Главное меню

Перспективы внедрения цифровых технологий в систему муниципального управления PDF Печать E-mail
Автор: Камалова И.Н., Ахметов Р.И.,Мальцев Д.В., Стовба А.В.   
24.03.2023 18:18

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СИСТЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Камалова И.Н., студентка

Ахметов Р.И., студент

Мальцев Д.В., канд. хим. наук, доцент

Стовба А.В., канд. филос. н., доцент

г. Бирск,  ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ

 

Достижение нового качества государственного и муниципального управления возможно в условиях изменения формы управленческой деятельности на основе цифрового представления информации, использования сквозных цифровых технологий и единых цифровых информационных платформ [4, 12]. В связи с этим Правительством России разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая непосредственно направлена на повышение эффективности государственного и муниципального управления [7]. Это напрямую связано с тем, что цифровая экономика предоставляет большие возможности для развития системы управления, оказания государственных услуг, создания новых возможностей взаимодействия населения и субъектов предпринимательства с государством в результате использования цифровых технологий.


Несмотря на то, что местное самоуправление (МСУ) не является частью государственной власти, оно является основой государства. В связи с этим для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления особое значение приобретают вопросы цифровизации процессов муниципального управления. С одной стороны, это напрямую связано с цифровой парадигмой развития, как государства, так и общества в целом. С другой стороны, это связано с необходимостью участия органов муниципальной власти в реализации национальных проектов (НП), а именно в достижении целей, результаты которых, должны быть видны в каждом субъекте и в каждом муниципальном образовании [9]. В связи с этим целью исследования является анализ современных тенденций цифровизации муниципального  управления, рассмотрение существующих проблем, препятствующих внедрению и использованию цифровых технологий на местном уровне.


Деятельность органов местного самоуправления предполагает прямое и обязательное участие населения исходя из его интересов в решении вопросов местного значения. Тогда как функционирование органов местного самоуправления должно быть направлено на повышение эффективности взаимодействия с населением и ориентировано на определение социально-экономических проблем населения, вовлечение их в МСУ и выработку путей решения существующих проблем. Именно такие возможности может дать цифровизация процессов муниципального управления [1, с. 80-83].


Характерным примером повышения эффективности взаимодействия населения и органов местного самоуправления является портал «Добродел», который позволяет жителям Московской области взаимодействовать с органами исполнительной власти и решать конкретные проблемы, вносить предложения без заполнения бумажных документов. Организация функционирования системы портала «Добродел» сводится к тому, что зарегистрированные пользователи могут сообщать о проблемах в бизнесе, выражать благодарность, делать предложение и другие возможности, в том числе с помощью мобильного приложения. Портал «Добродел» - аналог портала «Наш город», который работает в Москве, где горожане могут оставить обращение практически по всем волнующим их вопросам. В 2018 году количество зарегистрированных пользователей портала «Добродел» составило более 800 тысяч, в 2019 году – более 1,5 миллиона. На начало 2023 года число пользователей достигло 2,7 млн. человек, а количество поступивших сообщений превысило 7 млн. [2].


Также можно выделить функционирование Единого портала обращений граждан в Санкт-Петербурге, который позволяет без ограничений направлять обращения в любой орган исполнительной власти города по данному вопросу в соответствии с законом «О порядке для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Информационный ресурс представляет собой электронную приемную исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в которую могут направлять запросы как зарегистрированные пользователи, так и пользователи без регистрации. Предполагается, что новый информационный ресурс позволит значительно сократить время обработки запросов, поступающих через портал, за счет времени, необходимого для отправки запроса и получения дополнительной информации [5]. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что рассматриваемые порталы способствуют повышению качества муниципальных услуг и расширению форм взаимодействия граждан и органов власти.


Перед проведением комплексного процесса внедрения цифровых технологий в муниципальное управление необходимо научить муниципалитеты работать с данными и максимально использовать их для повышения качества и уровня жизни граждан, а также подготовить муниципалитеты к работе с услугой «Активный гражданин». Поэтому в целях создания благоприятных условий для реализации комплекса технических решений, направленных на повышение качества управления городскими ресурсами, Росатом подписал соглашения с представителями 15 администраций городов о реализации проекта «Бережливый умный город». Технология Lean Smart City направлена на повышение качества и эффективности управленческих процессов в экономике города за счет минимизации ошибок и сокращения времени процессов, оптимального использования ресурсов и вовлечения жителей в решение вопросов, непосредственно связанных с жизнедеятельностью муниципального образования, через использование инструментов сбора и анализа цифровых данных. По оценкам администрации города Саратова, где ранее был реализован проект, технология позволяет экономить более 7% городского бюджета в год. Это напрямую связано с тем, что внедрение цифровых технологий в городское хозяйство позволяет анализировать эффективность текущих процессов в городе и впоследствии оптимизировать эти процессы, повышая тем самым продуктивность муниципального управления [11].


Безусловно, следует отметить, что в России особое внимание уделяется совершенствованию системы государственных услуг. С учетом этого сформирована концепция «Сервисного государства 2.0» на период до 2024 года, основным принципом которой является комплексное решение жизненных ситуаций населения - наиболее популярных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются миллионы граждан, на основе автоматизированных сервисов. Гражданам предоставляется возможность получать госуслуги в опережающем режиме посредством многоканального взаимодействия [15, 17]. Следовательно, сервисная парадигма способствует не только поддержке и развитию программного обеспечения, но и приводит к существенным изменениям в цифровой архитектуре государства, как на государственном, так и на муниципальном уровне. В перспективе цифровые сервисы должны охватывать 90% «контактов» граждан и бизнеса с государством [10].


Таким образом, переход на цифровое автоматизированное обеспечение процессов управления и их различных аспектов на уровне муниципального управления позволяет не допустить отстранения муниципальных органов от решения задач, направленных на повышение уровня и качества жизни населения [16]. На сегодняшний день достигнут значительный прогресс в трансформации муниципального управления в условиях цифровизации, который включает внедрение технологий безбумажного документооборота в органах государственной власти и управления, реализацию межведомственного электронного взаимодействия, развитие ИТ-инфраструктуры, создание общедоступных облачных вычислительных инфраструктур, комплексов, разработку и представление в пользование открытых данных по общественно значимой информации [18, с. 177-181].


Однако решения, инициируемые органами государственной власти, в современных реалиях в меньшей степени учитывают интересы и специфику функционирования органов местного самоуправления [6, 14]. Кроме того, более 90% российских муниципалитетов вынуждены работать в сфере цифровизации в условиях финансовой незащищенности бюджета. В данном аспекте следует учитывать, что в условиях дефицита бюджета у муниципалитетов не хватает средств и кадров с необходимым опытом и квалификацией для решения вопросов, связанных с цифровизацией своей деятельности [3, с. 2-5]. Кроме того, стоит отметить, что в настоящее время российское законодательство в части регулирования цифровых технологий недостаточно разработано, что определяет отсутствие его целостного научного осмысления, несмотря на очевидные проявления в практике последних лет. В то же время существует множество специфических проблем, начиная от неравномерного развития широкополосных каналов связи и заканчивая цифровой безграмотностью муниципальных служащих [8, 13]. Подводя итоги, можно сделать вывод, что данные факты ставят под сомнение успешность внедрения цифровых технологий в муниципальное управление.


Обеспечить решение выявленных проблем и переход на «фигуру» муниципального управления возможно при реализации межбюджетных мероприятий по финансированию в интересах муниципальных образований для выполнения общегосударственных задач. Также должны быть приняты меры по обеспечению муниципальных образований компетентными кадрами и организации методической поддержки органов местного самоуправления в сфере цифровизации с целью повышения эффективности работы по цифровизации муниципального управления. В связи с этим необходимо разработать официально регламентированный механизм тесного взаимодействия федеральных и региональных органов власти с муниципальными образованиями.


Устранение вышеперечисленных проблем и реализация предложенных рекомендаций могут значительно повысить эффективность работы по цифровизации муниципального управления и обеспечить реальное участие местного самоуправления в решении общегосударственных задач. В таких реалиях цифровизация будет способствовать решению существующих социальных проблем, упрощая коммуникации между государством, бизнесом и населением, обеспечивая повышение качества и скорости предоставляемых услуг, повышение их производительности и эффективности.

 

Литература


1. Варвус С.А. Возможности цифровой экономики в муниципальном управлении // Самоуправление. - 2019. - № 3 (16). - С. 80-83.

2. Добродел: [сайт]. - URL: https://dobrodel.mosreg.ru (дата обращения: 19.03.2023).

3. Губов А.Ю. Пути цифровой трансформации органов местного самоуправления // Метод. - 2019. - №1. - С. 2-5.

4. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Прогнозирование развития агропродовольственной сферы сельских территорий // Аграрная наука. - 2014. - № 2. - С. 8-10.

5. Единый портал обращений граждан: [сайт]. - URL: https://letters.gov.spb.ru (дата обращения: 19.03.2023).

6. Масалимов Р.Н., Стовба Е.В. Социальные и психологические проблемы молодежи сельских территорий (на примере Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1. - С. 374-397.

7. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_ NcN2nOO.pdf (дата обращения: 19.03.2023).

8. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. - С. 159-162.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019. - Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_318543 (дата обращения: 19.03.2023).

10. Представлена концепция «Сервисного государства» версии 2.0: [сайт]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/events/38530 (дата обращения: 19.03.2023).

11. Росатом: официальный сайт. - URL: https:// www.rosatom.ru (дата обращения: 19.03.2023).

12. Стовба Е.В. Сценарное моделирование развития экономики сельских территорий Республики Башкортостан. -  М.: Издательство «Перо», 2012. - 155 с.

13. Стовба Е.В., Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). - С. 355-362.

14. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование сценариев развития сельских территорий региона М.: Издательство «Экономика», 2013. - 166 с.

15. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование производственной отраслевой структуры агроорганизаций региона (на примере Республики Башкортостан)  // Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность:  Материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права, 2012. - С. 336-340.

16. Стовба А.В. Инновационные процессы в современном российском обществе // Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Издательство ТюмГУ, 2016. - С. 109-113.

17. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. - С. 395-398.

18. Черкасова М.А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт // Муниципальная академия. - 2020. - № 1. - С. 177-181.


 
Яндекс.Метрика