Главное меню

Развитие цифровых технологий в муниципальной экономике PDF Печать E-mail
Автор: Давлетова А.Ф., Мальцев Д.В., Стовба А.В.   
25.03.2023 09:31

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Давлетова А.Ф., студентка

Мальцев Д.В., канд. хим. наук, доцент

Стовба А.В., канд. филос. н., доцент

г. Бирск,  ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ

 

В настоящее время развитие цифровизации муниципальной экономики нашей страны является стратегической задачей [7, 12]. Безусловно, наблюдаемая цифровая трансформация национальной экономики затрагивает в первую очередь ее ключевые отрасли, сосредоточенные в современных городах, муниципалитетах и является неотъемлемой частью обеспечения функционирования их систем управления [2, 11].


Необходимо констатировать, что города во всем мире развиваются очень быстро, и управлять ими становится все сложнее. Чтобы контролировать процесс, необходимо активно применять инновационные методы управления. В данном ракурсе на помощь приходят цифровые технологии, которые позволяют эффективнее распределять ресурсы и управлять городскими (муниципальными) пространствами, что особенно актуально в условиях взрывного увеличения количества городского населения в мире.


Важно подчеркнуть, что трансформация и развитие муниципальных образований в условиях повсеместной цифровизации экономических процессов требуют внедрения в управление городской средой новейших информационных и интерактивных технологий [10, 15, 16]. В настоящее время муниципальными органами власти совместно с региональными и государственными органами активно ведутся работы по развитию единого информационного пространства России. Они осуществляются с помощью внедрения местных (локальных) программ, которые являются составляющими этого жизненно важного пространства [1, 8].


Применение информационных технологий в управлении муниципальными образованиями возможно по следующим направлениям [3]:

1) управление самими муниципальными образованиями;

2) работа с населением, т.е. использование различных личных кабинетов или, наоборот, общедоступных информационных площадок, как, например, электронная регистратура;

3) при взаимодействии с вышестоящими организациями или такими же муниципалитетами.


Вся совокупность информационных платформ, банков и баз данных, технологий представляет собой единое информационное пространство, которое подчиняется общим принципам и правилам [4].


Стратегическая цель работы подобной сложной информационной мегасистемы – это эффективное взаимодействие с населением и удовлетворение потребностей граждан [6, 9, 13]. Так, например, создание общенациональной телекоммуникационной сети играет большую роль в формировании такого единого информационного пространства, использование возможностей которого, во-первых, объединяет различные локальные системы, во-вторых, (и это самое главное), обеспечивает население как потребителя муниципальных услуг открытым доступом к локальным и общим территориально-распределительным ресурсам.


Можно констатировать, что сегодня на уровне муниципалитетов наблюдаются проблемы с использованием открытых информационных ресурсов и поэтому главным политическим и экономическим аспектом этого вопроса является интеграция единого информационного пространства муниципальных образований, субъектов Российской Федерации в национальное и мировое информационное пространство. Конечно, необходима юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов.


В связи с этим следует сформулировать главные цели создания и развития единого информационного пространства России, а именно [14]:

- обеспечение прав граждан страны на доступ к информации, что определено и защищено Конституцией Российской Федерации;

- создание возможности на законном основании осуществлять контроль над деятельностью органов власти со стороны граждан и различных общественных организаций, начиная с федерального уровня и заканчивая местным (муниципальным);

- повышение общественного самосознания, ответственности и активности граждан посредством пользования научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией;

– реализация возможности самообразования граждан на основе обращения к информационным фондам в области культуры, образования, медицины.


Также можно выделить следующие направления цифровизации муниципальной экономики в России: обновление институциональной среды развития процессов управления муниципальными образованиями в части закрепления форм и условий государственного регулирования и поддержки; развитие инфраструктуры взаимодействия стейкхолдеров (информационной, инженерной, финансовой, технологической) [5].


Резюмируем, что трансформация муниципального управления на базе концепции построения «умных» городов позволит не только решать внутренние проблемы муниципалитетов, предотвращая потенциальные угрозы, но и внедрять инновации в городскую среду, повышая их инвестиционный потенциал.

 

Литература

 

1. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Системный подход к формированию стратегии развития агропродовольственного комплекса региона в условиях импортозамещения // Агропродовольственная политика России. - 2016. - № 6 (54). - С. 13-17.

2. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Прогнозирование развития агропродовольственной сферы сельских территорий // Аграрная наука. - 2014. - № 2. - С. 8-10.

3. Минстрой России представил первый индекс IQ городов [Электронный ресурс] // Минстрой России: официальный сайт. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-pervyy-indeks-iq-gorodov (дата обращения: 21.03.2023).

4. Национальную программу «Цифровая экономика» ждут значительные изменения [Электронный ресурс] // D-russia.ru. URL: https://d-russia.ru/nacionalnuju-programmu-cifrovaja-jekonomika-zhdut-znachitelnye-izmenenija.html (дата обращения: 21.03.2023).

5. Овчинников В.Н., Кетова Н.П. Системодополняющий эффект взаимодействия инновационного потенциала и институциональной среды региона // Экономика региона. - 2016. - Т. 12. Вып. 2. - С. 537-546.

6. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653.

7. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81.

8. Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. - 2012. - № 7 (31). - С. 153-163.

9. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества: автореферат дис. ... кандидата философских наук. - Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. - 22 с.

10. Стовба Е.В. Сценарное моделирование развития экономики сельских территорий Республики Башкортостан. -  М.: Издательство «Перо», 2012. - 155 с.

11. Стовба Е.В., Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). - С. 355-362.

12. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование сценариев развития сельских территорий региона. - М.: Издательство «Экономика», 2013. - 166 с.

13. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование производственной отраслевой структуры агроорганизаций региона (на примере Республики Башкортостан)  // Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность:  Материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права, 2012. - С. 336-340.

14. Цифровая экономика РФ [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 (дата обращения: 21.03.2023).

15. Askarov A.A., Stovba E.V., Askarova A.A. Ecological and economic evaluation of using arable land in the Republic of Bashkortostan // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - Institute of Physics Publishing, 2019. – Vol. 274. - P. 012095.

16. Stovba E.V., Stovba A.V. Scenario modeling of the development of agricultural production at the level of rural territory of the region // International Science and Technology Conference "FarEastСon" (ISCFEC 2019): Proceedings of the International Science and Technology Conference. - Far Eastern Federal University, 2019. - P. 225-227.

 


 
Яндекс.Метрика