Взгляд на некоторые проблемы дистанционного обучения Печать
Автор: Сабирова Л. Р., Гилёва О.В.   
02.05.2022 10:43

ВЗГЛЯД НА НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

«Никакие технологии не могут заменить хорошего педагога»

В.В. Путин

 

Сабирова Л. Р., студентка 4 курс

Гилёва О.В., ст.препод. кафедры ВМиФ

г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал БашГУ

 

Дистанционное обучение – это новый вид образования, доступный в настоящее время почти во всех странах, наряду с другими формами обучения – очной, заочной и экстернатом в системе непрерывного образования. Любая форма обучения нуждается в определении эффективности, чтобы быть достаточно уверенными в том, чтобы материальные и интеллектуальные затраты на организацию данной системы обучения в конце концов оправдают себя. Сначала попробуем определиться с понятием эффективности дистанционного обучения. Если исходить из значения самого слова, то эффективное обучение означает действенное для производства или для какой-то другой сферы деятельности в системе образования. Эффективными можно назвать концепцию, метод и средства обучения, если они способствуют более качественному, легкому и быстрому достижению поставленных целей обучения. Педагогическую же эффективность мы понимаем как достижение поставленных целей обучения, современными педагогическими и технологическими средствами. [2]


В условиях среднего общего образования с целью активизации познавательной активности обучающихся по информатике могут использоваться различные технологии дистанционного обучения, такие как кейс-технологии, интернет-технология, телекоммуникационная технология, технологии, основанные на использовании образовательных сред, способные постоянно обновляться и настраиваться под определенные нужды образовательного процесса.


Наряду со всеми нововведениями, связанными с внедрением спектра компьютерных технологии, возникают ряд сопутствующих проблем, таких как:


·                        Технологические вопросы с настройками входа на онлайн- платформу, их исправление порой отнимает много времени урока.

·                        Некоторые дети испытывают психологические трудности из-за отсутствия живого общения и не могут хорошо учиться из-за стресса. Им трудно перестроиться на виртуальное обучение, где нельзя оценить свои и чужие достижения.

·                        Сложно заинтересовать детей новым материалом. Резкий переход на дистанционное обучение заставил учителей тратить много времени на подготовку к урокам, создание презентации и т.д.

·                        Школьники перегружены дополнительными заданиями и не успевают делать уроки, которые им задают учителя.


Этим и прочими проблемам дистанционного обучения посвящены работы Андреева А.А., Полат Е.С., Хуторского А.В. и др.


Под дистанционным обучением Андреевым А.А. понимается интегральная форма обучения, базирующаяся на использовании арсенала информационно-коммуникационных технологий, применяемых для получения и самостоятельного изучения учебного материала, а также диалогового взаимодействия между участниками образовательного процесса, независимо от конкретного образовательного учреждения и их расположения в пространстве и времени. [1]


Е.С. Полат оптимистически прогнозировал: «Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно 40-50% учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере появления для этого соответствующих условий) будет приходиться на долю дистанционного обучения. Именно поэтому важно особенно тщательно подойти к разработке теоретических основ этого нового для нас вида обучения». [3]


Дистанционным образованием Хуторский А.В. считает обучение, при котором субъекты обучения, имея пространственную и временную удаленность, реализуют учебный процесс с помощью средств телекоммуникации.


На сегодняшний день дистанционное образование шагнуло далеко вперед в связи со срочностью его введения во время пандемии коронавируса. В этот период дистанционная форма обучения показала свои преимущества, но и недостатки перед традиционной формой обучения обострились.  Но несмотря на многообразие проблем в области дистанционного образования эффективное развитие и становление этого направления продолжается. Научная значимость модернизации и развития дистанционного образования сегодня проявляется в форме инновационных педагогических методик и технологий электронного обучения. И несмотря на то, что решение глобальных проблем дистанционного обучения не произойдет молниеносно, хочется верить, что, работая над ними, будут изобретены некоторые механизмы и винтики нового «летательного аппарата», позволяющего подняться человечеству на высшую орбиту человеческого развития.


Таким образом, для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, а необходим творческий подход к делу и создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий – это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.

 

Литература


1.     Андреев А. А. Очерки дистанционного обучения в России // Управление образованием: теория и практика. 2014. №1 (13). С. 16-31

2.     Коняева Е. А., Прокопенко Е. В. Дистанционное образование и его педагогические принципы // Всероссийская студенческая научно-практи-ческая конференция «Актуальные проблемы образования: позиция молодых» по материалам Всероссийской научно практической конференции 2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016 – С. 202.

3.     Полат Е. С., Хуторской А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе // Эйдос. №1. 2021 – С. 140