Главное меню

Сетевое взаимодействие и дистанционные образовательные технологии: правовой аспект PDF Печать E-mail
Автор: Высочанская Ю.М.   
31.05.2020 12:51

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

 

Высочанская Ю.М., заместитель директора

г. Москва, ГБОУ «Шуваловская школа № 1448»

 

Нормативное закрепление дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), в том числе при сетевом взаимодействии, происходило постепенно и оформилось принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  [6] (далее – ФЗ № 273). ФЗ № 273 нормативно закрепил такие образовательные технологии, как:


-         сетевая форма реализации образовательных программ;

-         дистанционные образовательные технологии;

-         электронное обучение;

-         экстернат.


Вместе с тем сохраняется достаточное количество правовых, организационно-методических и технических проблем при применении как ДОТ, так и сетевого взаимодействия. Среди таких проблем:


1)      определение правовой природы договора о сетевой форме реализации образовательных программ (административный договор, гражданского-правовой договор, договором sui generis) [2];

2)      отсутствие в нормативных правовых актах особого порядка при реализации образовательных программ в сетевой форме [4];

3)      отсутствие понимания как оформляется сетевое взаимодействие с организацией-партнером, не имеющей лицензии на осуществлении образовательной деятельности;

4)      необходимость соответствия всем лицензионным требованиям при реализации образовательных программ только посредством ДОТ;

5)      неопределенность в разрешении экономических аспектов сетевого взаимодействия организаций-партнеров [7];

6)      отсутствие специфики реализации общеобразовательных программ и программ высшего образования посредством ДОТ.


Необходимо отметить, что в 2019-2020 гг. законодателем и федеральным органами исполнительной власти предприняты значительные меры для решения указанных проблем. Основной мерой является принятие Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ [5] (далее – ФЗ № 403), в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. при сетевой форме реализации образовательных программ:


-           допускается возможность освоения обучающимся не только образовательной программы, но и отдельно её составных частей в том числе различных вида, уровня и (или) направленности;

-           меняется состав существенных условий в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ (ч. 2 ст. 15 ФЗ № 273 с 01.07.2020);

-           порядок организации и осуществления образовательной деятельности и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ совместно утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) и Министерством просвещения Российской федерации (далее -Минпросвещения России);

-           в приложении к лицензии не указываются места осуществления образовательной деятельности;

-           обеспечивается открытость и доступность информации о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с ФЗ № 403 в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.


Активное применение ДОТ при введении на территориях субъектов Российской Федерации режимов повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) выявило потребность в законодательном закреплении положения о разграничении полномочий Минпросвещения России и Минобрнауки России. Так, требуется законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Минпросвещения России и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: по вопросам общего образования и среднего профессионального образования – Минпросвещения России; по вопросам высшего образования – Минобрнауки России. В связи с этим разработан и внесен в Государственную Думу Российской Федерации Законопроект № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [1] (далее – Законопроект).


В случае принятия Законопроекта потребуется признание утратившим силу Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 [3] (далее – Порядок), а также принятия приказов Минобрнауки России и Минпросвещения Россия в части регламентации ДОТ и электронного обучения в соответствии со своими полномочиями.


Анализ действующего правового регулирования свидетельствует об отсутствии ограничений для участников сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ в сетевой форме с применением ДОТ и электронного обучения. Однако не в действующем Порядке, не в утратившем силу приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» не содержалось норм, конкретизирующих применение ДОТ и электронного обучения при сетевом взаимодействии.


Так, например, при утверждении сетевой образовательной программы только одной организацией отсутствует механизм включения рабочей программы (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, а также необходимых оценочных и методических материалов), реализуемой в рамках сетевого взаимодействия организацией-партнером посредством ДОТ и электронного обучения, в сетевую образовательную программу.


По-прежнему остаются неурегулированными на подзаконном уровне:

-           условия, при которых сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей;

-           вопросы приема и перевода обучающихся, выплаты им стипендий и других денежных выплат, предоставления иных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством образовании;

-           иных организационных вопросов, сопутствующих реализации сетевых программ в сетевой форме (например, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности у одного из участников сетевого взаимодействия, ликвидации организации, участвующей в сетевом взаимодействии).


Целесообразно рассмотренные проблемные вопросы обсудить в профессиональном педагогическом сообществе с целью выработки единообразных подходов для их решения. Представляется, что сформулированные единообразные способы решения рассмотренных проблем могут быть учтены федеральными органами исполнительной власти при разработке и принятии подзаконных нормативных актов, а также методических рекомендации для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и участвующих в реализации образовательных программ (их частей) в сетевой форме.

 

Литература


1.  Законопроект № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7 (дата обращения: 29.05.2020).

2.  Матвеев В.Ю. Правовая природа договора о сетевой форме реализации образовательных программ // Юрист. 2018. N 4. С. 18 - 24.

3.  Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016 (дата обращения: 29.05.2020).

4.  Соболев А. Б. Сетевая форма реализации образовательных программ: различия и типология // Universum. Вестник Герценовского университета. 2014. № 3–4. С. 4.

5.  Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019 (часть V). № 49. Ст. 6962.

6.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 29.05.2020).

7.  Шевелева, Н. А. и др. Сетевая форма обучения: состояние правового ре-гулирования и перспективы развития / Н. А. Шевелева, М. Ю. Лаврикова, И. А. Васильев // Закон. — 2016. — № 5. — С. 161–170.


 
Яндекс.Метрика