Применение средств и методов ИКТ в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Печать
Автор: Никифорова М. Е.   
23.05.2020 13:13

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Никифорова М. Е., педагог – организатор

ДНР, г. Горловка, МУДО г. Горловки «Центр Внешкольной Работы»

 

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без информационных ресурсов. Они также значимы, как и материальные, энергетические и трудовые. Они дают огромные возможности по овладению информационным пространством. Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности человека, вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию детей школьного возраста.


В наши дни тема информационных технологий в образовании, в том числе и в дополнительном, является одной из самых актуальных. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационному обществу. Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов.


Из-за огромного количества информации появилось множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес для нас представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся становится все труднее.


Одним из самых доступных средств в данном случае является использование компьютерной техники и сети Интернет. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют педагоги дополнительного образования и методисты при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ:

во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме;

во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных;

в-третьих, в создании таковых участвуют обучающиеся творческих объединений, приобретая для себя немало новых навыков и принося этим самым пользу не только себе, но и учреждению дополнительного образования детей.


При использовании информационных технологий и услуг сети Интернет, у обучающихся повышается кругозор знаний, также они получают практические навыки работы с персональным компьютером и сетью Интернет, что обязательно пригодится им в дальнейшей жизни.


Сегодняшние обучающиеся учреждений дополнительного образования достаточно активно интересуются информационными и Интернет технологиями, сеть Интернет в данном случае может выступать отличным средством для развития их творческих способностей.


Сеть Интернет позволяет обучающимся не только получать нужную информацию, но и самим опубликовывать свои работы, что является отличным стимулом в обучении.


В отечественной педагогике учение рассматривается как процесс, главными компонентами которого являются знания и действия. Такое понимание процесса учения восходит еще к Я. А. Каменскому, который определил знания частично как чувственные представления, а главным образом - как понятия и их системы, описывающие объекты и явления в их общих внешних свойствах, связях, и объясняющие их сущность. Детализация структуры и состава знания и действия позволяет учесть все приведенные компоненты в содержании дополнительной образовательной программы, повышая тем самым эффективность компьютерного обучения.


Все виды деятельности, независимо от конкретного содержания, включают следующие компоненты:

· потребности и мотивы,

· задачи,

· действия,

· операции.


Особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности, заключаются в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко-машинной коммуникативной системы.


Компонентами учебной деятельности при компьютерном обучении являются:

· учебная задача,

· система учебных действий,

· моделирование содержания объектов усвоения,

· преобразование модели,

· действия самооценки и контроля.


Учебную задачу ставит педагог. Поскольку компьютер неспособен на эмоции, при постановке задачи, разъяснении методов ее решения и контроля путей решения обучающегося, необходимо особое внимание уделять мотивации, имея, наряду с традиционным учебным планом (или сценарием программы) мотивационный план. Тактика мотивации, состоящая в подбадривании, похвале, вызове на соревнование и т.п., увязывается с решениями, создающими условия для стимуляции учебы. При компьютерном обучении необходимо определять мотивационное состояние обучаемого, реагировать с целью мотивации на действия рассеянных, менее уверенных или недовольных обучающихся, а также поддерживать тонус уже мотивированных обучаемых. Структура мотивационной основы деятельности обучаемого отражает перечисленные компоненты учебной деятельности, представляя их как этапы обучения.


На первом - сосредоточении внимания на учебной ситуации - необходимо дать обучаемому информацию об актуальности и практической значимости темы, заинтересовать, развить стремление к получению нового знания.

На втором - конкретизировать вопросы, помогающие овладению способами рациональной учебной деятельности, развивающие теоретическое мышление.

На третьем этапе - выборе решения - необходимо создать индивидуальную установку на данную деятельность.

На четвертом, последнем этапе, когда обучаемый нуждается в оценке и корректировке действий, ему необходимо предоставить возможность выбора вида помощи, выдавать эту помощь в доброжелательной форме, выдавать, в случае затруднений, дополнительные задачи, алгоритмические предписания по их решению и мотивационные указания.


Исследование показало, что наиболее эффективной формой компьютерного обучения является "педагог-компьютер-группа обучающихся". Эффективна совместная деятельность, осуществляемая в педагогике сотрудничества. При использовании компьютера как средства обучения можно выделить следующие типы задач: уже имеющиеся дидактические задачи, в которых повышается эффективность их решения за счет использования справочных и экспертных систем в обучении; организация контроля и тренировки при сохранении традиционной формы обучения; новые дидактические задачи, например, имитация эксперимента; моделирование содержания объектов усвоения.


В XXI веке уже недостаточно иметь академические знания и критичность мышления, для достижения успеха нужно ещё иметь технические навыки. Поэтому уже в раннем возрасте дети стремятся получить знания в области информационных технологий, как наиболее перспективной области деятельности человека. Как следствие, в последнее время стали очень популярными различные компьютерные курсы и образовательные информационные системы. На сегодняшний день большинство учреждений дополнительного образования имеют современную компьютерную технику, использование которой необходимо не только на занятиях компьютерных творческих объединений, но и возможно их применение во всех творческих объединениях различной направленности.


Возможность применения ИКТ в воспитательно - образовательном процессе рассматривалось в статьях Малиновой Л.А, Афанасьева К. Е., Новожиловой Н.В. и других авторов.


Любой обучающийся индивидуален, и осваивает новый учебный материал по-разному. Педагогам приходиться находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. С использованием передовых информационных технологий, сети Интернет, средств мультимедиа удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся стало намного проще.


Использование сети Интернет даёт доступ к различным библиотекам, позволяет участвовать, как обучающимся, так и педагогам дополнительного образования и методистам в видеоконференциях и дискуссиях. Сеть Интернет позволяет всем участникам воспитательно - образовательного процесса легко и быстро обмениваться информацией. Большую популярность в последнее время получили сетевые сообщества педагогов. Уже сейчас в сети Интернет существует большое количество ресурсов, созданных и поддерживаемых обучающимися учреждений дополнительного образования детей, а также педагогами. Такие проекты развивают самостоятельность, коллективизм (так как поддерживаются данные проекты обычно группой обучающихся), целеустремлённость.


Используя информационные технологии, учреждения дополнительного образования поощряют педагогов на проведение экспериментов, внедряя групповое преподавание, увеличивая продолжительность занятий, реализуя эмпирическое обучение и другие педагогические модели. Подобные организационные изменения помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся.


Использование информационных технологий в учреждениях дополнительного образования детей предусматривает применение информационных технологий во всех сторонах деятельности учреждения. А именно:

· обучение;

· управление;

· методическая работа педагогов и методистов;

· внеклассная работа.


Это означает, что компьютер должен использоваться не только как средство обучения, но также для решения учебных и производственных задач, как обучающимися, так и педагогами, методистами и администрацией учреждений дополнительного образования детей.


В последние годы большую популярность приобретают идеи дистанционного образования с использованием передовых средств информационных технологий. Дистанционное образование помогает решать задачи обучения и повышения квалификации людей, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать на занятиях в учебном заведении. В связи с бурным развитием информационных технологий, технических средств и стремительным ростом объёма необходимой для успешной деятельности информации, дистанционное образование становится очень актуальным в наше время.


Сетевые технологии (глобальные компьютерные сети) – это техническая основа дистанционного образования. Электронная почта в данном контексте является лишь часть всего того, что могут предложить глобальные сети для решения задач дистанционного обучения. С помощью глобальных сетей, таких как Интернет, обучающиеся творческих объединений, педагоги дополнительного образования и методисты могут принимать участие в конференциях, использовать всевозможные справочные ресурсы, электронные каталоги, получать всевозможную графическую, аудио и видео информацию. Сеть Интернет является очень удобным средством дистанционного обучения, которая может обеспечить практически всеми средствами обучения и тестирования, а также общением между педагогами и обучающимися.


Всё же было бы не совсем правильно считать, что компьютер может заменить педагога. Компьютер в данном случае выступает как средство воспитательно - образовательного процесса. Руководить же, по-прежнему, должен педагог. С другой стороны, при дистанционном обучении на основе Интернет технологий, возникает возможность осуществлять дифференцируемый подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Так же обучающийся может усваивать учебный материал в режиме, который наиболее соответствует уровню его индивидуальной подготовки.


Использование Интернет – ресурсов делают дистанционное образование более наглядным и понятным. Технология мультимедиа позволяет использовать текст, изображения, графики, аудио и видео, а также анимацию в интерактивном режиме.Также с помощью средств дистанционных образовательных технологий или электронного обучения можно оценивать учебные и внеучебные достижения обучающихся.


Главная проблема дистанционного образования является её молодость, это сравнительно молодая форма образования, находящаяся в стадии становления, тем не менее, она имеет огромные перспективы. К сожалению, большинство педагогов стараются «уйти» от новейших форм образования и делать свою работу «по-старинке». В наше время сами обучающиеся толкают педагогов использовать новые методы и формы образования. Таким образом, педагог следует за тенденциями современного мира.


В своей педагогический деятельности, в процессе обучения, я использую:

- электронную почту (с её помощью налаживается общение между педагогом и обучающимся: рассылка заданий и материалов; получениеуведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);

- видеосвязь (можно проводить занятия с болеющими обучающимися);

-​ ресурсы мировой сети Интернет (использую в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и выгрузка собственных разработок заданий/уроков/тем).

В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками:

https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-matiematikie-tsielyie-i-ratsional-nyie-chisla.html.

https://www.youtube.com/user/MathTutor777/videos.

На данных сайтах представлены методические разработки уроков, занятий, воспитательных мероприятий преподавателей. Обучающийся в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить нужный материал. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть, либо обратиться к педагогу за консультацией.

Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, WhatsApp).

Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения педагога как с одним обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.


Таким образом, использование информационных технологий позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Необходимо признать целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий, продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними. Повышать квалификацию педагогов по использованию информационно – компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе.

 

Литература

1.  Андреев, А.А. Современные телекоммуникационные системы в образовании / Педагогическая информатика. - 2005.- № 1. 55 - 63 с.

2. Афанасьев, К.Е. Подготовка учителей школ к использованию ИКТ на уроках /Открытое и дистанционное образование. - 2004. - № 3. – 10 - 12 с.

3. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.

4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.

5. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".

6.Коменский Я.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.

7.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М., 1984.

8.Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения //Информатика и образование - 2004 - №

Интернет-ресурсы

1. Идеи Яна Амоса Коменского и современное образование

https://vestnik.susu.ru/ped/article/viewFile

2. Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского https://infourok.ru/ideya_naglyadnosti_v_didaktike_yana_amosa_komenskogo_i_v_sovremennom_obrazovanii