Главное меню

Педагогические аспекты применения мультимедийных средств для социально-бытовой подготовки учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью PDF Печать E-mail
Автор: Радкевич Т.Ю.   
30.05.2020 10:05


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Радкевич Т.Ю., Республика Беларусь, г. Витебск,

ГУО «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

 

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, одной из важнейших задач образовательной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью является социализация, тесно связанная с овладением социальным опытом. Дефицит последнего прямо определяет проблему формирования социальной и, как ее составляющей, социально-бытовой компетенции [1]. Этим определяется необходимость специальной организации социально-бытовой подготовки. Она осуществляется в рамках учебных занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка», а также во внеучебное время.


Для решения данной задачи создан ряд учебных наглядных пособий. Однако необходимая учащимся информация в них представлена лишь частично. Очевидным является, что для подготовки к учебным занятиям по социально-бытовой ориентировке педагогу необходимо подбирать теоретический материал из разных источников, самостоятельно изготавливать различные демонстрационные материалы.


В исследованиях и публикациях, посвященных вопросам информатизации специального образования, отмечается, что грамотное использование педагогом сочетания традиционных компонентов обучения с мультимедийными технологиями способствует формированию у учащихся необходимых знаний, умений и обобщенных способов деятельности, готовности к применению их в измененных условиях; а также усилению наглядности за счет активного использования компьютерного моделирования.


В рамках диссертационного исследования нами была поставлена цель: научно обосновать, разработать, апробировать и внедрить в практику специального образования педагогическую мультимедийную технологию социально-бытовой подготовки учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. В процессе исследования были определены условия реализации данной технологии: учет педагогом конкретных этапов учебного занятия, на котором применяется электронный материал; грамотное сочетание его применения с традиционными дидактическими средствами обучения учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью; опора при подборе и создании электронного материала для учебных занятий на содержание действующих учебных программ; решение задач формирования у учащихся необходимых знаний, умений и обобщенных способов деятельности, а также готовности к применению их в измененных условиях; овладения учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью определенными умениями и навыками в самостоятельном пополнении своих знаний; обеспечение коррекционной направленности социально-бытовой подготовки; активное использование возможности компьютерного моделирования, проблемного обучения, алгоритмов и заданий, предусматривающих выбор нескольких правильных ответов.


Определены подходы к отбору программного материала для представления его в мультимедийном виде: 1) наличие в учебном материале сложных, не всегда доступных в режиме реального времени социально-бытовых объектов, предметов и действий; 2) потенциал применения компьютерного моделирования различных ситуаций для виртуального выполнения соответствующих ролей в социально-бытовой среде, которую невозможно воссоздать в пределах кабинета социально-бытовой ориентировки; 3) возможность компьютерного иллюстрирования проблемных ситуаций, связанных с ориентировкой в социально-бытовом окружении; 4) потребность в мультимедийном сопровождении демонстрации педагогом «ошибочных» действий в социально-бытовом окружении для их анализа учащимися.


Выделены виды практических мультимедийных заданий, обеспечивающих:


·                        воспроизведение изученного учебного материала в практических заданиях на узнавание, называние и выбор объектов, предметов и действий с ними;

·                        воспроизведение изученного алгоритма или последовательности этапов действий в быту, необходимых для ориентировки в практическом задании;

·                        исполнение учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью различных социально-бытовых ролей в виртуальном плане и решение проблемных ситуаций, связанных с ориентировкой и действиями в быту, правилами поведения.


Разработано мультимедийное сопровождение уроков социально-бытовой ориентировки в VI классе по учебной программе первого отделения вспомогательной школы и методические рекомендации для педагогов по его применению [2]. Показана возможность повышения уровня социально-бытовой компетенции у учащихся первого отделения вспомогательной школы при использовании данной педагогической мультимедийной технологии. Результаты ее апробации указывают на возможности улучшения результативности социально-бытовой подготовки при проведении работы в данном направлении в большем объеме.

 

Литература


1. Коноплева А. Н. Вопросы трансформации содержания специального образования в контексте компетентностного подхода // Спецыяльная адукацыя, 2009. № 3. С. 3–9.

2. Радкевич Т. Ю. Применение педагогической мультимедийной технологии на уроках социально-бытовой ориентировки с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью// Спецыяльнаяадукацыя,2014. № 1. C. 16–21.



Обновлено 30.05.2020 10:07
 
Яндекс.Метрика