Актуальные проблемы дистанционного обучения XXI века в России Печать
Автор: Попова М.А.   
20.05.2020 11:46

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ XXI ВЕКА В РОССИИ

Попова М.А., магистрант 

г. Глазов,  ФГБОУ ВО ГГПИ им. В.Г.Короленко


В современном XXI веке одним из требований к современной жизни, являющимся одним из основных приоритетов во всех сферах жизни, является умение работать на компьютере. Исключением не становится и образовательная сфера, наоборот, с каждым годом всё больше и больше информационных технологий проникает в образовательный процесс. По статистике в России каждый год увеличивается число желающих обучаться дистанционно. Данную программу начало активно поддерживать государство. Примером может служить Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а именно статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»[1].

 

Однако, наряду со всеми нововведениями, связанными с внедрением спектра компьютерных технологий, возникает и ряд сопутствующих проблем. Первая проблема заключается в профессиональной подготовке преподавателей и учителей к форме дистанционного обучения. Успешное дистанционное обучение начинается с уверенности преподавателей в том, что их способностей хватит для изучения всех технологий и их успешного применения. В эту категорию можно отнести и организационные проблемы, связанные со сложностью выбора платформы для занятий с учениками, увеличение нагрузки как на учителя, так и на ученика. На текущий 2020 год мы имеем ряд педагогов неготовых к ведению формы дистанционного обучения.[6]

 

Суть второй проблемы заключается в готовности обучающихся. В процессе дистанционного обучения ученики сталкиваются с рядом преград в виде своих индивидуальных особенностей, условий обучения, умения использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы, технические проблемы и другое. На сегодняшний день не существует дистанционных программ, которые учитывали те или иные индивидуальные особенности каждого учащегося и, скорее всего, создать такие индивидуальные программы невозможно. Поэтому необходимо разработать дистанционно-образовательную среду, которая будет направлена на адаптирование всех учащихся.

 

Следующая проблема заключается в ограниченном объеме возможности внедрения информационных технологий в образовательные учреждения. Такое внедрение требует огромных ресурсов – времени и средств. Большой спектр новых учебных программ, методических рекомендаций, инструкций, пособий, примеров дистанционных уроков.

 

Четвёртая проблема. Отсутствие единого образовательного стандарта по дистанционному обучению в образовательных организациях.[2, с.58] Отсутствие единого стандарта, хотя бы в основных моментах обучения, прямо отражается на образовательном процессе.

 

Пятая проблема. Отсутствие понимания у педагогов, родителей и учеников «онлайн-обучение» и «дистанционное обучение». Мы сейчас не имеем онлайн образования, потому что этот формат предполагает, в частности, взаимодействие учеников с онлайн заданиями, которые (эти задания) ученики могут выполнять в удобное для них время, на протяжении необходимого им времени, пока они не достигнут удовлетворяющего их результата.  В этом формате могут и должны быть дедлайны. Могут и должны быть вопросы с открытым ответом, должна быть обратная связь от тьютора-учителя. Основное обучение происходит индивидуально и во взаимодействии с онлайн ресурсами, которые могут не только вводные давать (видео или адуио), но и предоставлять незамысловатую обратную связь на действия ученика. Дистанционное образование же  предполагает ряд установочных встреч, постановку ученических стратегий для автономной работы, деление программы на осмысленные модули и другое. Суть в том, что дистанционный процесс обучения должен решить проблемы, описанные ранее. 

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области дистанционной педагогики существует ряд актуальных проблем, которые необходимо решить для поднятия качества дистанционного образования. Необходимо создание единого дистанционного образовательного стандарта: электронных учебников, методических рекомендаций, учебных пособий, а также различных комплексов и программ.

 

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.Существенный вклад в решение данных проблем внесут нововведения и инновации в области дистанционной педагогики. Для этого необходимо проводить новые исследования в области применения информационных технологий в образовательных организациях, изучать влияния информационных технологий на педагогику в целом, а также на преподавателей и учащихся. 

 

Список используемой литературы:

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (по-следняя редакция), статья 16.

2.Глазнева С.Е. Коняева Е.А. Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийск. студ. науч.-практ. конференции 2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016. – С.57-59. 

3. Загузина Н. Н., Невзоров Б.П. Проблемы развития дистанционной педагогики// Вестник Кемеровского государственного университета 2014, Невский институт управления и дизайна, Кемерово 2014. – С.64 – 66.

4.Коняева Е.А., Прокопенко Е.В. Дистанционное образование и его педагогические принципы // Всероссийская студенческая научно-практическая конференция "Актуальные проблемы образования: позиция молодых" по материалам Всероссийской научно-практической конференции 2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016 – С.202 – 204.

5. Интернет-исследование: Проблемы перехода  на дистанционное обучение  в Российской Федерации глазами учителей. Лаборатория медиакоммуникаций в образовании  НИУ ВШЭ: https://icef.hse.ru/data/2020/04/15/1556221517/Дистанционное%20обучение%20глазами%20учителей.pdf (дата обращения: 19.05.2020)


Обновлено 20.05.2020 11:48