Роль медиаобразования в развитии высшего образования Печать
Автор: Андреев С.А.,Дерибо К.Д.   
19.05.2020 09:38

РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Андреев С.Е.

Дерибо К.Д.

г. Минск, Белорусский государственный экономический университет

 

Люди, родившиеся в последнем десятилетии XX – начале XXI века, имеют принципиально другой опыт взаимодействия с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ). Их жизнь неразрывно связана с использованием персональных компьютеров и мобильных устройств, которые в свою очередь становятся образовательными площадками. В связи с этим особую актуальность приобретает медиаобразование.


Для педагогов распространение информационно-коммуникационных технологий означает, что авторитет учителя, который не владеет компьютером, неуклонно будет снижаться. Ведь сами ученики активно используют средства массовой коммуникации и для получения необходимой информации, и для формирования и распространения собственной позиции по различным проблемам развития общества (например, в социальных сетях).

Поэтому возникает запрос на медиаобразование, как процесс подготовки человека к жизни в среде электронных массовых коммуникаций и средства формирования медиаграмотности личности, то есть способности критически оценивать информацию[2].


В настоящее время не существует единой теории медиаобразования, хотя и существуют медиаобразовательные теории. Медиаобразование возникло стихийно как разнородный опыт, основанный на разнообразных философских теориях или же только на результатах практической деятельности.

Необходимо не только расширение использования ИКТ в учебном процессе, в воспитании, в организации деятельности педагогов, но и придание медиаобразованию статуса учебной дисциплины. К сожалению, распространение медиаобразования, как правило, происходит спонтанно, педагоги стихийно практикуют самые разнообразные его формы.

Игнорируется и социальная сторона процесса медиаобразования. Одна из самых значимых теорий медиаобразования получила распространение в Европе и возникла на критической концепции, идейно восходящей к Франкфуртской школе. Медиаобразование – обучение искусству понимания социального, политического и экономического контекста сообщений, идущих по медийным каналам.

Акцент делается на том, что необходимо адекватно воспринимать социально-обостренные и новостные материалы. Важно уметь выражать свои мысли языком медиа. Данная теория определяет медиаобразование как процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации [3].


Медиаобразование не представляет собой радикально новое явление. Так, оно получило широкое распространение в развитых странах мира: в средних школах Австралии и Канады медиаобразование является обязательным компонентом обучения.

Помимо этого, медиаобразование достаточно востребовано на постсоветском пространстве. Например, в России медиапедагогика имеет статус учебной дисциплины в высшей школе, существуют специальные программы переподготовки педагогов в сфере медиаобразования.

Выделяют следующие педагогические подходы к использованию социальных и цифровых технологий образования: передаточный, диалогический, конструктивный и со-конструктивный подходы[1].


В современных условиях развитие медиаобразования не является задачей только системы образования, оно способно помочь в решении более широкого круга общественных проблем. Например, для предотвращения манипулирования общественным сознанием со стороны СМИ необходимы определенные навыки и знания. Медиаобразование способно представить человеку такие знания и сформировать такие навыки посредством анализа медиатекстов, формирования критического мышления, выявления манипулятивных воздействий со стороны СМИ или их владельцев. Вдобавок, для личности обучение посредством медиаобразования служит средством социализации и получения необходимых компетенций в цифровом обществе.

 

Литература.

1.                     Сергеева, М.Г. Медиаобразование в условиях цифровизации современного общества //Казанский педагогический журнал. 2019. №. 5 (136). С.19-25.

2.                     Федоров, А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 c.

3.                     Шариков, А.В. Так что же такое медиаобразование?// Медиаобразование. 2005. №. 2. С.75-82.

 

 


Обновлено 19.05.2020 09:40