государственных услуг [2, 8, 11]. В данном аспекте вопросы, рассматривающие влияние цифровой экономики на повышение эффективности муниципального управления, безусловно, являются актуальными [12, 18].


Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы следующим образом определяет цифровую экономику: «цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [16].


Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017), отметил, что: «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а, следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества» [1].


По динамике развития информационно-коммуникационных технологий Россия находится в числе мировых лидеров. Благодаря высокому уровню компетенций российских специалистов в IT-сфере отечественные компании предлагают уникальные программные решения [ 9, 14, 17]. Москва входит в число мировых лидеров по применению цифровых технологий в современной городской (муниципальной) инфраструктуре, опережая такие мегаполисы, как Торонто, Токио, Гонконг, Барселона и Сидней.


Высокие показатели развития цифровой экономики нашей страны в данной сфере, безусловно, определяются регионами [3, 5, 15]. Так, например, в Республике Татарстан технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» входит в число лучших технопарков России согласно Национальному рейтингу технопарков России. На двух площадках технопарка работает более 150 компаний-резидентов. В рамках этой инновационной структуры функционирует более 3 тысяч рабочих мест. Программные продукты, разработанные резидентами данного ИТ-парка в области промышленности, транспорта, финансов и здравоохранения, включены в российский реестр импортозамещения, что составляет 85% от всех «цифровых» решений из Республики Татарстан. Система менеджмента информационной безопасности ИТ-парка признана соответствующей требованиям международного стандарта ISO/IEC 27001:2013.


Другое перспективное направление цифровой экономики это улучшение информационных коммуникаций при регистрации и ведении малого бизнеса в муниципалитетах [4, 10]. Так, дистанционный онлайн-сервис «Регистрация бизнеса и дистанционное открытие счета» (РБиДОС) разработан дочерней компанией ПАО Сбербанк АО «Деловая среда». РБиДОС представляет собой удобный интерфейс для физических лиц по регистрации бизнеса и открытию счета для ИП и ООО с единственным участником (учредителем). Длительность всей онлайн-процедуры, работающей по принципу «не выходя из дома», занимает не более 30 минут. Малому предприятию – пользователю РБиДОС предоставляется также обнуление государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя в электронной форме; предоставление усиленной квалифицированной электронной подписи; снижение тарифов по открытию и ведению расчетного счета для субъектов малого бизнеса.


Следует подчеркнуть, что применение информационных и коммуникационных технологий в сфере государственного и муниципального управления непосредственно связано с функционированием «Электронного правительства» [13]. По мнению А.А. Сидоровой, «широкий подход к трактовке электронного правительства предполагает не просто информатизацию   процессов государственного управления, повышение удобства и доступности государственных услуг и сокращение трансакционных издержек, но создание качественно новых моделей взаимодействия органов государственной власти с гражданами и деловыми кругами. Электронное правительство в своем идеальном виде рассматривается как противоположность бюрократизма и волокиты» [7].


В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечается, что управление развитием цифровой экономики невозможно без согласования интересов органов государственной власти, бизнеса, гражданского общества и научно- образовательного сообщества; реализации проектного подхода в организации управления, включающего три уровня управления – стратегический, оперативный и тактический [6]. На стратегическом уровне происходит утверждение направлений развития цифровой экономики; на оперативном уровне реализуется выполнение функций управления реализацией программы; консолидированный уровень определяет направления координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества по вопросам развития цифровой экономики.


Для реализации программных мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, программы «Цифровой экономики» необходимо взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с образовательными учреждениями в целях повышения квалификации кадров муниципальных служащих. На наш взгляд, актуальным является разработка образовательной программы по курсу «Цифровая экономика» для включения как в учебные планы по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», так и для реализации в рамках дополнительного профессионального образования.


Можно резюмировать, что активное внедрение современных цифровых и информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления становится ключевым направлением повышения эффективности их работы. Успешная реализация задач формирования и развития цифровой экономики зависит от эффективности взаимодействия органов муниципального управления с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества.

 

Литература

 

1. Выступление Президента Российской Федерации на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 19.03.2023).

2. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Системный подход к формированию стратегии развития агропродовольственного комплекса региона в условиях импортозамещения // Агропродовольственная политика России. - 2016. - № 6 (54). - С. 13-17.

3. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Прогнозирование развития агропродовольственной сферы сельских территорий // Аграрная наука. - 2014. - № 2. - С. 8-10.

4. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Устойчивое развитие сельских территорий - основа обеспечения продовольственной безопасности региона // Никоновские чтения. - 2014. - № 19. - С. 295-297.      

5. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Разработка стратегии импортозамещения в агропродовольственной сфере как актуальное направление научных исследований // Никоновские чтения. - 2016. - № 21. - С. 66-69.

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. 1632-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708030016 (дата обращения: 19.03.2023).

7. Сидорова А.А. Электронное правительство: повышение общественного участия в управлении государством // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - № 62. - С. 87-103.

8. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81.

9. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества: автореферат дис. ... кандидата философских наук. - Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. - 22 с.

10. Стовба А.В. Инновационные процессы в современном российском обществе // Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Издательство ТюмГУ, 2016. - С. 109-113.

11. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. - С. 395-398.

12. Стовба Е.В. Сценарное моделирование развития экономики сельских территорий Республики Башкортостан. -  М.: Издательство «Перо», 2012. - 155 с.

13. Стовба Е.В., Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). - С. 355-362.

14. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование сценариев развития сельских территорий региона. - М.: Издательство «Экономика», 2013. - 166 с.

15. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование производственной отраслевой структуры агроорганизаций региона (на примере Республики Башкортостан)  // Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность:  Материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права, 2012. - С. 336-340.

16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. 203. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 19.03.2023).

17. Askarov A.A., Stovba E.V., Askarova A.A. Ecological and economic evaluation of using arable land in the Republic of Bashkortostan // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - Institute of Physics Publishing, 2019. – Vol. 274. - P. 012095.

18. Stovba E.V., Stovba A.V. Scenario modeling of the development of agricultural production at the level of rural territory of the region // International Science and Technology Conference "FarEastСon" (ISCFEC 2019): Proceedings of the International Science and Technology Conference. - Far Eastern Federal University, 2019. - P. 225-227.


 
Яндекс.Метрика